Итоговый тест по дисциплине
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:
а) в конце XIX века;
б) в начале XX века;
в) в 30-е годы XX века;
г) в конце 50-х годов XX века; д)в 70-е годы XX века.
2. Становление конфликтологической практики происходит:
а) в конце XIX века;
б) в 70-е годы XX века;
в) в начале 50-х годов XX века;
г) в 30-е годы XX века;
д) в 80-е годы XX века.
3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;
б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда;
в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт; д)Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса.
4. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:
а) Ч. Освуд;
б) В. Линкольн;
в) Л. Томпсон;
г) Р. Фишер; д)Ш. и Г. Боуэр.
5. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали;
а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр;
б) К. Томас и Р. Киллмен; в)М. Шериф и Д. Рапопорт; г) В. Линкольн и Л. Томпсон; д)Р. Фишер и У. Юри.
6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:
а) в США(70-80-х годах); 6)вСША(60-х годах);
в) в Германии (70-х годах);
г) в Австралии(80-х годах); д)в России (конец 80-х годов).
7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:
а) в 1972 г. в США;
б) в 1986 г. в Австралии;
в) в 1989 г. в Германии;
г) в 1985 г. в Швейцарии; д)в 1992 г. в России.
8. В России центр по разрешению конфликтов был создан:
а) в Москве в 1992 г.;
б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.; в)в Сочив 1995 г.;
г) во Владивостоке в 1993 г.; д)в Твери в 1998 г.
9. Предметом конфликтологии являются:
а) конфликты;
б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;
в) любые столкновения;
г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;
д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.
10. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:
а) социологический метод;
б) метод тестирования;
в) метод картографии;
г) метод наблюдения;
д) метод эксперимента.
Приложение 5.
РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса:
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на соотношение теоретического и практического материала.
Специфика в изучении раздела № 1 настоящего комплекса проявляется в особенностях подготовки теоретического материала и работы на семинарских занятиях.
Специфика в изучении раздела № 2 настоящего комплекса проявляется в специфике работы при подготовке контрольных работ, курсовых и квалификационных исследований. Здесь важно помнить, что успешное выполнение подобных работ во многом зависит от правильного их оформления и структурирования материала.
Пожелания к изучению отдельных тем курса
При изучении темы № 1 «Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания» особое внимание следует обратить на проблема конфликта в классической и современной немецкой социологии (Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Дарендорф, К.Маркс). Проблему социального равновесия конфликта в американской социологии (Л.Козер, Т.Парсонс и др.). Теорию девиантного поведения Р.Мертона. Теорию социальной аномии Э.Дюркгейма.
При изучении темы № 3 «Типология конфликтов» особое внимание следует обратить на типологию конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам (критериям). Примеры типологии и классификации конфликтов (К.Боулдинг, Л.Козер, Р.Дарендорф). Типология как элемент анализа. Основания конфликта по субъектам и сторонам. Классификация по сферам жизнедеятельности людей, по характеру объекта и по направленности воздействия и распределения полномочий.
При изучении темы № 5 «Взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний» особое внимание следует обратить на мотивацию конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний; отражение этой взаимосвязи на бытовом и организационном уровнях.
Рекомендации по работе с литературой
При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники:
1. Анцупов А.Я.Шипилов. Конфликтология М.ЮНИТИД, 2009
2. Бойко ВВ., Ковалев А.Г., Панферов В Н Социально-психологический климат коллектива и личность.-М, 2010.
К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:
1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л.Российская конфликтология: Аналит.
обзор 607 диссертаций. XX век. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
2. Аллахвердова О.В. и др.Конфликтоогия.-СПб., 2009
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.МГУД, 2010.
4. Анцупов А.Я.Шипилов. Конфликтология М.ЮНИТИД, 2009
5. Бойко ВВ., Ковалев А.Г., Панферов В Н Социально-психологический
климат коллектива и личность.-М, 2010.
Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
В разделе 1 настоящего комплекса Вам предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в выборе верного или неверного варианта ответа. Для правильного выбора необходимо внимательное прочтение вопроса или задания.