МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 13
1. Дайте определение этноса как социальной общности. Какими признаками обязательно обладает этнос, какими – не обязательно. Как вы думаете, почему именно эти признаки были выделены в качестве обязательных признаков этноса? В чем причины устойчивости этнических общностей в современном мире? Всегда ли этнос является социальной группой? Почему?
2. Укажите основную историческую эволюцию этнополитических общностей. Чем отличается социологическое значение термина «нация» от его обыденного словоупотребления? В чем принципиальное отличие народности от нации? К какой парадигме – «эволюционной или «плюралистической» – тяготеет данная классификация? Почему род не является этнополитической общностью?
3. Укажите основные особенности этнополитического состава России. К каким языковым семьям относятся наиболее многочисленные народы, населяющие Россию? В чем специфика национально-государственной политики России на протяжении всей ее истории? Как менялась эта политика в различные исторические периоды? Укажите основные этапы национально-государственного строительства в СССР. Дайте определение титульного этноса. Какой этнос является титульным на территории вашего проживания?
4. Вспомните положительные и отрицательные примеры межэтнического взаимодействия на территории региона вашего проживания. Что конкретно могли бы вы посоветовать властям, чтобы избежать негативного опыта в этой сфере?
Основные термины и понятия
Нация– в российской традиции под этим термином понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этнического государства или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.
Народность– этнополитическое образование, характерное для развитых аграрных обществ. Выделяется сословие, осуществляющее политическую власть. Внутренние рынки неразвиты. Экономическое единство обеспечивается за счет налогообложения, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение.
Титульный этнос – этнос, давший название государственным и другим территориально-административным образованиям.
Этнос– социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой и отличающая себя от других таких же общностей.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 77–86.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 11.
Дополнительная:
3. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 304–328.
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 7. С. 171–204.
Глава 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕСС ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ
Понятие социального института
Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт. Понятие социального института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский.
Социальный институт – организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.
Таким образом, институты выполняют в обществе две основные функции:
– повышение эффективности удовлетворения данной потребности или группы потребностей;
– поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и индивидами в процессе удовлетворения потребностей.
Структура институтов
Институт включает в себя:
– социальную группу (или группы), осуществляющую удовлетворение данной потребности. Разновидностью таких групп являются социальные организации, призванные удовлетворять данные потребности;
– устойчивую совокупность норм, ценностей, образцов поведения, технологических приемов, обеспечивающих удовлетворение потребности, а также систему символов, регулирующих отношения в этой сфере деятельности (фирменная марка, флаг, обручальные кольца и т.д.);
– зафиксированное в общественном сознании идеологическое обоснование деятельности института, которое сам Малиновский называл хартией. Хартия может оформляться как специальный документ (например, программа политической партии, устав и учредительные документ фирмы), а может существовать в устной традиции (например, система мифов, обосновывающих вражду, или наоборот – дружбу между соседними племенами);
– социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), используемые в деятельности института.
На каждом этапе развития общества выделяется свой набор институтов. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья и т.д.
На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подготовки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот момент принято относить к появлению и развитию системы общедоступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII–XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молодежи к жизни осуществлялась в рамках других социальных институтов – семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались другими социальными институтами (кланом, семьей, институтами ритуального обмена).
С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кровной мести и т.д.).
Институты и общество
Социальные институты возникают вместе с возникновением общества. Количество социальных институтов не ограничивается каким-либо жестким списком; однако в каждом обществе есть основные институты, определяющие функционирование данного общества и его культуры.
Существуют социальные институты разного уровня – большинство из них является частью более крупных институтов. Например, биржа – социальный институт, являющийся частью экономики.
Многие современные институты не существовали в обществах прошлого, хотя соответствующие потребности удовлетворялись (например, экономика, государство, парная семья и т.д.).
Одни и те же институты в разных обществах устроены по-разному, нецелесообразно и невозможно автоматически копировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ в других условиях.