Список дополнительной литературы

1. Аверин А.Н. Новые данные о динамике коренных малочисленных народов России // Социологические исследования. – 2005. – №2 . – 75 – 79.

2. Алексеев В.В. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма // Общественные науки и современность. – 2002. – №6. – С.66 – 77.

3. Алексеев В.М. О формализме объектных отношений, или критика анализа социальных сетей. // Социологические исследования. – 2002. – №2. – С.98 – 105.

4. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социологические исследования. – 2003. – №9. – С. 52 – 60.

5. Алексеева Т.А. Лики российского постмодернизма // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2003. – №4. – С.22 – 46.

6. Аронов Р.А. Синдром Хлодвига и интерпретация научного знания // Вопросы философии. – 2004. – №9. – С.170 – 175.

7. Барсукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: пародоксальное сходство на фонне очевидного различия // Социологические исследования. – 2003. – №7. – С.3 – 15.

8. Барчунов Т.В. "Эгоистичный гендер", или Воспроизводство гендерной ассиметрии в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. – 2002. – №5. – С. 180 – 191.

9. Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. – 2004. – №5. – С.77 – 85.

10. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социалогического обследования // Социологические исследования. – 2004. – №4. – С.44 – 50.

11. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера //Социологические исследования. – 2003. – №4. – С.34 – 41.

12. Горшков М.К. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые // Социологические исследования. – 2004. – №8 . – С. 23 – 32.

13. Гофман А.Б. Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С.23 – 26.

14. Грушин Б.А. К истории научного изучения общественного мнения в России // Вопросы философии. – 2004. – №8. – С. 50 – 69.

15. Дадиани Л.Я. Фашизм в России: мифы и реалии. // Социологические исследования. – 2002. – №3. – С.103 – 111.

16. Десять лет российских реформ глазами россиян. // Социологические исследовани. – 20020. – №10. – С.22 – 36.

17. Добреньков В.И. Россия будет прирастать.:[Интервью]. // Экономика и управление. – 2002. – №6. – С.42 – 46.

18. Ефимов К.М. Катастрофическое состояние окружающей среды как негативная социальная реалия XXI века // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политологи. – 2005. – №3. – С.19 – 35.

19. Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства //Социологические исследования. – 2002. – №2. – С.12 – 22.

20. Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России. // Социологические исследования. – 2002. – №8. – С.3 – 16.

21. Захаров Н.Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского чиновника. // Социологические исследования. – 2004. – №3. – С.113 – 120.

22. Зуев А.Г. Нетократия: стратовые противоречия сетевого информационного общества //Свободная мысль – XXI. 2005. – №9. – С.3 – 19.

23. Иванов В.Н. Феномен терроризма // Социологические исследования. – 2005. – №7. – С.63 – 71.

24. Итвел Р. Возрождение харизмы? Теория и проблемы операционализации понятий //Социологические исследования. – 2003. – №3. – С.9 – 19.

25. Капитоненко Н.Г. Исследование междунородного терроризма: теоретико-методологические аспекты. // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политологи. – 2005. – №2. – С. 143 – 146.

26. Кара-Мурза С.Г. Интеллигенция в перестройке: отход от норм рационального мышления. Гипостазирование // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №1. – С.129 – 146.

27. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: светлый миф о частной собственности // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №3. – С.23 – 37.

28. Карпухин О.И. Владимир Путин и интеллигенция // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – №4. – С.36 – 49.

29. Кефели И.Ф. Глобализм на перекрестке мнений // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №2. – С.3 – 17.

30. Климов И.А. Телевидение: модальности существования // Социологические исследования. – 2005. – №10. – С. 93 – 99.

31. Козлова О.Н. История социального самопознания //Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №2. – С.150 – 165.

32. Козлова О.Н. Социолизация в поле безнадежности и за его пределами //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №2. – С.126 – 139.

33. Коломийцев В.Ф. К двухсотлетию Токвиля – социолога и политолога, либерала и консерватора // Социологические исследования. – 2005. – №10. – С.128 – 132.

34. Константинова Л.В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социологические исследования. – 2005. – №2. – 36 – 45.

35. Коровицына Н.В. Сравнительный опыт общественных преобразований в постсоциалистических странах. // Социологические исследования. – 2002. – №5. – С.9 – 18.

36. Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре европейской России // Социологические исследования. – 2005. – №3. – С.13 – 23.

37. Лапина Н. Региональная власть и экономические элиты: социологическая хроника начала XXI века // Общество и экономика. – 2002. – №6. – С.93 – 119; №7. – С.88 – 122.

38. Лапшина Д. Наркоситуация // Бельские просторы. – 2005. – №3. – С.182 – 188.

39. Левашов В.К. Безопасность и терроризм. // Социологические исследования. – 2005. – №7. – С.72 – 77.

40. Левашов В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С.27 – 45.

41. Леденева Л.И. Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов? // Мир России. Universe of Russia. – 2003. – Т. 12, №2. – С.165 – 178.

42. Лексин В.Н. Пространство власти и мир человека // Мир России. Том XIV, Социология, этнология. – 2005. – №1. – С. 3 – 61; №3. – С.19 – 72.

43. Лисаускене М. Новое поколение российского студенчества // Высшее образование в России. – 2005. – №10. – С.41 – 46.

44. Лысова, А.В. Насилие в семье – объект социальной политики в США // Социологические исследования. – 2005. – №12. – С.108 – 115.

45. Магарил С.А. Интеллигенция и будущее России // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №4. – С.20 – 31.

46. Макаренко В.П. Либеральная парадигма: от ночного сторожа к ограниченному суверенитету // Вестник МГУ. Серия 18, Социология и политология. – 2002. – №4. – С.27 – 60.

47. Макаренко В.П. Социология и политическая философия: проблема взаимодействия // Социологические исследования. – 2004. – №8. – С.33 – 42.

48. Мареев С. Историзм и социологизм в общественной науке // Альма матер: Вестн. высш. шк. – 2003. – №2. – С.24 – 30.

49. Махмутова Е. На пути к гендерной демократии // Экономика и управление. – 2003. – №4. – С.58 – 63.

50. Медушевский А.Н. Российская конституция в мировом политическом процессе: к десятилетию конституции РФ 1993 г. // Мир России. Том XII, социология, этнология. – 2003. – №3. – С.62 – 103.

51. Медушевский А.Н. Алексис де Токвиль. Социология государства и права // Социологические исследования. – 2005. – №10. – С.119 – 127.

52. Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. – 2004. – №5. – С.137 – 142.

53. Московская А.А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей // Социологические исследования. – 2002. – №3. – С.52 – 61.

54. Мюллер К. Смена парадигм посткоммунистической трансформации // Социологические исследования. – 2002. – №9. – С. 67 – 82.

55. Мюнх Р. Социальная интеграция в открытых пространствах / Пер. с нем. Б.Хлебникова. // Философские науки. – 2004. – №2. – С. 30 – 58.

56. Мягков А.Ю. Статистические стратегии сенситивных измерений // Социологические исследования. – 2002. – №1. – С. 111 – 121.

57. Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе // Вестник МГУ. Серия 18, Социология и политология. – 2003. – №1. – С.147 – 156.

58. Нещадин А. Административная реформа // Общество и экономика. – 2004. – №3. – С.29 – 41.

59. Нистен-Хаарала С. Сравнение политических органов и конституций России и балтийских стран: культурная обусловленность и стечение обстоятельств // Мир России. Universe of Russia. Т. XIII, Социология, этнология. – 2004. – №3. – С.131 – 160.

60. Норо А. "Диагноз времени" как третий жанр социологической теории // Социологические исследования. – 2002 . – №1. – С.3 – 11.

61. Образцов И.В. Советская военная социология. История и современность // Социологические исследования. – 2003. – №12. – С.40 – 49.

62. Ойзерман Т. И. Не пора ли позитивно переосмыслить полузабытую "теорию факторов"? // Социологические исследования. – 2004. – №4. – С.3 – 14.

63. Ольховиков З. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // Социологические исследования. – 2004. – №2. – С.3 – 11.

64. Омельченко, Е. Стили жизни российской молодежи: из XX в XXI век // Народное образование. – 2006. – №5. – С.171 – 178.

65. Павлова, И.И. Гражданские качества современных подростков // Мир образования – образование в мире. – 2005. – №4. – С.73 – 83.

66. Петренко В.А. Развитие социальной сферы в РФ. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2002. – №11. – С.4 – 6.

67. Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе. // Общественные науки и современность. – 2002. – №2. – С.42 – 58.

68. Проскурина(Яворович) М.М. Феминизация науки как социологическая проблема // Социологические исследования. – 2002. – №3. – С.72 – 77.

69. Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации // Социологические исследования. – 2002. – №4. – С.60 – 66.

70. Раскол в либералах: Выступления // Знамя. – 2002. – №1. – С. 180 – 193.

71. Рассадина Т.А. Традиционные ценности: к вопросу о понятии // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. – 2004. – №3. – С.80 – 96.

72. Рассадина. Т.А. Механизмы процесса трансформаций традиционных ценностей // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политологи. – 2005. – №4. – С.50 – 64.

73. Рахманов А.Б. К критике мир-системной теории И. Валлерстайна // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политологи. – 2005. – №4. – С.65 – 81.

74. Рац М. Диалог в современном мире // Вопросы философии. – 2004. – №10. – С.20 – 32.

75. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. – 2004. – №4. – С.33 – 43.

76. Романкова Л.И. Социально-экономические особенности рынка труда в сфере образования // Экономика образования. – 2003. – №4. – С.33 – 55.

77. Романович А.Л. Проблема безопасности в контексте устойчивого развития // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №1. – С.3 – 17.

78. Романович Н.А. Общественное мнение о наркотизме: опыт региональных исследований // Социологические исследования. – 2004 . – №6. – С.54 – 61.

79. Роуз Р. Достижение целей в квазисовременном обществе: социальные сети в России //Общественные науки и современность. – 2002. – №3. – С.23 – 38.

80. Самсонова Т.Н. Разработка проблем равенства в утопическом коммунизме XVIII в. // Вестник МГУ. Сер. 18.

Социология и политология. – 2003. – 34. – С.100 – 120.

81. Свечников В.С. Манипулятивные практики в российском социуме // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – №2. – С. 291 – 300.

82. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи: Дальневосточная ситуация // Социологические исследования. – 2002. – №1. – С.90 – 95.

83. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. – 2002. – №5. – С.107 – 110.

84. Серебряков С.Л. Гражданское общество, свобода, ответственность // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №3. – С.122 – 135.

85. Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. – 2005. – №7. – С.3 – 20.

86. Скородумова О.Б. Хакеры как феномен информационного пространства // Социологические исследования. – 2004. – №2. – С.70 – 79.

87. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. – 2003. – №11. – С.73 – 77.

88. Смит Д. Глобальный вызов: как достичь мира без унижения? // Социологические исследования. – 2004. – №4. – С.24 – 32.

89. Согомонов А. "Средний класс" и образование: QUI PRO QUO? (конфликт толклваний и концептуальная повестка на ХХI век) // Отечественные записки. – 2002. – №2. – С.198 – 207.

90. Социальная безопасность в Республике Башкортостан: [Круглый стол] // Экономика и управление. – 2003. – №6. – С. 21 – 35.

91. Станицкис Я. Посткоммунизм – явление тайны. // Социологические исследования. – 2002. – №1. – С.17 – 28.

92. Суворов А.И. Политический терроризм в России XIX – начала XX веков. Истоки, структура, особенности // Социологические исследования. – 2002. – №7. – С.54 – 60.

93. Суковатая В.А. Гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении // Социологические исследования. – 2004. – №2. – С.65 – 69.

94. Тазьмин Ю.Н. Меценатсво и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социологические исследования. – 2002. – №2. – С.92 – 97.

95. Тапилина В.С. Социально-экономическая дифференциация и здоровье населения России //Экономика и организация промышленного производства. – 2002. – №2. – С.114 – 125; – 2004. – №3 . – С.126 – 137.

96. Тимашев Н.С. Что такое социология права? // Социологические исследования. – 2004. – №4. – С.107 – 112.

97. Тихонова Н.Е. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. – 2004. – Т.XIII, №1 . – С. 116 – 145.

98. Тихонова Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе // Общественные науки и современность. – 2002. – №6. – С.5 – 17.

99. Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. Universe of Russia. – 2003. – Т.12, №1. – С.36 – 84.

100. Удальцова М.В. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости. // Социологические исследования. – 2003. – №8. – С.16 – 24.

101. Ушакова М.В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №4. – С.166 – 179.

102. Файзуллин Ф.С. Социальные основы устойчивого развития РБ // Ядкяр. – 2005. – №1. – С.5 – 11.

103. Феофанов, К.А. Что такое социальная рискология // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5. – С.115 – 127.

104. Филонов Г.Н. Образование – ресурс консолидации гражданского общества // Педагогика. – 2004. – №8. – С. – 28 – 34.

105. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы"круглого стола") // Вопросы философии. – 2004. – №7. – С.3 – 39.

106. Фролова Ю. Средний класс и проблема образования в российской провинции: (на примере Астраханского региона). // Альма матер: Вестн. высш. шк. – 2004. – №4. – С.55 – 58.

107. Фрумкин К. Наблюдатель и государство: "Эстетический взгляд на историю" и его философско-психологические корни. // Свободная мысль – XXI. – 2002. – №3. – С.90 – 99.

108. Фрумкина, Р. Свобода информации или "свобода" от информации? // Знамя. – 2006. – №2. – С.177 – 184.

109. Халикова Э. Женщина и карьера //Ватандаш. – 2006. – №3. – С.183 – 186.

110. Хриенко Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1. – С.197 – 202.

111. Чинакова Л. Обеднение потребностей //Свободная мысль – XXI. – 2003. – №6. – С.35 – 43.

112. Шадже А.Ю. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №5. – С.228 – 242.

113. Шаронова С. Гендер. Образование. Мобильность. // Высшее образование в России. – 2002. – №6. – С.130 – 134.

114. Шмарион Ю.В. Социологические аспекты проектирования образовательных систем // Педагогика. – 2003. – №10. – С.15 – 20.

115. Штомпка П. Формирование социологического воображения. Значение теории // Социологические исследования. – 2005. – №10. – С.64 – 71.

116. Эксперты о внешней политике России. // Социологические исследования. – 2002. – №3. – С.34 – 43.

117. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. Universe of Russia. – 2003. – Т.12, №1. – С.3 – 35.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Реализация задач курса «Социология» кроме организации процесса обучения требует и эффективной системы контроля. Контроль качества знаний студентов может осуществляться в различных формах. Контрольно-измерительные материалы по курсу «Социология» включает тесты. Тестовые задания представлены по всем разделам в двух вариантах. В каждом варианте содержится по 60 вопросов и по три – четыре возможных ответа. Используются различные формы вопросов: вопрос на выявление способности оперировать полученными знаниями; на соответствие признака понятию; на установление логической взаимосвязи понятий; на подбор определений под понятие и т. д.

Тестовая форма контроля знаний обладает рядом преимуществ: объективность оценки, максимальный охват изученного материала, минимум затрат на ответ и проверку. Для оценки предлагаются следующие критерии:

30 – 45 правильных ответов – «удовлетворительно»;

46 – 55 – «хорошо»;

56 – 60 – «отлично».

ВАРИАНТ I

1. Какая из перечисленных категорий не относится к предписанному статусу:

а) пол;

б) национальность;

в) образование;

г) возраст.

2. Что из ниже перечисленного является примером нисходящей социальной мобильности:

а) экономист Иванов А. А. в 43 года "попал под сокращение" и теперь работает грузчиком в булочной;

б) воспитательница детского сада Иванова А. А. разработала методику преподавания рисования детям и открыла изостудию "Солнышко";

в) семья Ивановых переехала из деревни Шапково в деревню Деньково;

г) президент банка Иванов А. А. выиграл в лотерею автомобиль "Ока".

3.Как вы понимаете термин "вертикальная мобильность":

а) это способ миграции;

б) это зависимость людей друг от друга;

в) это переход из низшей расы в высшую;

г) это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса.

4.Какова отличительная черта социальной психологии среднего класса:

а) конфронтационность;

б) толерантность;

в) пассивность;

г) радикализм.

5.Какова социальная стратификация западного общества:

а) новый рабочий класс, "белые воротнички", крестьянство;

б) однородное общество;

в) буржуазия, пролетариат, крестьянство;

г) высший, средний, низший класс.

6.Примером достигнутого статуса является:

а) семейное происхождение;

б) этническое происхождение;

в) столбовое дворянство;

г) получение Нобелевской премии.

7.Какова основная причина социально – структурных изменений в обществе:

а) формирование гражданского общества;

б) геополитические процессы на планете;

в) научно – техническая революция;

г) развитие социальных движений.

8.Что такое социальная структура общества:

а) система политических партий;

б) взаимодействие индивидов в обществе;

в) альтернативные социальные движения;

г) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними.

9. Сторонники теории конфликта считают, что неравенство:

а) это результат конкретных социальных условий;

б) это результат того, что люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имеют возможность извлекать для себя выводы;

в) это естественный способ обеспечения выживания общества;

г) зависит от способа производства.

10. Определите метод сбора первичной социологической информации:

а) выборка;

б) факторный анализ;

в) опрос;

г) обобщение.

11. Э. Дюркгейм считал, что главным смыслообразующим элементом общества является социальный факт. Как он понимал этот термин:

а) как особый подход к социальным явлениям и процессам способный объяснить социальное из него самого;

б) как всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение;

в) как событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации;

г) как событие имевшее место в определенное время, при определенных условиях.

12. В чем, с вашей точки зрения, заключается основная функция социализации:

а) помощь людям, перемещенным по каким – либо причинам в новое окружение, усвоить новые формы общения, культуры, правилами общежития;

б) формирование политической культуры общества;

в) воспроизводство населения,

г) обеспечение самовозобновляемости общественной жизни, социума.

13.Что такое социальный контроль:

а) механизм саморегуляции в социальных системах;

б) всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации;

в) подавление инакомыслия в обществе;

г) надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства.

14. В чем заключается сущность контент – анализа:

а) в подсчете того, как представлены в некотором информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы;

б) распространение и накопление информации о результатах исследования;

в) отражает степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению;

г) в исследовании тенденции развития и динамики социального процесса или явления во времени.

15. Какие черты характеризуют выборочный метод в социологии:

а) наибольшая точность прогноза;

б) наилучшая репрезентативность;

в) изучение наибольшего числа типичных социальных объектов, групп, институтов;

г) не используются опросные листы (анкеты).

16. Какой, по – вашему, можно выделить центральный показатель положения индивида или социальной группы в обществе:

а) престиж;

б) статус;

в) уровень материальной обеспеченности;

г) влияние на власть имущих.

17. Что такое социальный статус:

а) обладание социальными привилегиями;

б) высокое положение в обществе;

в)законодательное регламентирование функций членов общества;

г) определенное положение личности в обществе, выраженное в терминах правовых обязанностей.

18.Что такое престиж:

а) это обладание дефицитными благами;

б) это высокое положение в обществе;

в) это уважение со стороны социальной группы;

г) это оценка, которую общество дает статусу или должности.

19.Что реальнее всего побуждает личность к активной деятельности:

а) запрет;

б) объяснение;

в) разрешение;

г) мотив.

20. В чем заключается основная слабость традиционного социологического анализа документов:

а) статичность подхода;

б) поверхностность оценок;

в) субъективность;

г) отрывочность.

21.Выберите документ, самостоятельно заполняемый опрашиваемым в ходе социологического исследования:

а) комментарий;

б) анкета;

в) список;

г) резюме.

22.Чем, по – вашему, являются социальные страты:

а) социальное противоречие;

б) иерархически оформленные группы, между которыми

неравномерно распределяются основные социальные ресурсы и социокультурные ценности;

в) социальные нормы;

г) это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, а соответственно по их отношению к средствам производства.

23.Что лежит в основе теории классового строения общества:

а) отношение к средствам производства;

б) уровень дохода;

в) культурные ресурсы;

г) социальный статус.

24. Чем, по-вашему, является личный статус человека:

а) это совокупность социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе;

б) это репутация, которая закрепилась за человеком, благодаря знатному происхождению;

в) это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа;

г) это самооценка.

25. Выделите понятия, относящиеся к категории малая социальная группа:

а) класс;

б) население Воронежа;

в) номинальная;

г) семья.

26.Кого, по вашему мнению, можно назвать маргиналом:

а) вор;

б) монах – отшельник;

в) чабан;

г) капитан подводной лодки.

27. Какая из ниже приведенных формулировок наиболее полно раскрывает понятие личности:

а) личность – это характеристика уникальности, неповторимости присущая данному человеку;

б) личность – это единственный человек как система устойчивых качеств и свойств, реализуемых в социальных институтах, культуре, более широко в социальной жизни;

в) личность – это целостное биосоциальное существо;

г) личность – это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, класса, социальной группы.

28.Какое из понятий, определяющих место индивида в обществе, является центральным (основным):

а) национальность;

б) партийность;

в) классовая принадлежность;

г) уровень дохода.

29. Какие из приведенных ниже показателей используются при выделении и характеристике социальных групп методом социальной стратификации:

а) самооценка;

б) бихевиоризм;

в) религиозная принадлежность;

г) степень социализированности индивида.

30. Какой из ниже перечисленных статусов можно назвать предписанным:

а) студент;

б) архиепископ;

в) серб;

г) врач.

31. Что из ниже перечисленного не является видом социологического исследования:

а) эмпирическое;

б) мониторинг;

в) пилотажное;

г) панельное.

32.Какое из приведенных ниже понятий обозначает процесс становления личности:

а) взросление;

б) социализация;

в) популярность;

г) инициация.

33. Что из ниже перечисленного является документом для социологического исследования:

а) предметы быта;

б) антиквариат;

в) личные письма, документы, дневники;

г) предметы материальной культуры.

34. Почему в конце 20-ых годов в России были практически прекращены социологические исследования:

а) социология не может развиваться вне рыночной системы хозяйствования;

б) тоталитарная система не нуждается в науке, раскрывающей противоречия общественных процессов;

в) потому, что социология – это лженаука;

г) эти исследования не нужны были советскому народу, поэтому правительство не финансировало их.

35. В рамках структурно-функционального анализа, общество рассматривается как:

а) индустриальное;

б) схематизированный образ объектов и событий;

в) площадка для обмена выгодами;

г) система, стремящаяся к гомеостазису (равновесию и стабильности).

36.Французский социолог О. Конт, сравнивая социологию с естествознанием, называл ее социальной физикой. При этом он:

а) имел ввиду создание позитивной науки об обществе, предметом которой выступают фундаментальные законы;

б) привлекал физическую терминологию, отдельные законы и открытия физики к объяснению социальных явлений;

в) стремился построить общие законы социального мира по образцу математики, астрономии и механики;

г) сравнивал социальные процессы с физическими процессами и явлениями.

37. Социальный конфликт – это:

а) согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно и более важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях;

б) форма социальной коммуникации по крайней мере двух лиц или общностей, в ходе которой систематически осуществляется их воздействие друг надруга, реализуются социальные действие каждого из партнеров, достигаются приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень согласия между ними;

в) столкновение сторон, мнений, сил: высшая стадия развитей противоречий системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и групп;

г) общественно – политическое явление, смысл которого заключается в продолжении политики насильственными средствами.

38.Чем, по-вашему, является общество:

а) совокупностью всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга;

б) совокупностью связей и отношений личностей;

в) суммой индивидов и их действий, вместе или по отдельности;

г) системой общественных институтов.

39. Американский философ Т. Кун ввел в науковедение термин "парадигма". Что он означает:

а) определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания;

б) предмет исследования;

в) нравственный императив (требование);

г) автономию общества по отношению к другим видам реальности.

40. Кто из социологов развил теорию "понимающей социологии":

а) Г. Спенсер;

б) П. Лавров;

в) Г. Зиммель;

г) Г. Тард.

41.Этнометодология, изучая социальные явления, концентрирует внимание на анализе:

а) законов функционирования и развития общества;

б) методов изучения социальных реалий;

в) исторических законов;

г) повседневной жизни людей и разговорной речи.

42.Сторонники теории конфликта считают, что:

а) современное общество практически бесконфликтно, так как в нем отсутствует классовая борьба;

б) конфликт – это неестественное состояние общества;

в) конфликты, базируются на основе объективно возникающих противоречий, их разрешение продвигает общественный процесс вперед, способствует наращиванию прогрессивных изменений;

г) споры, разногласия, противоречия и конфликты – явления надуманные.

43.Чем обогатил науку об обществе К. Маркс:

а) концепцией формационного развития человеческого общества;

б) понятием классовой борьбы;

в) идеей ноосферы;

г) разработкой теории наций.

44. Социолог Р. Мертон выделил "теории среднего уровня". Как он оценивал их роль:

а) как способ изучения "среднего человека";

б) как средство упрощения, схематизации социальных объектов или событий;

в) как инструмент описания среднего класса.

г) как средство конкретизации отдельных областей социологии.

45. Кого из русских социологов можно считать одним из основателей субъективной социологии:

а) М. Ковалевского;

б) Н. Данилевского;

в) В. Ленин;

г) Н. Михайловского.

46. Какая страна считается родиной социологии:

а) Германия;

б) Франция;

в) США;

г) Россия.

47. Что такое менталитет:

а) борьба за права и интересы народа;

б) одинаковое положение, равенство;

в) засилье государства в экономической, социальной и культурной жизни общества;

г) специфическая форма организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенности их проявлений. Обычно используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или умонастроения.

48. Э. Дюркгейм сформулировал понятие аномии. Какой тип общества соответствует этому понятию:

а) общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей;

б) традиционное общество;

в) общество с тоталитарным строем;

г) индустриальное общество.

49.Основным отличием системного подхода является:

а) применение только в естественных науках;

б) в рамках этого подхода изучаются только большие системы;

в) детальное изучение структур;

г) рассмотрение всех явлений и процессов, происходящих в природе и обществе с точки зрения их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости элементов.

50. Какую роль играет государство в обществе:

а) государство выполняет в обществе полицейские функции;

б) государство контролирует частную жизнь членов общества;

в) государство организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций;

г) государство является законодательным органом.

51. Идеология – это:

а) система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности: нормы, интересы, ценности социальных субъектов;

б) определенные традиции;

в) насаждение классовых интересов;

г) социальные предпочтения.

52. Что такое метасоциология:

а) социология социологии;

б) дисциплина, исследующая широкие социальные системы, такие как фирмы, занимающиеся бизнесом, политические системы или экономический порядок, также длительные процессы изменения, такие например, как развитие индустриализма;

в) социальная геронтология;

г) наука, изучающая повседневное поведение индивидов, в ситуациях взаимодействия лицом к лицу.

53. "Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности" – к какому понятию относится это определение:

а) к понятию "национального отношения";

б) к понятию "производственные отношения";

в) к понятию "общественные отношения".

54. Кем были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации:

а) М. Вебером;

б) Дж. К. Гелбрейтом;

в) Р. Ароном;

г) К. Марксом.

55. Что понимается под социальной группой:

а) любая совокупность индивидов, объединенных общим интересом, совместной деятельностью по достижение коллективных целей;

б) совокупность людей, «различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства»;

в) объединение людей, основывающихся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении,

г) совокупность людей, объединенных рядом общих признаков.

56. Назовите понятие, характеризующее совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему:

а) социальная интеграция;

б) социальная стратификация;

в) социальная статика;

г) социальная мобильность.

57. Каковы главные особенности эволюции социальной структуры современного российского общества:

а) появление социальной группы беженцев;

б) появление социальной группы безработных в нетрадиционных районах;

в) появление социальной группы нежелательных неравноправных национальных меньшинств;

г) изменение социального статуса многих элементов социальной структуры общества: национальных, профессиональных, культурных, половозрастных, происходит их социальное восхождение или деградация;

д) верно все вышеуказанное.

58. Репрезентативная выборка это:

а) отражение генеральной родительской совокупности;

б) часть генеральной совокупности;

в) метод обработки данных социологического опроса;

г)форма интервьюирования.

59. Основы синергетики как общенаучной методологии были заложены:

а) М. Вебером;

б) П. Сорокиным;

в) И. Пригожиным;

г) Н. Кондратьевым.

60. Организация как социальное явление это:

а) группа людей, объединившихся для достижения определенной цели в области производства товаров, услуг, информации и знаний.

б) гольшая группа разных людей, собравшихся для чего – либо в определенное время в каком – нибудь одном месте.

в) частный предприниматель, ведущий самостоятельную коммерческую деятельность.

г) юридическое лицо.

ВАРИАНТ II

1. Кого можно отнести к маргинальным слоям населения:

а) лимитчиков;

б) бомжей;

в) эмигрантов;

г) всех вышеперечисленных.

2. Различают прирожденный и достижимый статус человека. Что является признаками первого:

а) национальность, квалификация;

б) социальное происхождение, национальность;

в) образование, квалификация.

Наши рекомендации