Обычаи могут быть «правильными»

Обычай — это «правильный» способ удовлетворить интересы всех людей, поскольку он основан на традиции и существует de facto. Обычаи заполняют все пространство человеческой жизни. Они описывают правильный способ организации детской игры или свадебного обряда, выполнения своей роли женой или мужем, поведения на людях и в гостях, общения со своим и с по­сторонним, действий, необходимых при рождении ребенка, поведения на войне или в совете старейшин. Подобные способы поведения обычно опре­делены негативно — через табу. «Правильный» способ тот, которого придер­живались твои предки и который завещан тебе к исполнению. Традиция и есть твоя правомочность. Она не требует от носителя традиции верификации (про­верки) обычая своим жизненным опытом. Понятие правильности заложено в самом обычае. Оно не лежит вне его — в каком-то независимом источнике. Когда мы приступаем к обычаю, мы уже находимся в конце анализа. Все, что происходит в обычае, все является правильным, ибо обычай является тем, что относят к традиции. Посему обычай содержит в себе авторитет духа предка. По существу, обычай значит то же самое, что круг прав и обязанностей, прав­да, их степень различна в разных обычаях. Обязанность сотрудничать с дру­гими людьми во время военных действий важнее, чем в мирной обстановке, и применяемые социальные санкции здесь сильнее, ибо на карту поставлены интересы всей группы. Другие нормы содержат очень слабые элементы обя­зывающего поведения, так как не ставят под угрозу общие интересы.

«Права» — это такие правила поведения, которые не только дают нечто инди­виду, но и требует что-то взамен, регулируя способ выживания и конкуренции в групповой жизни. Они в буквальном смысле навязываются членам своей группы (in-group), благодаря чему мир доминирует над рознью и враждой. Правила не

есть нечто «природное» или «данное от бога». Они не являются абсолютными ни в каком смысле. Групповая мораль в данный момент времени представляет со­бой совокупность табу и предписаний, закрепленных в обычае, через который только и определяется то, что следует считать правильным поведением. Поэтому нормы морали никогда не могут быть интуитивными. По своей природе они — образования исторические, институциональные или, наконец, эмпирические. Философия, политика, права и мораль — все они суть продукты обычаев.

КОГДА ОБЫЧАИ БЫВАЮТ «ИСТИННЫМИ»

По отношению к определенному миру философии обычаи с необходимостью являются «истинными». Примитивные люди верили, что умершие соплеменни­ки в ином мире становятся душами и живут в потустороннем мире так же, как и в посюстороннем. Оба мира похожи: души умерших обладают теми же потребно­стями, вкусами, страстями и т.п., какими обладают живые соплеменники. Тако­го рода трансцендентальные понятия служили исходной ментальной экипиров­кой человечества. Оно скорее верило в судьбу, нежели в рациональные сообра­жения. Живые имели обязательства перед духами умерших, а последние обладали известными правами по отношению к первым. Духи, кроме того, имели прину­дительную силу заставить выполнять живых то, что они хотели. Живым следова­ло учиться тому, как надо обращаться с духами. На подобном фундаменте возво­дилось прочное здание философии посюстороннего мира, из которой логически выводилась практика и стратегия повседневной жизни. Когда людей постигали болезни, утраты и напасти, они естественным образом спрашивали: кто виноват в этом? И в арсеналах посюсторонней философии всегда находился готовый от­вет. Вдушахлюдей наступало спокойствие иуверенностьвупорядоченности мира. Когда больной спрашивал, почему духи рассердились на меня и что сделать, что­бы умилостивить их, философия и тут находила нужный ответ, суть которого состояла в том, что надо уважать и бояться духов предков. Таким образом, все поступки и помыслы людей осуществлялись с постоянной оглядкой на духов умерших, в терминах философии уважения и трепета перед предками. Они по­стоянно закреплялись тренировкой соответствующих навыков и оформлялись подходящей случаю системой табу. Коллективные привычки и навыки поведе­ния создавали практическую философию благополучия (welfare).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НРАВОВ

Когда такие элементы, как права и истина, принимают завершенную форму доктрины благополучия, обычаи поднимаются в своем развитии на более высо­кую ступень. Они становятся источником творческого преобразования и конст­руктивного воздействия на людей и общество в целом. В таком случае мы можем смело называть их нравами (mores). Нравы — это обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непремен­но наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их.

ТАБУ

По большей части нравы включают в свой состав табу, которые указыва­ют людям на то, что им не следует делать. Отчасти табу ведут свое происхож­дение от мистического страха перед духами, которые властны наказать жи­вых за неподобающие действия. Однако в состав табу входят и другие эле­менты: они образованы собственным жизненным опытом, нежеланием

повторять такие поступки, которые вызвали неодобрение окружающих либо привели к общественному неблагополучию, например вызвали войну, подо­рвали здоровье, обернулись пищевым отравлением, послужили причиной сокращения или увеличения населения. Подобные табу буквально прониза­ны элементами философии в отличие от повседневных разрешительных пра­вил поведения. И не удивительно, ведь табу содержит отсылку к рефлексии и разумному объяснению. Примитивные табу основывались на том представ­лении о мире, что человеческая жизнь окружена всевозможными ограниче­ниями и заборами. Поиск пищи первобытного человека ограничен избега­нием ядовитых растений. Его физическому здоровью постоянно угрожали всевозможные опасности. Табу были тем хороши, что аккумулировали муд­рость и жизненную смекалку целых поколений, умение предков переживать неудачи, лечиться от болезней, избегать опасности. Другой тип табу касался того, что являлось неприемлемым или, наоборот, приемлемым для группы в целом, — это законы, регулирующие сексуальные взаимоотношения, спо­соб ведения войны, обращение с духами предков или имуществом. Они вклю­чали в свой состав иные элементы — суждения социальной философии. То были не только мистические, но и прагматические соображения.

Табу можно подразделить на два класса: 1) сохраняющие и 2) разрушаю­щие. Цель первых — гарантировать и обезопасить, цель вторых — искоренять и подавлять. Существовали специальные табу для женщин, прямо направ­ленные против них как источника зла и опасности для мужчины. Но другая группа табу ограждала женщин ото всего, что было связано с риском и опас­ностью для здоровья. Таким образом, табу действовали селективно, направ­ляя тем самым ход развития цивилизации.

Наши рекомендации