Методические рекомендации. Данная тема посвящена одной из ключевых тем социологической науки
Данная тема посвящена одной из ключевых тем социологической науки. Каждый человек является не просто индивидом и не только личностью, но и членом различного рода социальных групп, их своеобразным синтезом. Следовательно тема предполагает рассмотрение таких вопросов как:
- социальные группы и их типология;
- малые группы;
- массовые общности.
Первый вопрос предполагает выяснение того, что представляет из себя социальная группа и какие типы групп имеют место в обществе. Проблема эта давняя. К ней обращали свои взоры такие выдающиеся мыслители как Аристотель, Т. Гоббс, Э. Дюркгейм, Ч. Гумплович, Ф. Тённис, Ч. Кули и многие другие. Практически все они рассматривали группы людей как фундамент общества, как специфическое социальное пространство, в котором живёт и действует человек.
Вместе с тем, студент должен изначально взять себе на вооружение мысль о том, что феномен социальной группы трактуется неоднозначно, многопланово и даже противоречиво. Найти истину в этом вопросе проблематично.
Размышляя о феномене социальной группы можно вести речь как минимум о трёх направлениях трактовки социальной группы, чаще всего встречающиеся в научной литературе:
Во-первых, понятие «социальная группа» выступает как универсальное, родовое социологическое понятие по отношению к таким понятиям как «класс», «социальный слой», «коллектив», «общность», «нация» и некоторых других. В этом смысле понятие группы фиксирует, с одной стороны, общие родственные характеристики, а с другой – отличия, присущие разным совокупностям людей, то есть отношения к власти, труду, профессии, уровню и структуре доходов, полу, возрасту, образу жизни, национальной принадлежности, интенсивности взаимодействия и пр.
Во-вторых, в современной социологии просматривается тенденция использовать понятие «группа» преимущественно по отношению к крупным социальным образованиям – классам, кастам, сословиям.
В-третьих,чаще всего понятие «социальная группа» используется по отношению к так называемым малым объединениям людей, в пространстве которых практически постоянно находится человек.
Студенты могут встретить в социологической литературе использование понятия «социальная группа» и по отношению к таким феноменам как социальная организация, которую иногда называют средней группой. Такое применение термина социальная группа является весьма спорным. На уровне повседневности мы встречаемся и с обиходным применением понятия «социальная группа», т. е. по отношениям к любым совокупностям людей без каких-либо аргументов.
Нам представляется правомерным, и мы рекомендуем студентам употреблять понятие «социальная группа» как в широком смысле (общность, класс, каста...), так и по отношению к малым объединениям людей. Разумеется, однозначный стандарт в этом вопросе выработать невозможно.
Что же касается самой дефиниции социальной группы, то вначале сошлёмся на американского социолога Роберта Мертона: «Социальная группа является совокупностью индивидов взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других».
Обратите внимание на то, что, что Р. Мертон указал на взаимосвязь как объективных, так и субъективных признаков в понимании социальной группы.
Предлагаем Вам ещё одно, вполне приемлемое, можно сказать рабочее определение социальной группы.
Социальная группа – это относительно устойчивая общность людей, объединённая целями, ценностями, условиями жизнедеятельности и другими составляющими.
Обращаем внимание на то, что понятия социальная группа и социальная общность нами употребляются каксинонимы.
Что касается типологии (классификации) социальных групп (общностей), то здесь тоже не всё однозначно. Все социальные группы можно разделить на большие группы (массовые общности) и малые группы (малые общности). Получается два типа. В свою очередь эти типы можно разделить на виды и разновидности. Ну, скажем большие делятся на этнические, демографические, территориальные, профессионально-образовательные, религиозные, а также классы. Эти группы или общности можно назвать видами. В свою очередь виды имеют разновидности больших групп. Например, демографические группы делятся на группы мужчин и женщин, детей, молодёжь, лиц среднего возраста, пожилых и т. д. Территориальные делятся на жителей столицы, крупных городов, малых городов, сельских жителей, жителей определённого региона и т. п.
Малые группы или малые общности являясь типом групп в свою очередь делятся на такие виды как формальные, неформальные, первичные, вторичные, референтные и т. д. Виды включают в себя разновидности малых групп. Например, первичные группы включают в себя такие как семья, группа друзей, школьный класс и пр.
Можно все социальные группы типологизировать и по другому критерию, в результате чего получим два таких типа – реальные и номинальныегруппы. Реальные – это те, о которых шла речь выше, т. е. те, принадлежность к которым личность отчётливо осознаёт, а номинальные – это такие, принадлежность к которым человеком осознаётся слабо, либо вовсе не осознаётся. К примеру номинальными являются группы пассажиров электричек; людей, стоящих на учёте в психдиспансере; безработных; курящих; проживающих в коммуналках и пр.
Второй вопрос «Малые группы».Вопрос исключительно важный для каждого из нас, поскольку мы всю жизнь пребываем в этих группах.
Что же понимается под малой группой? Дадим рабочее определение.
Малая социальная группа– это небольшое по численности объединение людей, члены которого находятся в непосредственной пространственной близости, устойчивом личном общении, разделяют некоторые нормы, ценности, образцы поведения и осуществляют неформальный непосредственный контроль друг за другом.
Социологи и психологи характеризуя малые группы указывают на такие их особенности как – добровольность вступления в неё, высокую эмоциональность отношений между её участниками, относительную длительность её существования, хорошую атмосферу общения.
Студенты уже видимо на личном опыте прочувствовали и осознали тот факт, что прежде всего через малую группу осуществляется взаимосвязь личности с обществом. Личность формируется, развивается именно в малой группе. Именно здесь реализуется её статусно-ролевое положение. Малых групп (их видов, разновидностей) очень много. Иногда социологи называют цифру 50, а то и более. Конечно, студента должны, в первую очередь интересовать те группы, с которыми он имел дело, имеет сейчас и потенциально будет иметь.
К таким группам относятся формальные и неформальные группы. Между прочим такое деление впервые предпринял Элтон Мэйо. Вначале целесообразно рассмотреть формальную группу.
Это такая группа, членство в которой связано с профессиональной деятельностью, регламентируется формальными нормами, правилами, институтами. Студент должен знать, что в формальной группе:
- отношения строго фиксированы, нейтральны;
- имеется иерархическая структура власти;
-действуют договорные отношения;
- имеет место идентификация;
- определены статусы и роли;
- деятельность членов группы стимулируется и вознаграждается;
- функции разделены, рационализированы;
- официальным регулятором отношений в группе является производственный кодекс (рабочий или военный устав).
Примерами такой группы могут быть производственная бригада, военный экипаж, вузовская кафедра...
Неформальная группа – это такое объединение людей, которое возникает на основе межличностных связей, интересов и ценностей, отношения в котором строго не регламентированы.
Теперь попробуйте сами, по аналогии с формальной группой определить основные черты и признаки неформальной группы.
Примерно по такой же схеме рассмотрите первичные и вторичные группы. При этом имеется ввиду, что первичной является такая, которая характеризуется тесным стабильным общением и сотрудничеством.
Более сложными для понимания видами групп являются референтные и проблемные.
Под референтной группойпонимается реальная или воображаемая группа, система норм, ценностей и форм поведения которой является для индивида эталоном, своеобразным жизненным образцом и стандартом, критерием самооценки и оценки других людей, относительно господствующих в обществе идеалов и ценностей.
Обычно выделяют реальную референтную группу и чисто референтную (воображаемую) группу. Попробуйте их охарактеризовать.
Что касается проблемной группы, то под нею понимается искусственно созданная, формально организованная группа для исследования и решения чётко сформулированной проблемы или поиска некоего оптимума. Для неё характерны:
- высокий профессионализм,
- чёткая координация её деятельности...
Далее попробуйте самостоятельно определить другие черты. Изучая проблему малых групп попробуйте самостоятельно уяснить своеобразие таких групп как значимые, многофункциональные, тоталитарные, ингруппы, аутгруппы. И, пожалуй самое важное в этом вопросе. Разберитесь какие факторы определяют жизнедеятельность таких групп, их эффективность, устойчивость. Какую роль в подобном играет численный состав групп, тип лидерства, возраст, образованность и т.д.
Третий вопрос посвящён большим группам или массовым общностям людей.
Социологи под массовой общностью людей понимают исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, отличающуюся сходными чертами, образом жизни, совместной деятельностью, массовым сознанием, схожим поведением, общими ценностями и некоторыми другими характеристиками.
Студенты должны взять на вооружение мысль, что социальные общности – это реально существующие и реально фиксируемые объединения людей, которые возникают под воздействием демографических, экономических, территориальных, языковых, политических и других факторов. Общности можно эмпирически зафиксировать, проверить, увидеть их взаимосвязи и взаимодействия.
Эта проблема основательно исследована американским социологом Питером Блау в его работе «Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель». (См. в книге «Американская социология» М., 1996). Рекомендуем обучающимся прочитать эту работу.
В среде социологов нет единства по вопросу массовых общностей. Вопрос о том какую именно общность людей называть массовой – относительно дискуссионный.
Скажем в социологической литературе со времён Г. Тарда воспроизводится мысль о том, что массовой общностью является толпа. Абсолютно убеждённо отвечаем – это не общность вообще и не массовая в частности. Толпа есть случайное, стихийное, временное скопление людей в одном месте по одному поводу. Она анонимна, деструктивна, раздражительна; она быстро образуется и быстро рассыпается. И в таком виде вряд ли уже когда-либо соберётся. Не является массовой общностью и театральная публика, о чём так же пишут отдельные исследователи. Театральная публика – это временное стечение абсолютно разных (по возрасту, полу, политическим, религиозным, эстетическим интересам и убеждениям) людей. Некоторые из них возможно вообще никогда больше не пойдут в театр.
А вот касты, классы, сословия, страты – являются массовыми общностями. У них более-менее одинаковые условия жизни, сходство интересов, похожее место в системе общественного производства, однородность состава, общая групповая психология и т. д. Они существуют веками и тысячелетиями.
Ещё одним видом общностей являются социально-территориальные группы, т. е. жители города, села, региона и пр. Что у них общего? – место жительства, условия быта, привязанность к тому или иному виду производства, способы удовлетворения жизненных потребностей, общие интересы, схожий характер ценностей.
Демографические общности представляют мужчины и женщины, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые. Общими у них являются биологические и психологические характеристики, моральные установки, сходные потребности, черты характера и деятельности и т. д.
Безусловно, массовыми общностями являютсяэтнические общности – род, племя, народность, нация. Они являются общностями потому, что у них (в той или иной степени) общий язык (в целом культура), общая территория, общая экономика, общее управление, общее самосознание, общие черты психологического склада. Это несомненно устойчивые общности. Они существуют веками и тысячелетиями.
На проблеме этнических общностей целесообразно сделать особый акцент, уделив ей определённую часть третьего вопроса. Прежде всего следует вспомнить, что само понятие «этнос» в переводе с греческого означает – народ.
В понятийном аспекте этнос определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры, психологического склада, также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Внешней формой выражения этноса является этноним (самоназвание) – русские, поляки и т. п.
Формы этноса различны: от рода – до нации. Правда род с оговоркой может быть назван массовой общностью. С некоторыми оговорками ею может быть названа и нация.
В этнических общностях наибольшее значение имеет единство ценностей, образцов и норм поведения. Религия общей бывает не у каждого этноса...
Студентам необходимо установить, что общего и различного между родом, племенем и народностью. Заметьте, что народность вырастает из разных племён и даже рас. Доминирующими здесь являются не кровнородственные, а соседские, территориальные отношения и связи. Народность зарождается в условиях единого государства. Её характеризуют зачатки широких экономических отношений, по большому счёту формируется общая культура.
Самым сложным образованием являетсянация. Её объясняют и трактуют весьма неоднозначно. Под нацией, прежде всего, понимают политическую и правовую общность людей, признающих свою принадлежность к одному государству, к одному гражданству. Нации также свойственна общность экономической жизни, общность исторического пути, представления о месте и роли своего народа. В значительной степени имеет место общность языка, однако, не всегда. Языки могут быть разными. Различной может быть и религия. Постепенно у нации формируется самосознание, ценности, нравы, склонности, привычки, праздники. Даже территория не всегда является общей у нации. Евреи, например, разбросаны по всему миру, но они чётко осознают себя нацией. Иначе говоря вопрос о нации является крайне сложным социологическим вопросом. Тем не менее студентам полезно над ним поработать.
Помимо этносов выделяют ещё субэтносы(общности внутри этноса, в России, например, казаки, поморы, старообрядцы) исуперэтносы, т.е. такие этнические общности, которые состоят из нескольких этносов (славяне, арабы...).