Федотов Г. П. Петербург и Москва
Как странно вспоминать теперь классические характеристики Петербурга из глубины николаевских годов: Петербург-чиновник, умеренно-либеральный, европейски просвещенный, внутренне черствый и пустой. Миллионы провинциалов, приезжающих на берега Невы обивать порог министерских канцелярий, до самого конца смотрели так на Петербург. Оттого и не жалеют о нем: немецкое пятно па русской карте. Уже война начала его разрушение. Похерила ненавистный «бург», эвакуировала Эрмитаж, скомпрометировала немецкую науку. Город форменных вицмундиров, уютных васи-леостровских немцев, шикарных иностранцев — революция слизнула его без остатка. Москва куда проще Петербурга, хотя куда пестрее его. Противоречия, живущие в ней, не раздирают, не мучают, как-то легко уживаются в народной полихромии. Каждый найдет в Москве свое, для себя, и если он в ней проезжий гость, то не может не почувствовать себя здесь совсем счастливым.
Многоцветность архитектурных одежд, слой за слоем, как луковицу, покрывает тело Москвы. На
каждой печать эпохи — настоящая ярмарка стилей, разбросанная в зелени садов под вольным небом и ласковым солнцем. Сама история утратила здесь свою трагическую тяжесть, лаская глаз пышностью декораций. За два века благодушного покоя развенчанная столица отвыкла от ответственности дела государева — и такую
любил ее народ: безвластную и вольную, широкую и святую. Вероятно, Москва — сердце России, любовь ее не похожа на строгую царскую Москву, новое чувство Москвы органически переработало памятники царского времени, утопив их в мягком свете благочестивых воспоминаний.
Сокращено по источнику: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. С. 50-65.
2 Высоковский А. Семь сюжетов о городе. — http://www.rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/Um/9704/
l-l.htm. 1 Коган Л.Б. Демократия без городов? Сборник статей. Новосибирск, 1993.
ции. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; исторический центр Санкт-Петербурга в условных границах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро; «Священный овал», «Прекрасный Париж» — оба берега Сены от собора Парижской Богоматери до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающая территорию острова Манхэттен.
Исторический центр Москвызанимает 3% общей площади города. Здесь сосредоточено 65% из 3 тыс. отдельных памятников культуры и 85% из 12,5 тыс. объектов историко-градостроительной среды. Это традиционные московские дома, из которых веками складывалась столица. В центре Москвы, по данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, под охраной находится 2326 памятников истории и культуры, в том числе 124 памятника архитектуры, 285 — истории, 117 —археологии, 850 исторических некрополей (ценные надгробья), 187 — монументального искусства (скульптурные памятники). Здесь выделены девять заповедных зон, куда включены улицы и районы с наиболее сохранившимися планировками: Китай-город, Остоженка, Пречистенка, Арбат, Поварская, Петровка, Кузнецкий мост, Большая Никитская, Маросейка, Покровка, Замоскворечье и т.д. Старая часть Москвы имеет радиально-кольцевую планировку. Историческое ядро Москвы — ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Красная площадь, храм Василия Блаженного. Среди сохранившихся памятников — церковь Вознесения в Коломенском, архитектурные комплексы монастырей (Андроникова, Донского, Свято-Данилова, Новодевичьего, Симонова и др.), ансамбли усадеб (Кусково, Останкино, Кузьминки, Царицыно и др.), церкви и отдельные здания XVIIв., жилые и общественные здания XVIII— первой половины XIXв. в стиле классицизма — Пашков дом (ныне корпус Российской государственной библиотеки), Благородное собрание (Колонный зал), старое здание Московского университета, Большой театр. В 1920— 1930-х гг. были реконструированы центр Москвы и крупнейшие магистрали (при этом разрушены некоторые ценные памятники истории и архитектуры). Москва включена в список исторических городов, которые охраняются законом.
Исторический центр классических Афинобразует Акрополь, а современный город имеет два центра: площадь Согласия (Омония) и площадь Конституции (Синтагма). Здесь находятся опера, ряд театров, большое количество зимних и летних (открытых) кинотеатров. Плаке — один из самых старых и живописнейших районов Афин, расположенного у подножия Акрополя.
В Афинах сохранились памятники римской и византийской эпох, храмы и арки классической Греции. В Древней Греции Афины — город-государство (полис), игравший ведущую роль в ее истории и культуре. В XVI—XIIIвв. до н.э. на скалистом Акрополе существовало укрепленное поселение. Процесс объединения Аттики вокруг Афин длился несколько столетий. В середине VIIв. до н.э. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку захватить власть. В 594 г. до н.э. в Афинах были проведены реформы Солона. В Афинах возник новый общественный и политический центр — Агор( (к северо-западу от Акрополя). Рядом располагался район гончаров — Керамик. Акрополь оставался религиозным центром города. Здесь в начале VIв. до н.э. был сооружен древнейший из известных храмов Афины Паллады. Около 560 г. до н.э. в
Афинах установилась тирания Писистрата. При нем Афины распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на берегах Геллеспонта (ныне Дарданеллы). Город разросся, украсился новыми зданиями и статуями, на Агоре воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса. Восстановление демократии в Афинах, получившее выражение в реформах Клисфена (509 г. до н.э.), было ознаменовано строительством новых зданий на Агоре — для Совета пятисот и храма Матери богов. Место народных собраний от подножия Акрополя было перенесено на холм Пникс.
В начале V в. до н.э. Афины возглавили сопротивление греческих полисов в борьбе с персами. В 480 и 479 гг. до н.э. персы разоряли город. После
освобождения Афин началось новое строительство. Прежние скульптурные украшения храмов и статуи были захоронены (были обнаружены археологами лишь в XIX в.). Век Перикла (правил в 444/443—429 гг. до н.э.) стал «золотым» веком. Афины возглавили морской союз греческих городов (его казна хранилась в Афинах). Был создан новый ансамбль Акрополя (в том числе парадный вход — Пропилеи). Работами руководил скульптор Фидий, друг Перикла, создавший две статуи Афины (Промахос — Воительница и Парфенос — Дева). В середине V в. до н.э. Агора стала городским торговым центром. Проигранная Афинами Пелопоннесская война, поглотившая много средств, не позволила вести интенсивное строительство. Упадок Афин довершило подчинение Греции власти македонских царей. В середине II в. до н.э. Римская республика подчинила Грецию, в 87 г. до н.э. римский полководец Сулла взял город и разграбил его. Среди его трофеев наиболее ценными, вывезенными в Рим, были памятники искусства. Во II в. н.э. римский император Адриан, поклонник греческой культуры, создал новый район Афин, который назвал городом Адриана, и завершил строительство храма Зевса Олимпийского, начатое Пи-систратом. В 267 г. Афины подверглись набегам готов и герулов. После распада Римской империи Греция вошла в состав Восточной Римской империи — Византийской. Из Афин исторические памятники стали вывозить в Константинополь (в том числе обе статуи Афины скульптора Фидия). В 529 г. император Юстиниан изгнал из Афин последних философов и риторов. Древние храмы превращали в христианские церкви. Так, Эрехтейон стал церковью Богоматери. После четвертого Крестового похода Афины стали столицей Афинского герцогства (1205—1456). Герцоги из Бургундии, затем короли Сицилии сделали своей резиденцией Акрополь. В 1456 г. Афины после захвата их турками стали турецкой крепостью. Парфенон превратили в мечеть, Эрехтейон — в гарем турецкого правителя Афин, Пропилеи — в казармы и пороховые склады. В 1656 г. взрыв на этом складе уничтожил часть здания. В 1687 г. Акрополь осадили венецианцы, воевавшие с турками. Ядро, пущенное ими, взорвало Парфенон (там турки хранили порох).
Исторический центр Санкт-Петербургав документах не определен достаточно четко. Согласно ведомственным строительным нормам, городской центр полностью совпадает с границами четырех центральных административных районов (Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального). Общая площадь центральных районов Санкт-Петербурга превышает 7 тыс. га, из них суша — 83%. На улично-дорожную сеть приходится от 17 до 22% территории суши. Центральное городское пространство Санкт-Петербурга включает обширную водную арену между Дворцовым и Троицким мостами. Это главное символическое пространство города, его основная ценность. Оно сформировано на севере ансамблем Петропавловской крепости и Кронверком, на западе — ансамблем стрелки Васильевского острова и Университетской набережной, на юге — имперским поясом, включающим Сенатскую площадь, Адмиралтейство, Дворцовую площадь, Дворцовую набережную, Марсово поле, Летний сад.
Рис. 55. Дворцы Санкт-Петербурга — Зимний (Эрмитаж) и Таврический
В планировке и застройке Санкт-Петербурга выделяется территория исторического центра (40 кв. км), которая характеризуется сложившейся системой улично-дорожной сети и наиболее ценной в историко-культурном отношении капитальной застройкой. В число 500 учреждений культуры города входят 170 музеев, 48 концертных организаций, 24 театра и множество библиотек. В городе действуют 46 институтов Российской академии наук, 300 отраслевых НИИ, 115 высших учебных заведений. Здесь находятся около 3 тыс. памятников истории и культуры. В некоторых кварталах концентрация памятников превышает 25% общего количества зданий и сооружений; их площадь составляет от 50 до 100% территории. Ежегодно здесь проводится около 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей4. В историческом центре на площади 3768 га (в том числе акватории реки Невы —491 га) установлена объединенная охранная зона памятников истории и культуры —территория с особым регулированием градостроительной деятельности.
4 http://www.spbcentre.ru/rus/zastroj/glaval_2.htm.
Исторический центр Прагинасчитывает более 1700 памятников огромной ценности, сотни старинных зданий, дворцов и храмов, множество старинных переулков и прекрасных садов. Это подлинная сокровищница художественных ремесел и архитектуры. Среди них замок Вранов-над-Дыей, окруженный живописным национальным парком Подийи, собор Святого Вита, где проходили коронации чешских правителей. Пражский град — политический и исторический центр города, а также резиденция президента республики. Это целый комплекс архитектурных памятников чешской столицы. Будучи резиденцией королей и императоров, а потом и президентов, Пражский град на протяжении многих веков служил центром политического и культурного формирования нации. Прага — одна из красивейших столиц мира.
С глубокой древности формировалась экономическая неоднородность городского пространства, которая выражалась в неодинаковой стоимости земли — чем ближе к центру, тем она дороже. Неоднородным является и культурная значимость городской территории. Люди насыщают центр главными культурными символами —храмами и дворцами, центрами власти, увеселительными заведениями, торговыми комплексами, университетами, музеями, библиотеками.
Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; радиально-кольцевая структура или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; развитие культурно-зрелищных, торговых учреждений, театров и т.д. Дневное население резко превышает ночное.
Зачастую в историческом центре горожане селятся буквально друг над другом, не оставляя свободного пространства. В этом плане наиболее сильное впечатление производят площадь Сан-Марко и Пьяцетта в Венеции. Итальянцы застраивали поверхность земли очень плотно, дома теснятся друг к другу, улицы и каналы конкурируют между собой. Метровый проход между домами в большинстве европейских городов — считается улицей и имеет название. Как правило, к центру тяготеет и особо ценимое горожанами озелененное пространство.
Исторический центр возникает первым на карте города, по своему возрасту он всегда старше остальной территории и является самой обжитой территорией. Поэтому здесь накапливается больше всего культурных слоев, памятников, реликвий.