Типология способов индивидуального приспособления
Способ адаптации | Одобряемые обществом цели | Одобряемые обществом средства |
Конформизм | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретритизм | - | - |
Мятеж | +- | +- |
Конформизм – это полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип поведения диаметрально противоположен девиантному.
Остальные типы поведения можно рассматривать как девиантные. Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и поиск новых средств их достижения. Ритуалистский тип поведения принимает общественно одобряемые средства достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей (избежание опасностей и неудач посредством отказа от культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку нормам). Ретритизм отмечается двумя отказами – от общественно одобряемых целей и средств их достижения (характерен для маргиналов – бродяг, наркоманов, которые создают собственную замкнутую субкультуру, которая чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества). Мятеж (отрицание господствующих в обществе целей и средств и замена их новыми) характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество даже путем социальной революции.
Г. Тард ввел понятие «социальный контроль» как средство возвращения преступника к его нормальной жизни, а затем стал рассматривать его как фактор социализации личности.
Р. Парк рассматривал социальный контроль как целенаправленное действие общества на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социального порядка.
Социальный контроль – это регуляция поведения субъектов социального действия с помощью нормативных механизмов и санкций. Социальный контроль имеет отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведения. Социальный контроль – это часть общего процесса социализации, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, соответствующего принятым в обществе правилам, нормам и обычаям.
Социальный контроль проявляет себя через давление и групповой контроль. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и традиций, начинает работать механизм группового давления и группового контроля.
Социальный контроль проявляет себя в качестве принуждения, осуществляемого через санкции, которые могут применяться в рамках группового давления или через институциональные и социальные механизмы.
Н. Смелтер считает, что социальный контроль – это усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление. В качестве мер принуждения приводятся следующие:
1. Изоляция – отлучение девианта от общества, не предусматривающее его реабилитации (пожизненное заключение в тюрьме);
2. Обособление – частичная (временная) изоляция девианта от общества;
3. Реабилитация направлена на восстановление места девианта в обществе (принудительный труд, психотерапия и др.).
Известно, что толерантность общества способствует снижению девиантности, в то время как кризисные ситуации не способствуют эффективности социального контроля. Активизация девиантного поведения в обществе и неэффективность социального контроля возникают тогда, когда его структуры используют экстремистские и догматические методы давления. Это усиливает маргинальность и ретритизм в отклоняющемся поведении, а в определенных обстоятельствах может привести к мятежу.
Социальный контроль выступает в форме формального и неформального социального контроля. Первая форма осуществляется уполномоченные законом организациями, а вторая форма реализуется небольшими неформальными группами. К неформальным группам относят награды и наказания, в виде улыбок, словесных поздравлений или недовольным тоном и взглядом и пр.
1. Социальная девиация.
Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Проблема социальной девиации находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например, Эмиль Дюркгейм написал работу «Самоубийство» (1897), ставшую классическим произведением в этой области.
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.
Выделяют три типа процессов социального контроля:
• процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;
• процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;
• процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.
Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами. Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей. Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия включает:
• индивидов (совершающих действия);
• изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
• влияние этих изменений на других индивидов;
• обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон.
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.
Способ взаимодействия включает шесть аспектов:
• Передачу информации;
• Получение информации;
• Реакцию на полученную информацию;
• Переработанную информацию;
• Получение переработанной информации;
• Реакцию на эту информацию.
Социальный контроль.
Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:
• осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и
• обеспечивает следование социальным нормам.
• Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение - например, изнасилование и убийство. Но на этой основе еще труднее дать точное определение девиации. Даже убийство при определенных условиях оправданно: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны.
• Если даже убийство нельзя считать девиацией в абсолютном смысле, еще труднее решить, являются ли девиантными другие типы поведения. Например, в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения, в Париже - легальна и не вызывает осуждения. С помощью табл. 7-1 мы можем убедиться в том, насколько по-разному люди относятся к абортам. (Следует учитывать, что девиацию нельзя отождествлять с преступностью, хотя анализ девиантности часто фокусируется на криминальном поведении. Преступность, или поведение, запрещенное уголовным законодательством, является одной из форм девиации.)
• Более того, ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся курения. В период гражданской войны сигареты были включены в обычный паек, выдававшийся солдатам. Но в начале XX в. противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещавшие курение. После второй мировой войны курение не только получило распространение, но и снискало социальное одобрение. Однако к 1957 г., после того как ученые доказали, что курение является причиной множества заболеваний, включая рак легких, возникла новая волна противодействия этой привычке. С тех пор руководители здравоохранения, активисты движения по защите окружающей среды и правительственные организации обрушились с резкой критикой на табачную промышленность, и курильщики стали объектами растущего всеобщего осуждения. Фактически в настоящее время курение начали считать девиантным поведением. Курильщиков стали отождествлять с "наркоманами, невротиками, а также загрязнителями воздуха и виновниками пожаров" - так что многие курящие сами считают себя девиантами. Поэтому вместо. "Не желаете ли сигарету?" - теперь спрашивают: "Вы не возражаете, если я закурю?" - а в ответ часто звучит: "Нет, я решительно возражаю!"
Вопросы по самоконтролю:
1)Дайте характеристику девиации?
2) Каковы функции социального контроля?
3) Система правоохранительных органов РК
Основная литература:
1.Харчева В. Основы социологии М. «Логос», 2011 – 302 с.
2. Казымбетова Д.К. Введение в социологию: учебное пособие. - Алматы, 2014.-121 с.
Лекция №14