Воздух в пригородах хуже, чем в центре

Американские исследователи обнаружили, что загрязненный воздух такого крупного мегаполи­са, как Нью-Йорк, менее вреден для раститель­ности, чем считающийся более чистым воздух городских предместий. Джилиан Грегг (ЛШап Gregg) и ее коллеги из Корнеллского универси­тета в Итаке (штат Нью-Йорк) высадили клоны дельтовидного канадского тополя (Populus deltoides) в разных кварталах центральной час­ти Манхэттена, а также в двух пригородах — северном (Хадсон-Вэлли) и восточном (Лонг-Айленд). Через три года выяснилось, что дере­вья в центре Нью-Йорка растут вдвое быстрее, чем на окраинах. Исследователи установили, что этот эффект не может быть объяснен различи­ями в окружающей температуре, качестве грун­та, содержании питательных веществ в почве или концентрации углекислого газа. Главным фактором, судя по всему, является уровень со­держания озона в воздухе. Озон образуется из атмосферного кислорода прежде всего в горо­дах, под действием ультрафиолетового солнеч­ного излучения и при наличии оксидов азота и углеводородов, содержащихся в промышленных выбросах и выхлопных газах автомобилей. Тем не менее в сельской местности средняя концен-

трация озона, как правило, значительно выше, чем в городах. По мнению Грегг, тому есть два объяснения. Во-первых, за время реакции обра­зования озона воздушные массы нередко успе­вают сместиться из города в предместья, так что озон именно там оказывает свое негативное воз­действие на растительность. А во-вторых, как

Воздух в пригородах хуже, чем в центре - student2.ru

это ни парадоксально, те же выхлопные газы в городах защищают деревья от вредоносного озона: в ночное время монооксид азота разла­гает озон, образуя при этом диоксид азота и кислород. Более низкое содержание выхлопных газов в сельской местности приводит к тому, что монооксида азота просто не хватает для сколь­ко-нибудь значительного снижения концентра­ции озона. Источник: www.dw-world.de/russian. 14.07.2003.

садик может быть очень скромным: газон с небольшим цветником около дома. Но задний двор поражает разнообразием. Здесь может быть и неболь­шой прудик, и огород, и фруктовые деревья, и небольшие клумбы, оканто­ванные ярким белым кирпичом. Любовь к английскому ландшафту была у первых колонистов и сохранилась у американцев до сих пор. Особое внима­ние уделяется парадному газону. Летом газон подстригается регулярно, по крайней мере один раз в неделю. Стрижка газона для американской семьи — своего рода традиция выходного дня'.

Пригородные зоны — территории, прилегающие к городам и находящи­еся с ними в тесной функциональной, культурно-бытовой и другой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставкой и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. трудовыми поездками в 50-километровой зоне. К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю с городскими поселениями, подчиненны­ми Петербургу, и внешнюю (территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км, четыре административных района Ленинградской области).

В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пре­делами городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Здесь выделяются территории сельскохозяйственного производ­ства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют са­нитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в грани­цах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.

В первое время пригородная зона понималась как территория, прилегающая к городу и тесно связанная с ним экономически как некий придаток города, «резервуар» пищевых продуктов, ибо ей изначально была свойственна прежде всего сельскохозяйственная функция. Но постепенно пригороды обретали иные функции — промышленную, научную, экологическую, транспортную, станови­лись важнейшими местами сосредоточения рекреационных объектов.

К примеру, пригороды Парижа начали быстро развиваться в конце XIX — начале XX в. хаотично, без какого-либо плана. В 1921 г. город насчитывал 2 926 тыс. жителей, а городская периферия 1 505 тыс. жителей. Через 10 лет численность населения Парижа несколько сократилась до 2 900 тыс. жите­лей, а пригородов увеличились до 8 016 тыс. жителей. Во многом периферия выросла в результате неконтролируемого увеличения протяженности приго­родов. В Париже ежегодно продолжают возникать многие сотни мелких пред­приятий, преимущественно сферы обслуживания. Число занятых в промыш­ленности и в строительстве ежегодно увеличивается на 30—40 тыс. человек. В 1960-х гг. проблема развития Парижа особенно обострилась: резко ухуд­шилась экологическая ситуация, возросли транспортные трудности, субур­банизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Численность населения Парижской агломерации оказалась в 8— 10 раз выше, чем в других крупных агломерациях страны2.

1 Игнатьева М. Дачные домики и загородные виллы. — www.landshaft.ru.

2 Агапова А.Б. История развития и современное положение Парижа и его пригородов. — http://geopub.narod.ru/student/agapova/1/3. htm.

Пригородные зоны особенно развиты вокруг крупных городов и являют­ся частью городских агломераций — нескольких городов, объединенных в одно целое общими транспортными, производственными, трудовыми, куль­турно-бытовыми связями и окруженных пригородными зонами.

В пригородных зонах крупных городов размещаются пригороды, города-спутники, зоны отдыха, сельскохозяйственные угодья. Пригороды — насе­ленные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним, а нередко — периферийные части города, официально не вклю­чаемые в его границы.

К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных горо­дов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях, высокие налоги, загряз­ненность атмосферы большого города отходами промышленного производ­ства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин, шум, растущую скучен­ность, трудности передвижения3.

Пригородные поезда, перевозящие рабочую силу из полуиндустриальной окрестности в супериндустриальные центры, — верный признак того, что процесс урбанизации зашел очень далеко, утомительные часы, проведенные в вагоне, транспортная усталость, присоединяющаяся к усталости трудовой.

Воздух в пригородах хуже, чем в центре - student2.ru

Рис. 36. Многие российские города обзаводятся городами-спутниками

У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя городские агломерации, которые объединяются в мегаполисы. Пригородная зона образует вместе с городом

3 North American Suburbs: Politics, Diversity and Change / Ed. by J. Kramer. Berkeley, 1972; Нитобург Э.Л. Субурбанизация и негритянские гетто в США// Советская этнография. 1968. № 5.

более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская. Петербургская агломерации, Лондонский метрополи-тенский район. Парижская агломерация «в широких границах». Большой Нью-Йорк («урбанизованный ареал Нью-Йорк»).

ПОСАА И СЛОБОДА

Функцию городского пригорода в России исторически выполнял посад, занимавший промежуточное положение между селом и городом.

Посады возникли после того, как в славянских городах четко обозначил­ся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и концентрации тор говцев и ремесленников в городах. Первоначальное название этих районов города — подол (от обычного расположения ниже воздвигавшегося на воз­вышенном месте города-крепости, где находились резиденция феодальной государственной власти и дворы феодалов), которое примерное конца XII— XIII вв. сменяется на посад. В XV—XVII вв. торгово-ремесленное населе­ние посадов именовалось посадскими людьми («посажанами»). Источни­ки XIV—XV вв. чаще всего посадских людей именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей. На современном социологическом языке их можно смело относить к средне­му классу. Это восходящая социальная страта, возникшая на пике эконо­мического роста русских городов в X—XVIII вв. В большинстве своем это был ремесленно-торговый люд среднего достатка, хотя по нормам феодаль­ного права они относились к тяглым сословиям Русского государства (земля на посаде считалась в собственности феодального государства). Посадских людей можно также называть прообразом или зародышем третьего сосло­вия на Руси. Ремесленно-торговое население городов создавало свои тер­риториальные и профессиональные объединения4 (сотни, «концы» в Вели­ком Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Посады крупных городов делились на слободы, сотни и полусот­ни. По мере роста значения посада они окружались каменными и деревян­ными стенами.

ПОСАД: !) в русских княжествах X-XVI вв. торгово-ремесленное по­селение вне юродских стен, ставшее позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни; 2) предградье. предместье, тергово-ремесленная, первоначально неукрепленная часть русских городов эпохи феодализма; 8) в Российской империи небольшие поселки юродского типа

Как и полагается третьему сословию, посадские люди несли в себе эле­менты социальных и политических новаций. В частности, они поддержива­ли политику великих князей, направленную на свержение монголо-татар­ского ига и объединение русских земель, вели борьбу против усиления фео­дального гнета (восстания в Москве в 1382 г., 1445 г., Новгороде 1418 г., 1446—1447 гг. и др.). Им были не чужды либеральные идеи, склонность к предпринимательству, экономической свободе и социальному благополучию.

4 В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей.

К сожалению, посадские люди иестали до конца третьим сословием, как мелкие торговцы и ремесленники в Западной Европе. Часто его состав оп­ределялся приписным порядком самим государством, а не формировался снизу, в условиях экономической конкуренции и развития ремесла. Так, в XV—XVI вв. московское правительство зачисляло в сословие посадских лю­дей частновладельческих крестьян. В городах, присоединенных к Москве. центральные власти конфисковали собственность удельных князей и мона­стырей, а зависимое от них городское население переводили в разряд «поса­жан». Искусственное расширение этого сословия происходило также входе образования новых центров городского типа (слободы, рядки), население которых правительство зачисляло в зависимое сословие. В пользу государ­ства оно несло немалые повинности — промысловые налоги, торговые по­шлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению ук­реплений, и в службах. «Люди горожане» объединялись в общину, возглав­ляемую земским старостой. Тот отвечал за уплату налогов и их раскладку между членами общины.

Из-за принудительного характера посадской общины, равно как и крес­тьянской, посажане сбегали при первом удобном случае. Бегство из посад­ских общин приобрело массовый характер. Опустение посадов вызвало тре­вогу правительства. В 1600—1602 гг. оно начало возвращать беглецов, кото­рых именовали «закладчиками»5, в общину «по старине» и приписывать к ней различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». По стране прокатилась волна царских сысков, ремесленников возвращали и приписывали к определенным посадам. В ответ на это в середине XVII в. произошли крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и других городах. Государство пошло на уступки. Предоставление экономичес­ких свобод привело к тому, что численность посадского люда в 1649— 1652 гг. возросла с 311,5 тыс. до 41,6 тыс. дворов6.

В конце XVI в. государство выделило из посадских людей немногочислен­ную группу купцов и, объединив их в привилегированные корпорации гос­тей, гостиную сотню и суконную сотню, использовало для выполнения фи­нансово-торговых поручений. Среди «посажан» преобладали купцы, средние и мелкие торговцы, товаропроизводители, ремесленники и люди, кормив­шиеся работой и подаяниями (нищенством). Они были прикреплены к «чер­ным» тяглым общинам. Среди них в XVI—XVII вв. существовала социальная дифференциация: все они делились на «лучших», «середних» и «молодших», а иногда и «самых молодших» посадских людей. Через 200 лет произошло еще одно расслоение в связи с наступлением капитализма: богатая верхушка по­сада инвестировала капиталы в промышленные предприятия, переходя в высший класс, а на социальное дно выпадала низкоквалифицированная масса пригородного люда, быстро превращавшаяся в наемных работников. Таким образом, социальное восхождение одних (превращение ремесленников в куп-

1 Рост налогов и повинностей, а также экономические трудности, порожденные Ливонской войной 1558—1583 и опричниной, нанесли тяжелый удар посадам. «Посажане» покидали общину и записы­вались в служилые люди, т.е. «закладывались» (вступали под защиту и патронат) за крупных феода­лов или бежали из городов на окраины государства.

6 См.: Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в X1V-XV вв. М, 1960; Города феодальной России: Сб. статей. М., 1966; Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М.; Л., 1947-1948. Т. 1-2.

цов и предпринимателей) и социальное падение других (превращение ремес­ленников в рабочих) окончательно подорвало социальную основу некогда прогрессивного и экономически активного третьего сословия.

Приблизительно с XVII в. посады стали причислять к городам, самые крупные их них превратились в торгово-промышленные центры и были пе­реведены в статус городов. К середине XVIII в. категория посадских людей путем царских распоряжений была переведена в низший, шестой, разряд горожан и окончательно слилась с мещанами.

МЕЩАНСТВО (польск., единственное число mieszczanin — горожа­нин) — сословие в дореволюционной России, включавшее различ­ные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовла­дельцев, торговцев и т.п.). По губернской реформе 1775 г. к меща­нам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Они платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, были ог­раничены в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане перехо­дили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепост­ной зависимости. В переносном смысле мещанами называют лю­дей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индиви­дуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность.

В связи с городскими реформами конца XVIII в. социально-экономичес­кая роль посадов сходит на нет, а название «посад» сохраняется лишь за не­которыми поселками городского типа в конце XVIII — начале XX в. Посады в старинном значении слова как своеобразные наукограды деградировали, превратились в захудалые уездные городишки с провинциальными нравами. Здесь труднее было найти работу, повышать квалификацию. В XVIII в. ре­месленники и посадский пролетариат составляют более половины всего по­садского населения. «Не отличаясь обильностью населения, —пишет А. К.и-зеветтер, —посадская община XVIII в. представляет картину довольно рез­кой общественной дифференциации. Многочисленная масса чернорабочего и ремесленного населения и над ней небольшая, сравнительно, группа тор­гующих купцов, выстроенная в три яруса — по трем гильдиям, причем, чем выше ярус, тем малочисленнее составляющий ее контингент — такова обыч­ная бытовая физиономия посадской общины изучаемой эпохи. Типичная посадская община этой эпохи — небольшая пирамида с широким основани­ем в виде «подлого» гражданства и с очень тонкой верхушкой в виде мало­численной группы первогильдийских купцов7.

У отечественных исследователей, в частности Ж.А. Зайончковской, изуча­ющих советский тип пригородной зоны, появился особый термин — «слобод­ская культура», которым они обозначают промежуточное звено в системе адап­тации сельских мигрантов курбанизованной среде. Такой тип гибридной куль­туры возникает в результате неполной и искаженной адаптации традиционной сельской культуры к новым условиям урбанизации. Наиболее интересны в этом плане выводы В.Л. Глазычева о формировании в советских условиях осо­бого типа культуры, возникающей на базе промежуточных типов поселений, главным образом поселков городского типа и рабочих окраин больших горо-

См.: Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII в. М., 1903. С. 169.

дов, которые автор характеризует термином «слобода». В культуре «слободы», по мнению Глазычева, были «представлены элементы патриархальной куль­туры, роднящие ее с деревней, и элементы «фабричной» культуры и мещан­ского фольклора, в которых чисто внешне присутствовали ценности культу­ры крупных городов и их центров в первую очередь»8.

Жители ближнего пригорода, создавшие особую субкультуру — культуру го­родского посада — проявили себя достаточно рано как политическая сила. В 1917 г. именно этот слой сыграл решающую роль в победе большевиков. Отряды крас­ногвардейцев состояли вовсе не из кадровых рабочих, которые относились к революционным призывам достаточно прохладно, предпочитая политическим лозунгам чисто экономические (в силу своего более бедственного, чем у по­садского люда, положения): увеличение заработной платы и сокращение рабо­чего дня. В красногвардейцы шли мелкие лавочники, малоквалифицированные пролетарии, люмпены, босяки, уголовники и прочая подобная публика9.

Воздух в пригородах хуже, чем в центре - student2.ru

Рис. 37. Александровская слобода в XVI в.

В старых словарях «слобода» определялось как большое село (рис. 28), где более одной церкви, торг или ярмарка, либо волостное правление, род сель­ской столицы; также промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Слободки есть при большей части городов: слободкой приселяют­ся и крестьяне, и мещане, также отставные, занимаясь частью хлебопаше­ством и пр. Современные справочники дают более обобщенную характери­стику: «слобода» — название различных поселений в Русском государстве XI— XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, ино­земные, в городах — слободы ремесленников.

* См.: Глазычсв В.Л. Or сельской культуры к урбанизации // Культура и советском обществе. М, 1988. С. 42. 9 Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.

Наши рекомендации