Особенности и основные причины развития социологии в России

Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Основные из них заключаются в следующем.

Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.). Не случайно Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика B.C. Соловьева. В своих работах они показали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что в понимании многих вопросов государственного устройства и общественных отношений российские мыслители не уступают своим коллегам из других стран, а в чем-то и значительно их превосходят.

Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не придержи вались узких рамок, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой.

Третьей и, пожалуй,главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма. И это не случайно, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в основе своей протекало в общем русле мирового движения.

Реформа 1861 г., положившая водораздел между до- и послереформенным этапами русской истории, заострила проблемы экономической, социальной и духовной жизни. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений имели своим следствием: а) ослабление позиций общинного социализма; б) рост буржуазно-либеральных взглядов: в) усиление влияния марксистской теории на основе активного роста социальной базы. Четко проявляется также потребность в осмыслении традиций и новаторства в условиях быстро меняющегося общественного уклада.

Таким образом, развитию социологии в России способствовали следующие факторы:

§ все возрастающий интерес интеллигентных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;

§ бурное развитие капиталистических отношений, усложнение социальной структуры общества и рост социальной мобильности населения;

§ развитие теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям.

9.Интегральная социология П. А. Сорокина. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сот статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.
В истории социологии трудно найти другого ученого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных методологических проблем этой науки - ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане.
По Сорокину, общество - это `совокупность людей, находящихся в процессе общения`. Феномен социального - в `связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов` Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т. е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные. Социология, отмечал П. А. Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают `внешним бытием` и непосредственно наблюдаемы, т. е. поведение взаимодействующих лиц. Социология - это `наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных`. В этом смысле она выступает как теория `социального поведения`, основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция-реакция). Вся социальная жизнь - это бесконечная цепная реакция акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде `Система социологии` он выделил три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т. е. теория эволюции общественной жизни.

10.Современная социология отличается многоообразием концепций, научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработан и видные американские социологиТолкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (1910-2003). Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой (индивиды, группы, коллективы и т.д.) находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Характер этих связей позволял построить относительно полную картину общества.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. По его мнению, любая социальная система для поддержания «социального порядка» и сохранения своего «равновесия» должна выполнять следующие функции:

§ приспособление к окружающей среде (адаптация);

§ формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целедостижение);

§ координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

§ снятие напряженности и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения(латентность — поддержание образца).

По первым буквам английских названий функций концепцию Парсонса принято называть системой AGIL и использовать как универсальный аналитический инструмент. Так, например, на уровне общества функцию адаптацииосуществляет экономика; функцию целедостижения — политика; функцию интеграции — право и культура: латентную функцию - институты социализации: семья, школа, церковь и т.д.

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается через категории «дифференциация»и «интеграция».

Мертон выделил три основных постулата функционального анализа:

§ постулат функционального единства общества (согласованность функционирования всех его частей);

§ постулат универсального функционализма (все общественные явления функциональны):

§ постулат функциональной необходимости (в обществе имеют место только необходимые ему функциональные социальные факты).

Из этих постулатов следует, что все происходящие в обществе социальные явления должны быть функциональны, способствовать его выживанию и адаптации к окружающей среде. А то, что не дает функционального результата, по Мертону, это - «дисфункция», и потому оказывается бесполезным и постепенно отмирает.

В противовес структурно-функциональному подходу, который ориентирован на социальное равновесие и рассматривает конфликт как дисфункцию или угрозу социальной системе, в современной социологии сложилоськонфликтологическое направление (конфликтология). наиболее яркими представителями которого являются Л. Козер, Р. Дарендорф и др.

Льюис Козер (1913-2003) — американский социолог, автор теории позитивно-функционального конфликта, в которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, наоборот, предполагает борьбу интересов, «борьбу за ценности и претензии на определенный статус. власть и ресурсы». По мнению Л. Козера, социальные конфликты выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, укрепление межличностных отношений, разрядка отношений в обществе и др.

Вместе с тем конфликтам отводится важная роль в обновлении общества, поскольку они не только порождают новые социальные институты, нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Ральф Дарендорф (1929-2009) — немецкий политолог и социолог, разработал теорию конфликтной модели общества. Его теория основана на четырех положениях:

§ каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;

§ в каждом обществе есть несогласие и конфликт;

§ каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

§ каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Р. Дарендорф считает, что в основе социальных конфликтов лежат не экономические, а преимущественно политические причины: борьба за власть, престиж. авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Источником конфликта является так называемый политический человек. По его мнению, конфликты могут возникать в любом обществе, где есть господство и подчинение, они — источники инноваций и социальных перемен, не позволяющие обществу застаиваться.

Конфликт нельзя разрешить, но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров. посредничества. арбитража и т.д. При этом наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов, согласно Дарендорфу, существуют в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая стабильность.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению поведения людей, их социальных взаимосвязей. Наиболее известные современные микросоциологические теории — символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология.

Основы феноменологического направления были заложены австро- американским философом и социологомАльфредом Шюцем (1899- 1959). Согласно его теории, человек познает социальную реальность через изучение повседневной жизни, анализ «обыденного сознания». И та система ценностей, которую он усвоил в процессе социализации, а также накопленный жизненный опыт, позволяют ему оценить, что для него возможно и допустимо, а что абсолютно исключено. По мнению Шюца, возможность объективного понимания человеческих взаимодействий заложена в самой основе повседневной жизни, т.е. в «мире повседневности».

В рамках феноменологической концепции сложились две крупнейшие школы — социология знания и эгнометодология. Начало социологии знания было положено последователями А. Шюца Питером Бергером и Томасом Лукманом,издавшими в 1966 г. книгу со знаменательным названием: «Социальное конструирование реальности».

Этнометодологическое направление в социологии является одним из самых «молодых». Его появление связывают с именем американского социолога Гарольда Гарфинкеля (1917-2011). И мен но он ввел в научный оборот термин «этнометодология». означающий методы, которые используют люди, конструируя социальный мир.

Этнометодологи рассматривают социальную реальность как продукт интерпретации людей, которые живут в мире смыслов, толкований, постоянно создаваемых ими. Поэтому каждый индивид, вступая во взаимодействие с другими, уже имеет представление о том, как оно должно протекать, поскольку, как полагает Гарфинкель, существуют «невидимые» для самих людей правила, которыми они руководствуются в повседневной жизни. В человеческом обществе существует множество само собой разумеющихся условностей, нарушение которых приводит к конфликтам. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение, тогда как социальный мир, по их мнению, состоит только из конструкций и интерпретаций самих людей.

Часть 2. 1

Особенности и основные причины развития социологии в России - student2.ru

2.В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

§ определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

§ социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

§ сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

§ социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

§ экономическую (производительные силы, производственные отношения)

§ политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

§ духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. -производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром -производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

§ производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

§ производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

§ политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

§ политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

§ политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

§ политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Наши рекомендации