Интерпретация результатов теста

У физически и психически здоровых людей обнаруживаются тенденции к составлению графика-профиля личности несколько правее середины, т.е. с тенденцией к завышению своей самооценки, и это признается оптимальным. Явно завышенные и заниженные самооценки могут быть следствием разных причин и не должны пугать человека. Дело не в том, что люди, чрезмерно высоко или низко оценившие себя, нуждаются в специальной психологической помощи. Они же живут в семье, в коллективе. Опыт показывает, что и для коллектива, его социально-психологического климата одинаково плохо наличие в нем людей, неадекватно оценивающих себя.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, о своих возможностях, своей ценности для окружающих, для общего дела. Такой человек нередко идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него высокой самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех представляется ему следствием чьих-то козней, неблагоприятного отношения, в крайнем случае, стечением обстоятельств. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей, неправильного поведения.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, к робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Итак, предложенный Вам внешне очень легкий тест дал дополнительную информацию о себе. Признайтесь, что Вы узнали кое-что новенькое. А если бы делать это каждый год?

Самооценка – это совсем не простое дело. Она прямо связано с самоуправлением личности. Это тот эталон, который позволяет сравнивать свое прошлое и настоящее, судить о своем будущем. Мы, конечно же, и без тестов постоянно оцениваем себя. Иначе исчезнет самоконтроль и постановка перспективных целей.

Согласитесь, что теперь Вам это делать легче*.

Тест 2. Насколько Вы соответствуете идеалу делового
человека?

Портрет делового человека наших дней – совокупность многих и многих качеств. Хотите посмотреть в зеркало и разглядеть в нем свои возможности – ответьте на вопросы следующего теста. Отвечать на вопросы следует либо «да», либо «нет».

1. Поступаю ли я таким образом, чтобы заслужить любовь ближнего?

2. Жду ли выгоды в ответ на свои добрые дела?

3. Возмущаюсь ли я критикой в свой адрес?

4. Критикую ли я других, не разобравшись до конца в сути дела?

5. Несу ли я ответственность за свои действия и решения?

6. Умею ли я проигрывать с честью, принимать поражение без жалоб?

7. Предпочитаю ли я иметь дело с фактами, пусть и неприятными, или занимаю страусиную позицию, избегаю ли я иллюзий?

8. В условиях недоверия ко мне остаюсь ли верен своей цели?

9. Беспокоюсь ли я преждевременно о том, что от меня
не зависит?

10. Примиряюсь ли я с неизбежным, а также с уже имеющими место неприятными обстоятельствами?

11. Четко ли я вижу различия между целью и средствами ее достижения?

12. Способен ли я устанавливать тесные контакты с людьми?

13. Следую ли я этическим правилам, обладаю ли чувством юмора?

14. Отличаюсь ли терпением?

15. Обладаю ли я высокой требовательностью к себе, отдаю ли я себе ясный отчет в том, что человеческая натура сложна?

16. Демократичен ли я, способен ли учиться у окружающих,
если есть чему?

17. Считаю ли я, что мои успехи – составная часть успехов всех прочих людей?

18. Изобретателен ли я в своей собственной жизнедеятельности?

19. Черпаю ли я энергию, силу, вдохновение от общения с прекрасным?

20. Составляю ли я разумный план и стараюсь ли я его методично реализовать?

Ключ к тесту. Оценка результатов теста

Сопоставьте свои ответы с ключом и ссуммируйте набранные Вами баллы:по три балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за каждый ответ «нет» на вопросы 1, 5 – 8, 10 – 20; по 3 балла за каждый ответ «нет» и по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы 2, 3, 4, 9.

Интерпретация результатов теста

От 20 до 30 баллов. Вы находитесь в начале пути.

От 31 до 50 баллов. В Вас достаточно качеств делового человека, но лучше будет, если Вы продолжите работу над собой.

От 51 до 60 баллов. Вы нормальный деловой человек, однако, не следует забывать, что совершенство не знает границ.

Контрольные вопросы к теме №9

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Место и роль социальных факторов в структуре управления.

2. Особенности построения и функционирования организационных систем.

3. Социология управления и организаций в системе менеджмента.

4. Взаимосвязь правового, маркетингового и информационного обеспечения базиса. Роль в этом процессе социологии.

5. Особенности управленческого труда.

6. Основные функции управления.

7. Лидерство и руководство.

8. Личностные качества руководителя.

9. Типы лидерства.

10. Стили руководства.

11. Сущность и слагаемые управленческой культуры.

12. Женщина – руководитель.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн., 2000.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

4. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

5. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

6. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

7. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

8. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

9. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

10. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1995, 1999.

2. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

3. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.

4. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. М. Мн., 2000.

5. Социологический словарь. Мн., 1991.

6. Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнова Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.

7. Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

8. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

РАЗДЕЛ 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
И ЕГО ВИДЫ

ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,
ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Лекция 10. Социологическое исследование, его структура
и функции

Основные понятия:

Социологическое познание; методы и формы социологического познания; социологическое исследование; типы социологических исследований; виды социологического исследования; структура социологического исследования; программа социологического исследования; методология исследования; объект исследования; предмет исследования; эмпирическая интерпретация понятий; операционализация понятий; методика исследования; выборка; репрезентативность исследования.

Социологическое исследование в структуре
социологического познания

В структуре социологического знания важное место занимает методология социологического познания – учение о принципах, методах, способах, приемах научного освоения социальной реальности и формирования разных форм социологического знания.

История социологии свидетельствует о том, что характер и содержание теоретических построений в социологии в значительной степени зависят от используемых в этих целях методологических установок.

В социологии так же, как и в любой науке, используются общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение и т.д.) и формы (проблема, вопрос, научный факт, гипотеза, принцип, теория) научного познания. Организованный процесс получения нового знания о явлениях и процессах общественной жизни, в котором сочетаются разнообразные формы научного знания, составляет содержание социологического исследования.

Социологическое исследование – это система последовательных методологических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемых социальных явлениях и процессах с целью приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.

В целях уяснения сущности социологического исследования следует обратить внимание на организационные и содержательные особенности разных типов исследований – теоретических и эмпирических, фундаментальных и прикладных, теоретико-прикладных и теоретико-эмпирических, комплексных, программно-целевых, региональных, локальных, основных и вспомогательных, оперативных и стратегических, монографических, ретроспективных, прогностических и т.д. Среди основных видов социологических исследований следует выделить разведывательное, описательное и аналитическое.

Наши рекомендации