Функция социального контроля
Данная функция является весьма многоплановой и даже противоречивой.
Во-первых, религия во все времена в большей или меньшей степени освящала собой нравственные нормы и играла большую роль в формировании морального сознания (см. 11.1). Достаточно вспомнить, например, что в Древней Греции на страже многих социальных норм и законов стояли боги-олимпийцы. Эта функция является общепринятой, однако далеко не все авторы оценивают ее однозначно. Так, например, с точки зрения известного современного американского социолога П.Бергера, эта функция является важнейшей, ибо благодаря религии социальная жизнь человека не превращается в рутину, в ней постоянно присутствует некий священный ореол, придающий человеческой жизни и социальным ценностям высший смысл. Напротив, З.Фрейд очень критично относился к этой роли религии в жизни общества. С его точки зрения, прогресс науки с неизбежностью должен будет уничтожить религию, но что же тогда станет с моралью, если все нормы ее имеют силу лишь до тех пор, пока сильны освящающие их религиозные верования? Очевидно, что, являясь средством социального контроля, религия в рамках этих концепций рассматривается и в качестве важнейшего агента социализации.
Во-вторых, ряд авторов важнейшую функцию религии усматривают в укреплении позиций господствующих групп общества. А это, как мы помним, тоже есть своеобразная разновидность социального контроля. Крупнейшим представителем такого подхода был Маркс, считавший, что религия является иллюзорной формой разрешения реальных, земных проблем. Данную концепцию, конечно, нельзя представлять себе упрощенно, будто религия сознательно создается эксплуататорскими классами для поддержания своего господства. Нет, она возникает стихийно, но корни ее, согласно Марксу, лежат не в неких извечных проблемах человека, а в определенном общественном устройстве. «Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир» [17, I, 414]. Возникнув, религия начинает выполнять важнейшую социальную функцию – по образному выражению Маркса, она превращается в фальшивые цветы, маскирующие собой действительные цели. Она отвлекает народные массы от кассовой борьбы, она обещает посмертное освобождение там, где человек уже созрел и жаждет освобождения вполне земного. Она ослабляет человека и заменяет борьбу за переустройство земного мира мистической надеждой на спасение в мире ином. Именно поэтому, согласно Марксу, в будущем бесклассовом и свободном обществе религия должна будет исчезнуть. «Религия есть опиум для народа. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзии о своем положении, есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях» [17, I, 414–415].
Близкую позицию по данному вопросу занимал и Вебер, хотя в целом ряде своих основополагающих взглядов он весьма сильно расходился с Марксом (см. 23.4, 23.5). Изучая роль протестантского мировоззрения в формировании западного капитализма, ученый отмечал, что на ранних стадиях его развития в протестантских странах рабочий класс легче примирялся со своим уделом, поскольку этическое учение данной религии провозглашало принципы аскетического образа жизни в этом мире, что давало надежду на вечное счастье в мире загробном. Подобная же функция, с его точки зрения, была характерна и для индуизма.
Политическая функция
У данной функции также есть целый ряд аспектов.
Во-первых, это освящение самой политической власти, объяснение ее происхождения и властных полномочий. Действительно, политическая власть обладает правом издавать законы, распоряжаться жизнью людей и т.д., но на чем зиждется само это право? Один из древнейших ответов на этот вопрос, доминировавший вплоть до эпохи Нового времени (см. 22.3), основывался на религиозном обосновании священности самих носителей власти – монархов. Не случайно, что на коронациях монархи получали свои короны из рук представителей высшего духовенства. Великая французская революция, по крайней мере в Европе нанесла этому мировоззрению сокрушительный удар, однако нельзя сказать, что современная религия полностью утратила эту функцию. Сегодняшние президенты не получают свою власть из рук первосвященников, однако на церемониях инаугурации и на других важнейших государственных праздниках они присутствуют в качестве обязательных гостей.
Во-вторых, очень часто религия выполняла и продолжает выполнять роль своеобразного представителя в системе государства политических интересов различных социальных групп и слоев.
Наконец, в-третьих, религия тесно связана с различного рода политическими конфликтами. Самый наглядный пример – религиозные войны, существовавшие на протяжении всей писаной истории человечества и всегда имевшие глубокую социально-экономическую и политическую подоплеку. Как отмечают современные исследователи, политические конфликты могут находить свое выражение и в возникновении совершенно новых религиозных культов. «В первой половине XX в., после прибытия европейских колонистов, на островах Меланезии в Тихом океане происходили странные религиозные церемонии, получившие название культов «уничтожения». Самый драматический ритуал, характерный для этих культов, заключался в том, что их члены собирались вместе в поле или на берегу моря и уничтожали все свои вещи, связанные с земной жизнью... Культы уничтожения можно рассматривать как проявление конфликта между европейскими колонистами и туземными народами. Белшоу отмечал, что они сформировались главным образом в тех регионах, где господство европейцев разрушало жизнь туземцев, но не давало им доступа к более высокому уровню жизни» [25, 476–477].
Инновационная функция
Так, мы постепенно перешли от анализа роли, которую играет религия в функционировании общества, к той роли, которую она играет в его развитии (функция осуществления социальных изменений). Эта функция наиболее подробно была исследована М.Вебером в его классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (см. 23.5). Согласно Веберу, распространение на Западе Европы протестантского (прежде всего кальвинистского) мировоззрения создало благоприятные ментальные и этические (рациональность, отношение к труду как высшей богоугодной деятельности, ориентация на успех, бережливость) предпосылки для возникновения там специфического западного капитализма. Применительно к России вопрос роли православия в экономическом развитии страны рассматривался С.Н.Булгаковым («Философия хозяйства»). С его точки зрения, религиозно-нравственное отношение к труду вообще было свойственно эпохам с преобладанием религиозного мировоззрения. Более того, именно благодаря религиозно-аскетической дисциплине труда монастыри сыграли огромную роль в развитии не только России, но и Европы.