Отрицание собственных чувств и влияния своего пьянства на окружающих
Многие родственники с горечью комментировали: «Если бы он любил меня, прекратил бы пить. Ради меня он бы бросил». Весьма вероятно, что алкоголик любит своих близких. Но любит и алкогольное опьянение и, как уверяет себя, не может жить без него. Он не вполне сознает, какое влияние оказывает его пьянство на любимых им людей. Супруги имеют привычку говорить об этом, когда алкоголик пьян и, следовательно, не вполне ясно слышит. Нередко он и в самом деле не понимает, почему вся семья смотрит на него обиженно или злобно после столь памятной им ночи. Вероятно, он не помнит, что вел себя несносно, постыдно или потерял контроль.
Большинство алкоголиков действительно раскаиваются в сохранившихся в памяти инцидентах, случившихся под влиянием алкоголя или других наркотиков. Однако алкоголик давно научился справляться с болезненными ощущениями: анестезировать их. Чем больше он узнает о причиненной другим боли, тем более дискомфортно чувствует себя; чем больше хочет чувствовать себя лучше, тем сильнее оправдывает потребность выпить; чем больше пьет, тем больше чувствует вину... Порочный круг подавления и отрицания.
Распространенные мифы для убеждения себя и окружающих, что ты не алкоголик.
Следующий раздел посвящен описанию некоторых из этих старых баек.
— 67 —
Алкоголики и прочие не желающие смотреть в глаза реальности этого заболевания или не понимающие природу алкоголизма находят массу причин, по которым некто не может страдать этим заболеванием. Вот наиболее распространенные оправдания и мифы.
«АЛКОГОЛИКИ ОПУСТИВШИЕСЯ И
ЗАБРОШЕННЫЕ»
Как уже говорилось, алкоголика обычно представляют как одинокого старика в подвязанном веревкой пальто, лежащего на скамейке в парке, что-то бормочущего про себя, воняющего перегаром и вцепившегося в бутылку дешевого красного вина. Огромное большинство алкоголиков совершенно не подходят под этот стереотип. У многих из них есть семья, неплохая работа, хотя есть и проблемы из-за пьянства.
Жалкая личность в канаве — часто конечная стадия болезни. Нужны годы, чтобы дойти до этой точки. Многие умирают от алкоголизма задолго до этой стадии.
«Я — ЖЕНЩИНА»
Женщины-алкоголички страдают от позорного клейма даже больше, чем их собутыльники-мужчины. Общество воротит нос от женщины, потерявшей контроль. В некоторых странах пьянство воспринимается как исключительно «мужское дело». Однако и во всей нашей культуре оно выглядит весьма «неженственно». Тем не менее число женщин-алкоголичек из всех слоев общества возрастает.
Как результат страха перед более очевидным позорным клеймом, сиетема отрица-
— 68 —
ния у женщин может оказаться еще глубже запрятанной, чем у мужчин. Многие цепляются за иллюзию, что они пьют по-женски! Забытыми оказываются питье из горлышка, падения, громкая ругань, провонявшая одежда и стыд для всей семьи. К тому же многие алкоголички приобретают зависимость не только от алкоголя, но и от транквилизаторов. Они заменяют для себя алкоголь выписанными врачом лекарствами и наоборот. Таким образом они стараются убедить себя и окружающих, что не могут страдать алкоголизмом, потому что пьют действительно очень мало. Об огромных количествах транквилизаторов упомянуть, конечно, забывают.
«ОН ПЬЕТ ТОЛЬКО ПО ВЫХОДНЫМ»
Я слышала это от ряда женщин, пытавшихся убедить себя и окружающих, что их мужья не алкоголики. Большинство цепляются за распространенное заблуждение, что алкоголики только те, кто пьет в огромном количестве каждый день.
Многие алкоголики могут обходиться без спиртного длительное время, некоторые «остаются сухими» неделями, месяцами, даже годами. Спрашивать нужно не сколько и как часто он пьет, а что происходит когда выпьет как он себя ведет? Меняется ли его личность? Ведет ли он себя чуждым для него образом? Выпивает ли больше, чем намеревался? Живет ли ради выходных, в ожидании ощущений, которые принесет алкоголь? Будет ли испорчен выходной, если не выпьет? При положительном ответе на любой из этих вопросов весьма вероятно, что он алкоголик.
— 69 —
«ОН ПЬЕТ ТОЛЬКО ПИВО»
Пиво — такой же алкоголь, как джин, виски, водка или вино. Главное пристрастие алкоголика — к химическому веществу, называемому этиловым спиртом. Кружка пива содержит столько же алкоголя, сколько рюмка водки. Еще раз подчеркнем: не важно, чтопьет, важно, зачемпьет. Вкус не так важен для алкоголика. Многие пристрастившиеся к алкоголю говорили, что любят не вкус, любят последующие ощущения.
«Я НЕ ПЬЮ ПО УТРАМ»
Еще один миф — алкоголик должен выпить утром. На поздних стадиях болезни пьянице бывает нужно «опохмелиться», чтобы встать. Алкоголизм, однако, может развиться задолго до этого.
Кроме того, алкоголик на поздних стадиях болезни может потерять чувство времени. Он может жить ночью, а «спать» днем. Выпивка в полдень, когда все остальные сидят за ланчем, может не считаться утренней. Однако для алкоголика полдень может быть ранним утром! Ему еще нужно подняться или умерить дрожь.
«ИНОГДА ОНА НЕ ПЬЕТ МЕСЯЦАМИ»
Одна знакомая мне леди сама обратилась за лечением. Ее муж был возмущен. Он не мог поверить в ее алкоголизм, потому что иногда она была «как стеклышко» месяцами. Снова стереотип алкоголика — человек, пьющий с утра до вечера.
Алкоголику относительно легко прекратить пить на некоторое время. Большинству
— 70 —
людей этого не нужно; они воздерживаются от вина, потому что из-за него возникают проблемы. Многие алкоголики прекращают пить, чтобы доказать себе и окружающим, что они могут себя контролировать. Однако проблемы возникают, как только они начинают пить. Некоторое время человек может выглядеть контролирующим себя, но если есть внутренняя тяга к спиртному, потеря контроля неизбежна. Период «легкой выпивки» неминуемо сменяется «тяжелым запоем».
Если алкоголик переживает период вынужденной абстиненции (воздержания), члены семьи часто страдают от нервозности, раздражительности и депрессии пьяницы. Я нередко слышу комментарии: «Он милее, когда выпьет». Светские любители выпить, не пьющие в течение некоторого времени, через это не проходят. Алкоголь для них не так важен. Он не заполняет их мысли.
«ОН СЛИШКОМ МОЛОД»
Алкоголизм затрагивает не только пятидесяти или шестидесятилетних, как полагают многие. Все больше и больше молодых людей подключаются к группам взаимопомощи, таким, как Анонимные Алкоголики. Потеря контроля может случиться в любом возрасте. Я работала с несколькими молодыми людьми пятнадцати и шестнадцати лет, страдавшими алкогольной зависимостью. Я слышала от других алкоголиков, что они начали пить в одиннадцать-двенадцать лет. Ощущения, которые они получили от этой жидкости, настолько захватили их, что они хотели выпить снова и снова: это было началом потери
— 71 —
контроля. Есть тонкое различие между этой реакцией и реакцией подростков, которые пьют ради бравады или чтобы произвести впечатление на друзей. В последнем случае ощущения нравятся, но не становятся болезненным пристрастием.
«У МЕНЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЕСТЬ РАБОТА»
Работоспособность — обычно последнее, что теряет алкоголик. Семья впадет в нищету к тому времени, когда у алкоголика начнутся неприятности с пьянством на работе. Пристрастившийся пьяница сначала пройдет через ряд инцидентов с потерей контроля дома. Не обольщайтесь комментариями типа: «Я не алкоголик, потому что не потерял работу». Готовый ответ на это: «Пока не потерял!» Если не помочь ему остановить болезнь, работа будет страдать и может быть потеряна.
«ДОКТОР СКАЗАЛ БЫ МНЕ»
Пожалуйста, не покупайтесь на это, как множество людей. Это очень распространенное оправдание продолжения пьянства. Врачи — люди занятые. Кроме того, крайне редко алкоголик приходит в кабинет врача, чтобы открыто и честно рассказать о своем пьянстве. Обычно он не намерен бросать поиски чрезвычайно приятных ощущений. Вероятно, доктор услышит о самых разнообразных недугах, но ни слова о пьянстве. Если же врач затронет эту тему, количество выпитого будет значительно преуменьшено. Пациентможет даже манипулировать словами доктора о том, что пара бокалов вина за обедом — ничего
— 72 —
страшного. Типичный алкоголик интерпретирует эти слова как полное медицинское одобрение своего пьянства. «Доктор сказал, все в порядке». Важно, чтобы врач узнал реальную картину от семьи — если он намерен помочь алкоголику.
«Я ПЬЮ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ТОМ, ДИК ИЛИ МЭРИ»
У некоторых алкоголиков развивается высокая устойчивость к алкоголю, у других — нет. Количество выпитого не столь важно. Важно, что происходит с пьяным. Действительно, некоторые любители выпить способны потреблять большие количества без приобретения физиологической зависимости от алкоголя. Они могут пить, а могут не пить. Вероятно, они вполне открыто говорят о своем пьянстве. Не отрицают его. Кроме того, хотя большое количество алкоголя влияет на их поведение, существенного изменения личности обычно не происходит. Если у такого пьяницы возникают неприятности из-за спиртного, он берет себя в руки и урезает количество. Алкоголику этого не дано. Он продолжает пить вопреки неприятностям.
Теперь я надеюсь, что ответы на некоторые вопросы стали более очевидны. Чтобы помочь алкоголику, мы должны не только понять, что такое алкоголизм, мы должны понять систему отрицания — неотъемлемую часть этой болезни. Если мы действительно хотим помочь алкоголику, необходимо помочь ему осознать эту систему отрицания, чтобы он начал смотреть в глаза реальности. Без
– 73 –
этого он не вылечится. Пристрастие окажется сильнее.
Алкоголизм — не простая проблема. Часто, чтобы пробиться к алкоголику, мы должны пройти сквозь сложную паутину отрицания, созданную его семьей и близкими. У большинства алкоголиков имеется «защитная сеть»
У людей, отчаянно пытающихся помочь ему, но из-за ловушек системы отрицания и недостатка знаний часто, наоборот, подталкивающих его к развитию болезни, к хронической стадии и смерти.