Социальная стратификация и социальная мобильность 12 страница
зования населения»
Кризис образования и пути выхода из него
В чем специфика социологического анализа кризиса социального института образования в нашей стране? Прежде всего в стремлении связать его с кризисом производства, науки и культуры, т.е. тех социальных институтов, с которыми институт образования взаимодействует наиболее тесно. Анализ этих связей указывает на возникший разрыв в отношениях между социальными институтами, на автономизацию и дистанцирование каждого из них от образования.
Именно разрыв связей и привел к той ситуации, которую сегодня принято называть невостребованностью образования. Свои собственные проблемы, трудноразрешимые в условиях кризиса общества и его перехода к рыночной экономике, заставили и производство, и науку, и культуру отказаться от взаимодействий с институтами образования и сосредоточить внимание исключительно на вопросах самовыживания.
Ситуация в социальном институте образования не может не быть связана с тем, что резко снизился и продолжает снижаться производственный потенциал, не обновляются техника и технология, в результате чего экономика общества приобретает все более сырьедобываю-щий характер. Падает потребность общества в высокообразованных специалистах, поскольку в условиях быстро устаревающих технических и технологических систем можно обходиться без них.
То же относится и к потребностям науки и культуры. Их самодостаточность, возможность поддерживать имеющийся уровень еще какое-то время за счет наличных ресурсов, без пополнения молодыми образованными людьми ведет довольно быстро к исчерпанию существующего потенциала, а это будет означать практическую невозможность быстрого восстановления утерянных позиций. Не следует забывать, что образованное молодое пополнение и на производстве, и в науке, и в культуре может активно о себе заявить лишь при взаимодействии со средним и старшим поколениями, аккумулирующими в своей деятельности весь предшествующий опыт, накопленные знания, интеллектуальный запас общества.
Говорить о кризисе образования как социального института — значит иметь в виду его неспособность выполнить свои функции и справиться с
1 Когап Л.Н. Социология культуры С. 74
Раздел IV. Социальные институш
возложенными на пего задачами формирования полноценной личности, способной самоутвердиться, самореализоваться, самораскрыться в многообразной деятельности. Кризис образования — это прежде всего кризис человека. «Виновато» в этом не только образование, но и общество, которое часто рассматривает его крайне однобоко, лишь как средство подготовки человека к последующей жизни, к профессии, к труду.
Но'проблема состоит не только в том, чтобы признать справедливость этого суждения. Главное — превратить образование из выполняющего исключительно инструментальную роль (подготовка к труду, профессии, семейной жизни, восприятию искусства и т.д.) в разновидность социума, имеющего самоценную и самоцельную направленность. Важно сформировать такую образовательную среду человека, из которой ему не захочется выходить, в которой ему будет интересно и комфортно. В конечном итоге подобная трансформация образовательного социума позволит решать и его инструментальные задачи, но они окажутся не самодовлеющими, не важнейшими, а будут органично вплетены в ткань образовательной жизни человека.
Следовательно, необходимо концептуальное переосмысление образования как социальною института. Но это переосмысление, которое и является одним из путей преодоления кризиса образования, должно быть тесно сопряжено с другими путями, главными среди которых можно считать: 1) изменение «идеологии» образования, его парадигмы, т.е. понимание его повой социальной роли приоритетно развивающегося института; 2) материально-финансовое обеспечение процесса трансформации образования в условиях перехода к рыночным отношениям на базе его демократизации и гуманизации.
§ 3. Институт семьи
Семья как проблема социологии
Семья — эго особый социальный институт, по своей значимости характеризуемый многими социологами как наиважнейший. Такую традицию заложил еще О. Конт, который начинал анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Распад семьи, полагал Конт, означает распад общества. К этому выводу французский социолог приходил на основании анализа функций семьи, которые являются, по его мнению, самыми важными для общества. К таковым он относил сохранение культурного наследия, установление моральных и эмоциональных связей между людьми, определение баланса, равновесия между устремлениями раз-
Глава 21. Социальные институты в социальной сфере
ных поколений. Конт считал семью первичной, складывающейся на основе чувств формой объединения людей, из которой вырастают другие формы их объединения — племена, народы и т.д.
Не менее глубокий анализ семьи предпринял другой классик мировой социологии —- Г. Спенсер, который, как известно, первым осуществил институциональный анализ общества. Выделив шесть групп институтов, он на первое место поставил «домашние», а среди них ведущим считал семью и брак. Рассматривая их как социальный институт, показывающий включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями, Спенсер выявил эволюцию этого института от неупорядоченных отношений между полами до современных ему форм моногамии. При этом он сумел раскрыть связь между типом семьи и типом общества.
Итак, начало изучению семьи как социального института в классической социологии было положено, и начало неплохое. Многие теоретические положения, сформулированные еще в XIX в., сохранили свою актуальность до наших дней. В дальнейшем все крупные социологи, так или иначе рассматривавшие проблемы теории общества и социальных институтов, не могли пройти мимо интерпретаций семьи. Свою лепту внесли и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер.
Что касается социологии XX в., то она откликнулась на процесс усиления значимости этого социального института созданием особой отрасли — социологии семьи. Наиболее видными ее представителями на Западе в последние десятилетия считаются У. Берр, К. Киркпатрик, И. Най, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель (Франция), Э. Хаавио-Маннила (Финляндия) и др.
В отечественной науке еще в 1960-х гг. начала складываться собственная школа социологии семьи, у истоков которой стоял автор монографии «Брак и семья в СССР» (1964) А.Г. Харчев. Наиболее известными социологами семьи в нашей стране являются: А.И. Антонов, СИ. Голод, Т.А. Гурко, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Н.Я. Соловьев, Н.Д. Шимин, Н.Г. Юркевич, З.А. Янкова и др.
Авторы английского социологического словаря полагают, что одна из задач социологии семьи — изучение людей, сексуально воспроизводящих себя. Другая задача состоит в том, чтобы выяснить, какое место предназначается детям, являющимся продуктом сексуального союза, в системе родственных отношений. При этом авторы словаря выделяют два подхода, которые доминируют в современных социологических исследованиях семьи. Первый касается связи между типами семейной структуры и индустриализацией, второй — проблемы женщины в современном мире, ее неравного с мужчиной положения в обществе. Подчер-
Раздел IV Социальные институты
кивается, что «современная семья базируется на интимной и эмоциональной привязанности, маскирующей на самом деле фактическую эксплуатацию жен мужьями и детей родителями»1. Все эти социальные факты рассматриваются как процессы институционализации семьи.
По всей видимости, это так. Следует, однако, добавить, что социология семьи — активно разрабатываемая область социологического знания, предметная зона которой включает в себя жизненные циклы семьи, ее функции и социальные роли, изучение нормальной и деформированной последовательности фаз семейного цикла, «планированиеро-дительства», семейное общение, организацию досуга, причины распада семей, появление новых форм семейной жизни, явление кризиса семьи и пути его преодоления.
Естественно, в центре социологических исследований должна находиться современная семья, изучаемая с позиций институционального подхода. Прав М.С. Мацковский, полагающий, что семью следует анализировать как социальный институт прежде всего в тех случаях, когда необходимо выяснить, насколько ее образ жизни и функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Чтобы увидеть будущее семьи, необходимо создать модель семьи как социадыюго института2.
Особенности семьи как социального института
В чем состоит специфика семьи как социального института? Во-первых, она обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением (т.н. «стандартная» семья, в противоположность «нестандартной» семье, создаваемой двумя или более людьми любого пола, не являющимися родственниками).
Во-вторых, семья как социальный институт выступает в качестве саморегулирующейся системы. Ее члены сами фактически создают микрокультуру общения, вырабатывают единый взгляд на многие жизненные ценности. Все это сопровождается столкновением позиций членов семьи, возникновением естественных в этой сигуации противоречий, разрешение которых возможно в результате соглашений и взаимных усгупок, которые сами, в свою очередь могут быть достигнуты за счет внутренней культуры людей, их определенной моральной и социальной зрелости.
В-третьих, семья существует как санкционированный обществом союз. Стабильное функционирование этого института возможно лишь
* The Penguin Dictionary ol Sociology P 235
2 См Мацковский M С Социолошя семьи проблемы теории, методологии и мею-дики М , 1989 С 20-22
Глава 21 Социальные институты в социальной сфере
тогда, когда он взаимодействуют с другими институтами, прежде всего с государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют с помощью самых разных социальных механизмов ее создание, функционирование и изменение. В рамках этих институтов создаются правовые и моральные нормы и разрабатываются санкции, направленные на поддержание семьи как важной социальной общности.
В ходе изучения взаимодействия социального института семьи с другими институтами возникает целый спектр проблем, среди которых самыми животрепещущими оказываются: браки (в том числе повторные) и разводы, добрачное поведение и стабильность семьи, новые формы семьи и механизмы ее функционирования, отношения разведенных супругов и детей, меняющиеся функции семьи и социальные роли ее членов, взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой, супружеские конфликты и распределение обязанностей в семье и т.д.
Социальный институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведение членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статусы. Они, естественно, связаны с теми социальными функциями, которые реализуются семьей как социальным институтом.
Функции семьи
Две из них могут быть названы центральными: воспроизводство семьи (рождение детей) и их первичная социализация. К .этим функциям, которые чаще всего определяются в отечественной литературе как репродуктивная и воспитательная, часто добавляют и другие: гедонистическую (которую иногда называют функцией эмоционального удовлетворения), защитную (семья действительно должна защищать своих членов), сексуальную (связанную с удовлетворением сексуальных потребностей), функцию организации свободного времени членов семьи, функцию заботы о престарелых и др.
Правильнее было бы вообще не перечислять функции и не рассматривать каждую из них, как чаще всего делается в работах по проблемам семьи, а характеризовать их как общественные и индивидуально-групповые. Если семья определяется как социальный институт, значит, речь идет о ее общественных функциях. Когда же она выступает как социальная общность (группа), точнее обращать внимание на индивидуально-групповые функции. С учетом этого обстоятельства к функциям семьи как социального института можно было бы отнести прежде всего: воспроизводство общества, социализа-
Раздел IV. Социальные институты
цию молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление определенного социального статуса членам семьи, социальный контроль, сексуальный контроль, экономическую и социальную поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества1.
Институт брака
В социологической литературе институт семьи часто анализируется вместе с институтом брака. Под ним подразумеваются, как правило, социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, uuemu-туционализация отношений между мужем и женой как гражданами государства. В отличие от брака, под семьей понимаются межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Каждый из этих институтов имеет разные формы. Институт брака включает в себя эндогамную и экзогамную формы. Первая, преобладавшая в доиндустриальных, примитивных обществах, предполагает выбор брачного партнера лишь в пределах своей группы. Экзогамный брак требует выбирать брачных партнеров за пределами своей социальной общности. Возникнув также в доиндустриалыюм обществе, эта форма брака стала характерной сегодня для подавляющего большинства стран. Одна из важных задач такого брака — избежать кровосмешения, что обусловливает запрет жениться на близких родственниках.
Еще две формы брака — моногамия и полигамия. Первая означает брак одного мужчины с одной женщиной, вторая — брак, при котором в супружестве существует более одного партнера. Полигамия предполагает три формы брака. Наиболее распространенная среди них — полигиния, означающая брак одного мужчины с несколькими женщинами (многоженство). Во многих странах, где господствует мусульманство, многоженство разрешено законом. Вторая форма полигамии — полиандрия, при которой одна женщина имеет нескольких мужей. В наше время это крайне редкая форма брака, сохранившаяся в отдельных примитивных, в основном островных сообществах. Наконец, третья форма полигамного брака, столь же редко встречающаяся среди немногочисленного населения нашей планеты, ведущего родоилеменной образ жизни, — групповой брак, при котором несколько мужчин и женщин состоят одновременно в брачных отношениях между собой.
1 См. подробнее о функциях и сгруюурах семьи: Антонов А Я, Медков В.М Социология семьи. М., 1996. Гл. 3.
Глава 21. Социальные институты в социальной сфере
Формы семьи
Теперь поговорим о формах семьи. Наиболее распространенной в нашем обществе является нуклеарная семья, которая состоит из взрослых родителей и зависящих от них детей. В отличие от нее расширенна я семья включает в себя, кроме родителей и детей, кого-либо из родсч вечшиков мужа или жены, живущих вместе с ними.
Семьи можно также подразделять (по числу детей в них) на многодетные (более трех детей), средисдетные (двое-трое детей), мал одет пые (один ребенок) и бездетные. По структуре распределения власти между супругами выделяются эгалитарные семьи (в которых существует равенство супругов в принятии основных решений) и традиционные (когда основные решения принимает муж). Для традиционной семьи характерно подчинение младших старшим, жены мужу. Здесь существует строго дифференцированная половая мораль: что позволено мужчинам, запрещено женщинам.
Кризис семьи и поиск выхода из него
Последняя четверть XX в. отмечена кризисом семьи как социального института (эта точка зрения принимается почти всеми социологами). Кризис проявляется и в возрастании количества разводов, и в увеличении числа одиноких мужчин и женщин, и в росте занятости женщин в общественном производстве, и в возникновении новых стилей и форм семейного поведения, означающих зачастую отказ от сложившихся традиций, и т.д.
В сущности, кризис семьи — это прежде всего утрата ею в значительной степени своих традиционных функций — репродуктивной, воспитательной, гедонистической. Другой наиболее существенный показатель кризисного состояния семьи,—резко возросшее количество разводов. Их причины разнообразны: несовместимость характеров и взглядов супругов, пьянство, вынужденное раздельное проживание, взаимные измены, невозможность иметь детей, сексуальные расстройства и т.д.
Социология активно исследовала феномен развода не только с точки зрения его причин, но и последствий, и установила в этой связи, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Повторные браки формируют новый тип семейных отношений между родственниками от разных браков. Получаст широкое развитие сожительство вне брака (добрачное, внебрачное) со всеми вытекающими отсюда последствиями как положительного, так и отрицательного характера.
il
Раздел IV. Социальные институты
В то же время следует отметить, что, несмотря на кризис семьи как социального института, ценность его (равно как и ценность брака) в сознании большинства людей сохраняется. Это связано, в частности, с тем, что кризис семьи оказывается не только деструктивным обстоятельством, но и началом складывания новых нетрадиционных форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентации в данной сфере жизнедеятельности людей.
Происходящие изменения требуют иного осмысления социального института семьи. Дело не только в том, что появляются новые формы и типы семьи, меняется поведение людей в ее рамках. Возникает новая парадигма этого социального института, в основе которой — изменение предназначения семьи. На смену тысячелетнему господству хфинципа «человек для семьи» приходит новый — «семья для человека».
Традиционно личное растворялось в семейно-групповом, что имело под собой объективную социально-экономическую основу в виде определяющей роли семьи в жизни человека. Но отсюда же вытекало противоречие между этой ролью и интимным, личным, глубинным, что живет в каждом из членов семьи. Подчиняться «интересам семьи» означало зачастую подавлять в себе это личное. На такой почве и возникали противоречия, то и дело доходившие до антагонизма.
Сегодня общество переживает обновление семьи и супружества, формирование его нового типа, что впервые в истории становится возможным за счет внутренних ресурсов этого социального института. Такими ресурсами являются и любовь-страсть, и романтическая любовь, и любовные переживания, и эротические влечения. Разумеется, значительную, подчас ведущую роль играют положительно направленные духовные запросы супругов.
Современный этап развития института семьи можно определить как переломный, поскольку старые силы, поддерживавшие традиционные семейные отношения, уходят в прошлое (вместе с отношениями), новые же силы, призванные укреплять возникающие формы и образцы семьи, еще не заявили о себе в полную мощь
Вопросыи задания
1. Какие социальные институт ы относятся к социальной сфере? Почему их вычле
нение связано с определенными сложностями?
2. Как институты социальной сферы взаимодействуют с экономическими и полити
ческими институтами? Каково их мест в социальной поли iикс юсударства?
3. Чю означает остаточный подход к социальной сфере? Какие пути его преодоле
ния вы могли бы назвать?
4. Охарактеризуйте существо социального института образования и его функции.
Глава 21. Социальные институты в социальной сфере 407
5. Почему в социологической науке более предпочти] ельлым является использова
ние не системного, а инештуционалышго подхода к образованию"? Покажите различия
этих подходов к образованию
6. В чем суть образования как глобальной проблемы общества?
7. Охарактеризуйте кризис образования и покажите, каковы пути выхода из него.
Попытайтесь ответить на эти вопросы с позиции социолога
8. В чем состоит специфика семьи как социального института? Какие обществен
ные функции она выполняет?
9. В чем социолог видит различие понятий семьи и брака? Какие формы того и дру
гого социального института можно выделить?
10. В чем видят социологи кризис семьи? Следует ли его, по вашему мнению, дра-
матизи рова гь?
Литература
Антонов А.И., Медков В.М. Социолошя семьи. М., 1996.
ГиддеисЭ. Социология. М., 1999. Гл.12, 13.
Григорьев СИ., Матвеева НА Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул, 2000.
Григорьева МА. Социальная полигика и социальное реформирование в России в 90-х гг. СПб., 1998.
Зборовский ГЕ. Образование: ог XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000.
Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социол. исслед. 2000. № б.
Кораблева Г.Б Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999.
Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.
Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социол. исслед. 1999. №11.
Образование в России. Федеральный справочник. М., 2001.
Осадчая ГЛ. Социология социальной сферы. М., 1999.
Осипов A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.
Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994. Гл. 13, 14.
Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 13, 21.
Холостова ЕЙ. Социальная политика. М., 2001.
Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М, 1997.
Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001.
Глава 22
Социальные институты в духовной сфере
§ 1 Понятие института в духовной i фере. § 2. Институт науки § 3. Институт религии. § 4 Иш титут культуры
§ 1. Понятие института в духовной сфере
Духовное производство
Вначале необходимо выяснить, что нредставляет собой духовная сфера жизни общества. Как уже отмечалось в главе 19, существо экономической сферы общества связано прежде всего с производством вещей, материальных благ, т.е. с материальным производством. Подчеркивалось, что в отличие от него существует духовное производство, выступающее как создание духовных ценностей и идей. Названный процесс и является содержанием духовной сферы жизни общества, точнее говоря, частью этого содержания, потому что, кроме создания идей и ценностей, существует еще их воспроизводство, распределение и потребление.
Само понятие духовного в нашем обществе долгие годы вызывало негативную реакцию, поскольку рассматривалось в основном как причастное к религии, церкви. Если в словарях русского языка чаще всего давались два значения термина «духовный»: связанный с внутренним, нравственным миром человека и с религией1, то в официальных трактовках оба эти значения сливались в одно, последнее. ■
Это было не что иное, как проявление вульгарно-материалистического мировоззрения, которое не могло не сказаться на социологии. Ее интерес к вопросам духовной жизни общества был крайне ограниченным, а конкретные исследования касались не столько внутреннего, духовного мира человека и социальных групп, сколько вопросов идеологического воздействия на них и эффективности этого процесса.
Правда, справедливости ради следует отметить, что некоторые проблемы институционального характера поднимались. В частности, исследовалось функционирование учреждений науки и культуры,
' См., например: Словарь русского ячыка. М , 1985. Т. 1. С. 455.
Глава 22. Социальные институты в духовной сфере 409
особенно последней. Было опубликовано немало социологических работ, в которых нашли отражение десятки конкретных исследований о театре, кино, музыке, клубе, библиотеке, парке и т.д. Появлялись работы, посвященные деятельности церкви, однако все они (или подавляющее большинство) подвергали ее резкой критике, поскольку существовала общая установка считать религию «опиумом для народа».
В 1970—1980-х гг. было опубликовано много работ социально-философского характера, касавшихся духовной жизни и духовного производства, их понятий, структуры, генезиса, источников, функций, механизмов, взаимодействия с материальным производством и материальной жизнью, культурной сферой жизни общества и его культурным производством. Несомненно, эти работы способствовали активизации социологического интереса к изучению духовной жизни и духовного производства общества.
Остановимся прежде всего на понятии духовного производства, поскольку оно составляет «сердцевину» духовной жизни, а следовательно, каждого ее социального института, будь то институты науки и религии, кулы уры и искусства и др. Есть два подхода к этому понятию — социально-философский и социологический. Первый означает рассмотрение его как производства социальных связей и отношений между людьми в форме идей, ценностей, теорий, образов, представлений и т.д. Социологический подход предполагает изучение духовного производства как определенным образом институционализированной духовной деятельности определенных групп людей (ученых, художников, деятелей церкви и др.). Естественно, речь пойдет прежде всего именно о таком понимании духовного производства, хотя следует отметить также необходимость использования первого подхода, равно как и недопустимость проведения между ними жесткой демаркационной линии.
Духовное производство осуществляется в многочисленных формах, которые выступают результатом общественно-исторической практики. Коль скоро это так, их нужно характеризовать как особые общественные образования и структуры, имеющие институциональную природу. Само духовное производство относительно самостоятельно, что подчеркивается его известной независимостью не только от материального производства, но и от социальных институтов, сформировавшихся на его основе. Собственно, основой стали виды духовного производства (наука, религия, искусство и др.), которые «имеют своим главным результатом сознание в качестве идеальной формы человеческого отношения, в качестве определенного типа духовного общения людей»1.
1 Духовное проилзодство. Социалыю-фи/юсофский аспект проблемы духовной де-Я1&/1ЫЮС1И. М, 1981. С. 149.
Раздел IV, Социальные институты
Функции духовного производства
Духовное производство выполняет в обществе важные социальные функции. Это прежде всего включение людей и их групп в систему имеющихся социальных и духовных связей и отношений. По существу речь идет о социально-интегративной функции духовного производства. Именно эту цель и преследуют социальные институты науки, культуры, религии и другие, когда организуют сложную систему духовной деятельности как в сфере научного, художественного, религиозного и иного духовного творчества, так и в области освоения и распределения продуктов этого творчества.
Другая институционально значимая функция духовного производства состоит в производстве новых идей, знаний и технологий духовного творчества. Социальные институты в духовной сфере жизни общества стремятся прежде всего к созданию благоприятных условий для креативно-творческой деятельности, поскольку именно она способна и объединить вокруг себя большие группы людей и дать возможность им «самопроявиться» в репродуктивных формах активности.