Тема 2. гендерная социальная политика государства. права женщин

Вопросы, на которые необходимо обратить внимание при изучении темы:

  1. «Женский вопрос» в России: история возникновения, основные концепции и подходы к решению.
  2. Особенности гендерного социального статуса мужчин и женщин в постперестроечной России.
  3. Государственная женская политика в России как часть социальной политики: исторические аспекты, современное состояние и механизмы реализации.
  4. Пути и возможности достижения гендерного равенства: зарубежный и отечественный опыт.
  5. Гендерная экспертиза законопроектов: понятие, задачи, возможности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

1. Нормативные отечественные и международные документы о положении женщин в обществе

2. Основные тенденции в изменении статуса женщин в различных странах мира (позитивные и негативные).

3. Механизмы реализации государственной женской политики в России: федеральный и региональный аспекты.

4. Концепция равных прав и равных возможностей для их реализации у мужчин и женщин (стратегии достижения фактического равноправия полов) – зарубежный опыт и отечественная практика.

5. Общество равных прав и равных возможностей – социальная стратегия ХХ1 века.

6. Патриархат: в чем причина устойчивости подобных взглядов?

7. Возможно ли в патриархатном обществе преодолеть гендерную асимметрию?

8. Эгалитарное общество – утопия или недалекое будущее?

9. Язык дискриминации – наследство перестройки российским женщинам.

10. Основные направления повышения социального статуса женщин в различных странах мира (зарубежный и отечественный опыт).

11. Пекинская декларация: десять лет спустя (что изменилось в положении женщин в мире).

12. Отечественная социальная политика в отношении женщин (приоритетные направления работы с женщинами, социальная помощь различным категориям женщин – матерям, одиноким и престарелым, женщинам-инвалидам и т.п.).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое гендерная асимметрия, в чем она проявляется?

2. Назовите основные положения марксистской концепции достижения равноправия полов, в чем вы видите ее достоинства и недостатки?

3. Дайте характеристику эгалитарной концепции достижения равенства полов. Что, по Вашему мнению, представляет собой данная концепция – социальную стратегию или социальную практику?

4. Назовите основные индикаторы социального статуса женщин и мужчин.

5. Что дает введение гендерного измерения в определение социального статуса?

6. Какую роль в формировании социального статуса женщин играет государственная социальная политика?

7. Что такое «женская государственная политика»? Каковы ее основные компоненты?

8. Перечислите факторы, определяющие государственную политику в отношении женщин, приведите примеры из истории России.

9. Назовите основные формы социальной защиты женщин. Насколько, по вашему мнению, содержание этих форм адекватно потребностям формирования суверенной личности?

10. Что такое социальное иждивенчество? В какой степени этому явлению подвержены женщины и мужчины?

11. Дайте характеристику жизненных ориентаций российских женщин и мужчин в свете двух основных стратегий адаптации: самореализации и выживания.

12. Что вы понимаете под терминами «гендерная дискриминация», «сексизм»?

13. Какие права человека вы можете назвать.

14. Какое содержание вкладывает международное право в понятие «дискриминация в отношении женщин»?

15. Назовите основные формы гендерной дискриминации.

16. Коротко опишите основные международные акты по правам женщин.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Учебная группа студентов разбивается на несколько малых групп. Этим группам предлагаются ситуации для обсуждения (ситуации связаны со случаями гендерной дискриминации). Цель занятия – разобраться в проблеме нарушения прав женщин и мужчин в различных сферах, дать оценку ситуации.

Ситуация 1.

Девушка приходит устраиваться на работу менеджером в отдел продаж фирмы, продающей телефонные станции. Работник кадровой службы ей говорит: «Мы не можем вас принять, нам нужны только мужчины, к сожалению, женщина не может продавать телефонные станции»

Ситуация 2.

Муж приходит домой. Заходит на кухню и видит, что ужин не готов. Он говорит жене: «Почему ты до сих пор не приготовила мне ужин? Я очень голодный».

Ситуация 3.

Заболел ребенок. Муж просит дать ему отпуск по уходу за ребенком. На работе ему отвечают: «У вас для этого есть жена, пусть она и сидит с ребенком, вы нам нужны здесь».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Женщины и государство: на пути к гражданскому обществу // Народонаселение. – 2010. - № 3. – С. 118 - 126
  2. Иваева Э.А. Противоречия между гендерным равенством и правом на реализацию репродуктивных функций мужчины и женщины / Э.А.Иваева // Государство и право. – 2008. - № 9. – С.77 - 80
  3. Кашина М.А., Осипова Д.Д. Гендер и производство жизненных возможностей: исторические параллели // Управленческое консультирование. – 2008. - № 1. – С. 182 - 202
  4. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями: Конвенция 156 // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 32. - Ст. 3284; Бюллетень международных договоров. – 2004. - № 10. – С. 11 - 15
  5. Лапина Н.Ю. Социальные реформы в России: каков вектор изменений? // Управленческое консультирование. – 2009. – № 1. – С. 148 - 173
  6. Лебедева Л. Гендерные вызовы ХХ1 века / Л.Лебедева // Консультант директора. – 2006. - № 2. – С. 34 – 36
  7. Лунякова Л.Г., Баллаева Е.А. Перспективы гендерной политики в России // Народонаселение. – 2006. - № 1. – С. 59 - 67
  8. Посадская А.И., Римашевская Н.М., Захарова Н.К. Как мы решаем женский вопрос? // Народонаселение. – 2002. - № 1. – С.9 – 19
  9. Римашевская Н.М. Гендерная асимметрия в современной России // Народонаселение. – 2010. - № 3. – С. 4 - 17
  10. Сидорова Т. Женский вопрос // Государственная служба. – 2006. - № 1 (39). – С. 43 - 53

11. Травкина Н.М. Федеральный бюджет США: гендерное измерение / Н.М.Травкина // США*Канада: Экономика. Политика. Культура. – 2008. - № 6. – С. 35 – 50

  1. Шведова Н.А. Экономическое и политическое положение американских женщин / Н.А.Шведова // // США*Канада: Экономика. Политика. Культура.–2007.- № 11.– С. 21 – 38

ПОДБОРКА СТАТЕЙ ПО ГЕНДЕРНОМУ РАВЕНСТВУ

  1. Аверина О.В. Национальный механизм по гендерному равенству в Чили / О.В.Аверина // Народонаселение. – 2007. - № 2. – С. 141 – 152
  2. Бектон К. Правительственный план достижения гендерного равенства в Канаде / К.Бектон // США*Канада: Экономика. Политика. Культура. – 2008. - № 3. – С. 89 – 96
  3. Борисова Н.В. Национальный механизм по улучшению положения женщин в Мексике / Н.В.Борисова // Народонаселение. – 2007. - № 2. – С. 131 – 140
  4. Данилова Г.А. Деятельность национального механизма по улучшению положения женщин в Бразилии / Г.А.Данилова // Народонаселение. – 2007. - № 2. – С. 118 – 130
  5. Дьякова Л.В. Женщины в современной Аргентине: проблемы и перспективы / Л.В.Дьякова // Народонаселение. – 2007. - № 2. – С. 107 – 118
  6. Кавеев К.А. Политика гендерного равенства в скандинавских странах / К.А.Кавеев, Н.В. Пазинич // Управленческое консультирование. – 2009. - № 4. – С. 210 – 217
  7. Кашина М.А. Гражданское общество, социальное государство и гендерное равенство в России // Управленческое консультирование. – 2005. - № 2. – С. 200 - 218
  8. Сиражудинова С.В. Гендерное равноправие как условие развития гражданского общества на Северном Кавказе // Социология власти. – 2010. - № 4. – С. 170 - 177
  9. Хоткина З.А. Гендерное равенство в европейском измерении // Народонаселение. – 2006. - № 1. – С. 122 – 126
  10. Шведова Н.А. Гендерное равенство и цели развития: международный подход / Н.А.Шведова // // США*Канада: Экономика. Политика. Культура.–2007.- № 3.– С. 3 – 18

Наши рекомендации