Искусство невнимания: человек в городской толпе
В городском обществе люди живут вплотную друг к другу, много передвигаются; выполняя свои повседневные дела, они вступают в самые различные пространства, населенные самыми разными людьми, переезжают из одного города в другой или из одной части города в другую. В течение дня горожанин встречает так много людей, что не может узнать их всех. И в большинстве случаев мы не можем быть уверены — разделяют они наши взгляды и ценности или нет. Такие же они, как мы, или отличаются настолько, что лучше с ними не связываться.
Несмотря на самые искусные методы различения, мы не можем полностью избежать тех людей, кто близок нам физически, но далек духовно, кто живет среди нас, как непрошеный гость, и чей приход и уход мы не можем контролировать. Мы постоянно замечаем их оценивающие взгляды на себе, и они не всегда нам приятны, часто мы от них устаем.
Общественное невнимание — это постоянно используемый прием, делающий возможной нашу жизнь в городе среди чужаков. Общественное невнимание заключается в том, чтобы притвориться невидящим и неслышащим, или в том, чтобы по крайней мере принять позу невидящего и неслышащего и, что важнее всего, не интересующегося тем, что делают вокруг другие. Наиболее интригующе общественное невнимание проявляется в стремлении избежать контакта «с глазу на глаз»9, поскольку встретиться глазами всегда означает пригласить к разговору. Старательно опущенные глаза — это публичное заявление о том, что мы ничего не замечаем и не хотим замечать. Только случайно наш взгляд скользит по лицам окружающих и то потому, что ему некуда деться. В основном же он устремлен в никуда, ни на кого не нацелен. Так мы ведем себя в толпе — на городских улицах, в транспорте, на рынке.
Нашему глазу позволено лишь скользить, но не останавливаться и тем более не сосредоточиваться на собеседнике, если он не готов к этому. Таковы
9 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 73.
правила неписаного городского этикета. Вообще не смотреть невозможно. Улицы любого города всегда запружены людьми, и для того чтобы просто передвигаться, нужно, во избежание столкновения, смотреть перед собой.
Наш взгляд, осматривающий путь должен быть ненавязчивым, не вызывающим беспокойства и настороженности у тех, на кого падает взгляд. Нужно смотреть, делая вид, что вы не смотрите, — в этом суть общественного невнимания. Когда вы заходите в переполненный магазин, проходите через зат ожидания на вокзале или просто идете по улице, перед вами проходит множество людей и мелькает множество деталей, но можете ли вы по прошествии времени вспомнить хоть одну из них? Скорее всего нет, и тем более не сможете их описать.
Иногда способность быть внимательным к «скользящим» мимо вас событиям может оказаться очень нужной, например в тех случаях, когда произошло преступление и следователь опрашивает свидетелей. Кто видел и каких людей? Когда это было? Люди с трудом вспоминают то, что видели мельком, что не представляется им важным.
Искусство «невнимания» — это вос приятие чужих как безликого фона, на котором происходят значительные для вас события. Возможно, что оно — исторически приобретенная привычка городской жизни. В прежние времена ее у человека могло и не быть. Совсем недавно, всего 200 лет назад, когда человечество стало по-настоящему городской цивилизацией, оно быстро овладело новой культурной привычкой.
Приезжий из деревни или из малого городка может расценить подобное невнимание как бессердечие большого города. Кажется, что людям ни до кого нет дела. Они быстро проходят мимо, не обращая внимания на других.
Это удивительное явление: на маленьком пространстве городской улицы или переполненного вагона метро люди предельно близки физически, но духовно бесконечно далеки, между ними дистанция, которую невозможно сократить.
Толпа незнакомых друг другу людей — особое социальное явление, известное только современному обществу: в толпе все бесконечно далеки друг от друга. Один не замечает другого. Часто мы даже стесняем и тяготим друг друга. Но если мы оказываемся в пустом вагоне или салоне автобуса, нам становится неуютно, мы ощущаем себя в опасности. Таким образом, у толпы есть вторая сторона: она придает нам чувство безопасности. А как мы бываем рады, когда встречаем знакомого или соседа в переполненной электричке.
Молчание и невнимание в городской толпе — это хитроумное средство, способное уберечь от опасности — вмешательства чужаков в нашу личную жизнь. Но одновременно толпа — это средство снять опасность, которая возникает у нас на пустынной улице.
Затерявшись в толпе, человек чувствует себя одновременно безопасным и незначительным, одиноким и защищенным. Мы знаем, что в случае экстренного происшествия в толпе обязательно найдутся те, кто поможет.
Действительно, почему большинство преступлений злодеи стараются совершать в пустынных местах, там, где нет народа. Если толпа — это скопише
равнодушных друг другу людей, то чего тогда им бояться? Но они выслеживают свою жертву не в толпе. Видимо, толпа обладает своей магией, вселяет в нас особенные чувства. Нам кажется, что толпа людей имеет свое общественное мнение, она может как-то действовать, что-то предпринимать как единое целое. Преступления она скорее всего или не допустит или не оставит незамеченным. Она может возмущаться и негодовать совершенной несправедливостью. Значит, толпа не совсем уж безликая масса равнодушных людей.
Выяснилось, что в трудной ситуации на помощь чаше приходят провинциалы, жители небольших городов, нежели мегаполисов. Последние стараются вести себя более сдержанно и не проявлять эмоций при посторонних. Поскольку
в нашем обществе люди не испытывают особых угрызений совести, играя на чувствах неизвестного человека, сдерживание эмоций, безусловно, является важным защитным механизмом. Это стратегия общения с незнакомыми через эмоциональное отчуждение.
Оно появилось как средство защиты от непредсказуемого поведения незнакомого человека. Не зная, что ожидать от незнакомца, человек на всякий случай ведет себя сдержанно и отчужденно, боясь ненамеренно спровоцировать его агрессию. Такое возможно и в традиционном обществе, но тогда значительно реже происходили встречи с незнакомцами, при этом правила поведения были жестко регламентированы. А уровень предсказуемости поведения незнакомого человека в примитивном обществе был выше, чем в развитом.
У современных людей даже воспитывается манера держать дистанцию с окружающими. Но не только у современных. Так, вежливость японцев, особенно по отношению к человеку, стоящему выше в социальной иерархии, боязнь не нанести личного оскорбления вынуждает людей быть подчеркнуто вежливыми. Другой способ воспитания умения держать необходимую дистанцию — внушение избегать контакта с чужими людьми, не ходить с ними в незнакомые места, не открывать дверь постороннему и т.п. Психологическое внушение страха к незнакомому является не столько атрибутом западного общества, сколько результатом слабой борьбы с преступностью. Маскировка эмоций в повседневной жизни может стать второй натурой. Тогда причина многих наших бед будет корениться именно в неспособности отделаться от этой привычки.
ЖИЛИЩЕ И ДОМ
Дома, в кругу семьи люди получают то, чего не дает внешний мир — ощущение безопасности и снятия напряжения. Здесь отсутствуют те лица, которые вызывают постоянное или временное психологическое напряжение. Некоторые индивиды не просто предпочитают домашний досуг, но постоянно пребывают дома, например вынужденные затворники — инвалиды, лица с ограниченной физической подвижностью, а также добровольные — те, кто выбрал домашнее заточение как основной образ жизни. Обычно они испытывают трудности в установлении социальных связей, поэтому семья становится для них безопасным раем, ограждающим от внешнего мира.