Основные термины и понятия. Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой
Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы; приписывание богу или богам человеческого облика.
Аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит привилегированному (как правило, знатному) меньшинству.
Демократия – форма правления, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.
Естественное право – понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, ориентиров, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и потому независимых от конкретных социальных условий и формы государства.
Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.
Теория общественного договора – философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 17–48, 258–261.
Популярная:
2. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 84–89.
Дополнительная:
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992. С. 36–76.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2001. С. 19–61.
5. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М., 2008. С. 33–57, 104–113, 130–142.
Глава 23. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
23.1. Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии
Современные авторы выделяют следующие основные идейные предпосылки возникновения социологической науки [12, 19–58]: формирование теоретического представления об обществе как об особой реальности и, соответственно, представления о позитивном социальном законе; формирование идеи метода; формирование понятия социального прогресса.
23.1.1. Формирование понятия общества как особой реальности. Концепция позитивного социального закона
Со времени Античности в социальной философии существуют два противоположных представления о природе общества – представление о нем как об искусственной и естественной системах. Платона, с некоторыми оговорками, можно отнести к первой традиции, Аристотеля – ко второй. Своей вершины представление об обществе как о естественной системе, изменение которой неподвластно произволу не только отдельного человека, но даже нации в целом, достигает в философском учении Гегеля о «Мировом Духе». Согласно этой концепции «Мировой Дух» представляет собой проявление божественной деятельности в человеческом обществе и в силу этого является подлинным субъектом, подлинным двигателем исторического процесса. Подобные подходы, естественно, создавали научные предпосылки для формирования отношения к обществу как объективной реальности, независимой от человека, доступной научному исследованию. Развитие таких представлений подводило исследователей к формулировке понятия естественного (позитивного) социального закона, в отличие от нормативного, действующего подобно законам природы, т.е. независимо от воли и желания людей.
Идея прогресса
Представление о развитии общества формируется первоначально в рамках учений о прогрессе общества. Прогресс не тождественен развитию, ибо последнее представляет собой более широкую категорию. Прогресс представляет собой развитие, обязательно имеющее некую положительную направленность. Если развитие представляет собой объективную характеристику системы, то прогресс предполагает оценку с субъективно-человеческой точки зрения. Понятие прогресса формировалось постепенно. В античности наиболее распространенными были представления о регрессивном и круговом направлении исторического движения. У Августина появляется понятие нравственного прогресса человечества. Однако одной из господствующих в социальном мировоззрении идея прогресса становится лишь в ХVIII веке, когда прогрессивный характер развития общества обосновывается всесилием человеческого разума, его неотъемлемым стремлением к самосовершенствованию. Одним из первых ее сформулировал и обосновал французский экономист Тюрго.
Идея метода
Учение о методе возникает на рубеже XVI–XVII веков в трудах Бэкона и Декарта. Первый обосновывал преимущества эмпирического, индуктивного метода познания, второй – теоретического, дедуктивного. Основная задача – создать метод, т.е. систему правил, позволяющих освободить познавательную деятельность от случайностей, превратив ее в планомерно организованный процесс по производству знаний. Методологический идеал Декарта был воплощен в его аналитической геометрии, в которой, в отличие от геометрии евклидовой, задается общий алгоритм решения задач.
Формирование представления о методе позволяло проводить жесткое отличие научного знания и научной деятельности от ненаучных форм интеллектуальной деятельности, что также способствовало процессу институциализации науки.