И. Эйбл-Эйбесфельдт Общественное пространство и его социальная роль
Реакция человека на незнакомых людей характеризуется амбивалентностью: его влечет к ним, и в то же время в его поведении прослеживается определенная настороженность. Подобные противоречивые чувства можно наблюдать на каждом шагу. Итак, с одной стороны, интерес, а с другой — настороженность. Настороженность по отношению к незнакомым людям наблюдается еще в раннем детстве в виде «боязни посторонних». Ребенок в возрасте от 6 до 8 месяцев уже начинает отличать «своих» от «чужих — он проявляет беспокойство. Следует отметить, что ребенок, обнаруживающий страх перед незнакомыми людьми, как правило, не имеет отрицательного опыта общения с ними. Сравнительное изучение различных культур показывает, что такую реакцию можно наблюдать у всех народов: мы находим ее у бушменов, индейцев яномами, у народов химба, эйпо (Новая Гвинея), балийцев, самоанцев и многих других. Видимо, это врожденная черта. Именно она объясняет наше желание жить в кругу хорошо
знакомых людей. Очевидно, существуют какие-то исходящие от человека сигналы, одни из которых вызывают настороженность, а другие настраивают на дружеский лад. Личное знакомство в значительной степени блокирует механизмы тревожности. Если мы понаблюдаем за двумя беседующими друзьями, мы заметим, что они не фиксируют надолго взгляд друг на друге. Нам нужно посмотреть друг на друга, чтобы проде-
монстрировать готовность к общению, однако считается, что взгляд не должен быть чересчур долгим, чтобы наш собеседник не почувствовал себя неловко. Известно, что у некоторых народов изображение пристально смотрящих глаз на масках и амулетах используется в ритуальных целях, например, чтобы отпугивать злых духов.
Человек может сознательно и с удовольствием пустить кого-то в свое личное пространство, но испытывает дискомфорт, когда кто-то нарушает эту границу вопреки его воле. Именно поэтому все формы вынужденного скопления людей (автобусная давка, длительное стояние в очереди и т.д.) вызывают у большинства тягостные чувства.
Разрушителями приватного пространства выступают сегодня (или выступали до недавней поры) старушки у подъездов городских домов, вечно все про всех знающие, всем все обо всех рассказывающие, создающие местную картину мира, которая оказывает огромное влияние на поведение и мысли соседей («У нас в доме говорят, что ты стал курить...», «Мне сообщили, что вчера ты выходила с посторонним мужчиной...»). Они не врываются в квартиру, подобно ОМОНу или полиции, не прослушивают телефоны, подобно ФСБ или ФБР. На это у них нет официальных полномочий. Но город — это кроме всего прочего информационное пространство и среда социокультурного общения, в том числе неформального, где важнейшую роль играют такие «придомовые» каналы распространения сведений — слухов, мнений, суждений, предрассудков, обывательских стереотипов.
Старушки у подъезда — это культурный пережиток совсем иного пространства и иного социального института, связанных с деревенским бытом. Органичные в изначально консервативной и патриархальной деревне, в городе они совершенно неуместны, поскольку город основан на принципиально ином уровне коммуникации10.
Помимо личного пространства, которое человек буквально «носит с собой», многие люди (в первую очередь это относится к женщинам и детям) воспринимают как личное пространство свой дом, свою комнату, свой письменный
При постоянных личных контактах посылаемые сигналы становятся знакомыми. Люди, живущие среди родственников и друзей, не испытывают напряжения. Таким было положение до появления крупных, подавляющих человеческую индивидуальность городов, когда люди еще жили небольшими группами. Таковы локальные группы бушменов, деревенские общины балийцев или тирольцев. Их контакты с незнакомцами, которые появляются либо с дружескими намерениями (например, чтобы торговать), либо как враги, носят эпизодический характер, а повседневная жизнь протекает в рамках обособленных групп. Бушмены Калахари живут небольшими группами (30-50 человек) и занимаются охотой и собирательством. У бушменских этносов "ко, г"ви и "кунг каждая группа владеет определенной территорией. Члены других групп могут заходить на нее только по особому разрешению и при определенных обстоятельствах. Сходные объединения существуют и у бушменов г"ви и "кунг. Большую часть жизни индивиды проводят в тесном кругу знакомых людей (своей группы).
Поселение группы состоит из 10-20 простых хижин, расположенных по окружности. Расстояние между ними таково, что обитатели соседних строений могут свободно переговариваться друг с другом: например, родители часто живут вблизи своих детей. Каждая супружеская пара имеет собственную хижину, где живет со своими детьми. Выходы ориентированы на открытую площадку посередине поселения. Незамужние женщины строят себе отдельную хижину, а холостяки и вдовцы ночуют под открытым небом. Местом проведения всех занятий служит открытая площадка посередине поселения. Здесь же проходят религиозные церемонии. Независимо то того, где встречаются люди — в тени дерева или у какой-либо хижины, расстояние между группами таково, что они могут свободно переговариваться друг с другом. Причем взрослые и дети могут выбирать компанию по вкусу, избегая тех, с кем у них сейчас напряженные отношения. Сокращено по источнику: Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1. С. 106-121.
10 Быстрицкий A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.
стол, свой кабинет. Здесь несанкционированное вторжение вызывает неадекватную реакцию раздражения: «Кто трогал бумаги на моем столе (убрал мою книгу, переставил мою шкатулку, настольную лампу, выбросил газеты)?! Я же тысячу раз просил ничего не трогать!» В таких случаях речь идет о вторжении в личное пространство. Здесь пличное пространство вторгается не человек, а вещь, точнее, гот чуждый стиль жизни, который вызывает психологический дискомфорт. Вторжение в личное пространство, произошедшее помимо воли и желания индивида, свидетельствует о том, что он не способен контролировать ситуацию. Утрата социального контроля над окружающей, тем более ближней, касающейся непосредственно данного человека, средой воспринимается как психологическая драма, Обычно не контролируют ситуацию инвалиды или низкостатусные социальные группы. Поэтому принудительное вторжение в личное пространство воспринимается как снижение статуса, незримый переход на более низкую социальную ступень. По существу оно означает', что с вами не считаются, вас ни во что не ставят. Естественна и реакция на инвазию раздражение, недовольство, гнев, злость. Бездомные — одна из самых деприви-легированных категорий населения. Они находятся в общественном пространстве, но у них петличного пространства, которое они могли бы считать своим, где могли бы укрыться, уединиться, спрятать свои тайны. У многих формируется психология «временщика», которую еще называют «перекати-поле». Им все равно, где быть в данное время, потому что где бы они ни находились, они находятся не у себя. Они потеряны в пространстве, хотя пространство их постоянно окружает. Даже у кочевников и пастухов, которым приходится перемещаться из одного места в другое. нет в такой степени ощущения своей заброшенности и бесприютности.
Смешение типов территории
Общественная и домашняя территории разделяются не очень жестко, поэтому часто меняются местами. Квартира друзей (знакомых, родственников), любимое место в парке, рабочее место, кружок или клуб, где индивид часто бывает, становятся близкими ему. К ним привыкают, возникает интимная привязанность, теплые чувства. Они уже рассматриваются как элемент домашней территории. Здесь, как и у себя дома, индивид чувствует себя уверенно и спокойно. Наоборот, ухудшение отношений в семье, склоки, конфликты и скандалы превращают уютный мирок в подобие вокзала или площади, т.е. в место, где собрались чужие друг другу люди. Изменение семейных отношений, их отчуждение может кардинально изменить проявление чувств и привязанности индивида к своему дому. Он выступает для человека как бы чужим, поведение в нем теряет прежнюю свободу и интимность. В принципе дом перестает чем-либо отличаться от общественной территории, открытой и лишенной доверительности.
Общественная территория (внутридомовое помещение, двор, улица, клубные, кружковые, спортивные помещения) по своему назначению требуют,
во-первых, достаточно жесткого, четко фиксированного свода правил поведения, которые регулируют не только общие принципы, но и детали поведения; во-вторых, регулярно и эффективно действующего механизма социального контроля (милиция, дружинники, общественность) за соблюдением этих правил; в-третьих, доведения до сведения общественности всех случаев нарушений; в-четвертых, пропаганды правил и норм.
При отсутствии подобных правил и контроля за ними индивиды, иногда неосознанно (особенно выходцы из деревни и социальных низов, «новые русские»), не соблюдают норм приличия в общественных местах, ведут себя развязно, т.е. также непринужденно, как и дома. В этом проявляется механизм смещения правил поведения на домашней и общественной территории.
Наиболее активно превращают общественную территорию в подобие домашней дети и подростки и в меньшей степени — взрослые. Дети, осваивая пустыри и улицы, превращают их в игровые площадки, а заброшенные чердаки и подвалы, старые здания — в «военные штабы» и места для физических занятий, приключений. Подростки «оккупируют» лестничные клетки, темные аллеи в парках и скверах, подъезды и подворотни, превращая их в места общения (а иногда и недозволенных игр), где подростки ведут себя открыто, не стесняясь взрослых, «отбрасывают» общепринятые нормы, ограничивающие их поступки.
Рис. 47. Самые переуплотненные места обитания человека: тюрьма, казарма, общежитие, вокзал, стадион. Переуплотненность помещения часто оборачивается конфликтами и скандалами
Когда не хватает общественного, семейного или личного пространства, возникает масса дополнительных проблем. И самая главная — переуплотненность, когда на единицу площади приходится больше людей, чем нужно. Перенаселенными бывают и города, и квартиры. Города напоминают тогда
огромный муравейник, в котором человек всегда находится как бы в толпе незнакомых людей. То же можно сказать о квартире.
Сосуществование людей в ограниченном пространстве (город, деревня, дом и, наконец, квартира), возможно, самая сложная форма социального взаимодействия и, наверняка, одно из самых тяжелых испытаний, выпадающих на долю человека. Семейные драмы и конфликты, превращающие радость межличностного общения в тяжкое бремя супружеского единоборства, разрушают среду интимного сближения людей.
Перенаселенное жилье многим европейцам напоминает «домашнее столпотворение». В США и Швеции перенаселенной считается квартира, где на одну жилую комнату приходится один человек, а у многих народов наоборот, чем больше людей живет в доме, тем веселее и интереснее.
В перенаселенной квартире кому-то из членов семьи может не хватить пространства для занятий любимым делом, скажем работами по дереву. В связи с этим возникает скрытая или явная форма неудовлетворенности жизнью. Она может быть так замаскирована, что сразу не поймешь, чем именно недоволен человек.
Врезка
Жилье у них и у нас
Если в 1970 г. по обеспеченности жильем наша страна находилась практически на одном уровне с Японией, то через 10 лет уже отставала от нее почти вдвое и в 1980-е гг. разрыв еще более увеличился. От Западной Германии в 1970 г. мы отставали в 1,5 раза, а в 1980 и 1990 гг. уже в 2,5 раза. В начале перестройки была провозглаше-
на жилищная программа — к 2000 г. дать каждой семье отдельную квартиру или отдельный дом, а среднее обеспечение жильем повысить до 20 кв. м общей площади на человека. К сожалению, наша страна не смогла выполнить поставленной цели. Еще хуже с жилплощадью в Китае — в среднем на человека в китайских городах приходится 6,3 кв. м. В целом картина с жильем по разным странам представлена в таблице.