- Основные этапы формирования ролевого поведения человека в организации.
- Почему организация является микромоделью общества? Приведите примеры.
- Что такое национальная экономическая культура и каковы ее компоненты? В чем заключаются основные отличия российской экономической культуры от западной (англо-саксонской)?
- Основные ценностные ориентации, обусловливающие специфику общества (по Т. Парсонсу).
- Параметры межкультурных различий по методологии Г. Хофштеда. Российская экономическая культура в терминах Г. Хофштеда.
- Причины ограниченных возможностей применения современных зарубежных теорий оргповедения к российским бизнес-организациям: характеристики российской институциональной среды.
- Причины ограниченных возможностей применения современных зарубежных теорий оргповедения к российским бизнес-организациям: характеристики социальных отношений в бизнес-организациях.
- Опишите основные типы практик трудовой деятельности в российских бизнес-организациях.
- Определение и функции организационной культуры.
- Объясните сущность «рационального» и «феноменологического» подходов к пониманию организационной культуры.
- Уровни организационной культуры по Э. Шейну.
- Какие организационные культуры называются «сильными» и «слабыми»? Что такое доминирующая организационная культура и субкультуры?
- Этапы социализации в организационной культуре.
- Методика диагностики организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна: общий смысл методики, профили организационных культур. Дайте критическую оценку этой методике. На кого она рассчитана? Какие управленческие задачи она может помочь решить? Каковы ее ограничения, недостатки?
- Опишите критерии выделения и основные типы российских организационных культур.
- Факторы, обусловливающие необходимость культурных преобразований в организации. Основные цели культурных изменений в организациях.
- Каковы основные барьеры культурных изменений в российских бизнес-организациях?
- Перечислите известные вам методики измерения психологических характеристик личности. Опишите подробно одну из них.
- Дайте подробное описание каждого из пяти факторов модели «Большой пятерки». Как эти личностные качества влияют на поведение человека в организации?
- Что такое «личность типа А и Б» (М.Фридман, Р. Розенман) и «локус контроля» (Дж. Роттер)?
- Что такое «самоэффективность» (А. Бандура) и «выученная беспомощность» (М. Селигман)?
- Что такое конформизм? В чем его позитивные и негативные стороны с точки зрения поведения человека в организации?
- Что такое «эмоциональный интеллект»? Какие определения, способы измерения ЭИ предлагаются авторами? Какова взаимосвязь ЭИ и межличностного общения; академической успеваемости; мотивации (J.C. Rode)?
- Характеристики «зрелой / незрелой» личности (К. Арджирис).
- Классификация ценностей по М. Рокичу.
- Структура трудовых ценностей россиян (В. Магун).
- Дайте определение и перечислите компоненты «установки» (attitude).
- Что такое «удовлетворенность работой»? Какими параметрами российские работники удовлетворены более, какими – менее всего?
- Какова взаимосвязь удовлетворенности работой и производительности труда работника?
- От чего в наибольшей степени зависит отношение российских работников к своей работе?
- Что такое организационная приверженность? В чем смысл «узкого» и «широкого» понимания организационной приверженности?
- Почему существует возможность конфликта приверженностей в организации?
- Трехкомпонентная модель организационной приверженности (Дж. Мейер, Н. Ален).
- Каковы основные факторы организационной приверженности в российских бизнес-организациях?
- Каковы позитивные и негативные следствия организационной приверженности?
- Что такое «психологический контракт» работника? Какова структура психологического контракта? Что такое «нарушение психологического контракта» и как оно влияет на поведение работников (D.M. Rousseau)?
- Определение социальной группы. Выгоды и издержки членства в группе.
- Что такое «первичные» и «вторичные» социальные группы?
- Что такое групповой контроль и в чем заключаются его позитивные и негативные проявления?
- Стадии развития группы в организации (Б. Такман и М. Дженсен).
- Факторы, повышающие и понижающие уровень групповой сплоченности.
- Достоинства и недостатки группового принятия решений.
- «Огруппленное мышление»: условия возникновения, симптомы, отличия от понятия «конформизм». Способы предотвращения огруппленного мышления.
- Определение «команды». В чем отличия «команды» от «традиционной рабочей группы»?
- Типология командных ролей и оптимальная численность команды по Р. Белбину.
- Перспективы и ограничения командного подхода к управлению и организации труда в российских организациях.
- Два контекста использования термина «лидерство» в организациях.
- Теории лидерских черт: сущность, объяснительные возможности и ограничения.
- Понятие «харизматического лидерства». Черты харизматических лидеров и их последователей.
- Стили лидерства по критерию ориентированности лидера. «Управленческая решетка» Р. Блэйка и Дж. Моутон.
- Стили лидерства по способу осуществления лидерских функций (К. Левин, Р. Лайкерт, П. Нортхаус).
- Ситуационные теории лидерства: сущность, объяснительные возможности и ограничения.
- Модель лидерства Ф. Фидлера.
- Модель лидерства «путь-цель» Р. Хауза.
- Объясните, в чем сходства и различия понятий «власть» и «влияние».
- В чем заключаются недостатки популярной типологии власти Дж. Френча и Б. Рейвена?
- В чем сущность разграничения власти как «средства» и как «цели»? «Позитивные» и «негативные» результаты властных отношений в организации.
- Что такое «ресурсная зависимость»? Опишите условия возникновения отношений власти.
- Объясните сущность концепции «выхода/голоса» в организации (А. Хиршман).
- Поведение и сознание подчиненных как объекты контроля в отношениях власти.
- «Торг» и «принуждение» как средства осуществления власти.
- По каким индикаторам можно судить о «демократичности» либо «авторитаризме» организаций? Каковы показатели «демократичности / авторитаризма» российских бизнес-организаций?
- Определение коммуникаций в организации. Основные компоненты модели коммуникационного процесса.
- Вертикальные и горизонтальные коммуникации в организации. В чем смысл «мостика Файоля»?
- Устные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения.
- Письменные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения.
- Невербальные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения.
- Опишите три типа коммуникационных сетей.
- Основные препятствия к эффективной коммуникации.
- Понятие и принципы эффективных коммуникаций.
- Что такое обмен и передача знаний? Барьеры обмена и передачи знаний в организации.
- Дайте определение понятию стресса. Что такое «негативный» и «позитивный» стресс?
- Организационные причины стресса, связанные с управленческими факторами.
- Организационные причины стресса, связанные с условиями труда.
- Групповые факторы стресса в организации.
- Индивидуальные факторы стресса в организации.
- Понятие «трудоголизма». Предпосылки его формирования; проявления; последствия.
- Понятие «перфекционизма», его составляющие.
- Опишите последствия высокого уровня стресса в организации.
- Понятие «выгорания» на работе (job burnout).
- Способы борьбы со стрессом в организации.
- Понятие «позитивного организационного поведения» (positive organizational behaviour) и его составляющие.
- Понятие «поведения гражданина организации» (organizational citizenship behaviour). Примеры поведения «организационного гражданина».
- Какие личностные, групповые, управленческие и организационные характеристики способствуют «поведению гражданина организации»?
- Каким образом организации могут стимулировать «гражданское поведение» своих сотрудников?
Наши рекомендации