Тема 17. Обучение праву в основной школе (6–9 классы)
Тематика контрольных работ для студентов 3 курса
По курсу «Теория и методика обучения праву»
(преп-ль: А.И. Татарникова)
Тема 1. Эволюция целей школьного правового образования в XX – начале XXI в.
1. Понятие «правовое образование». Цели правовогоого образования в годы советской власти.
2. Обновление целей и содержания школьного курса права в 90-е гг. XX в.
3. Цели школьного правового образования в начале XXI в.
Тема 2. Процесс обучения праву в современной школе.
1. Цели школьного правового образования.
2. Варианты структуры школьного правового образования в условиях линейной и концентрической систем.
3. Содержание правовой подготовки учащихся в средней школе.
Тема 3. Использование игровых методов обучения на уроках права.
1. Понятие «метод обучения». Классификация.
2. Характеристика игры как метода обучения.
3. Варианты использования игровых методов на уроках права разного типа (практическое применение темы).
Тема 4. Проверка и оценка результатов обучения праву.
1. Функции систематической проверки и оценки учебных достижений школьников по праву.
2. Виды и формы проверки учебных достижений школьников.
3. Единый государственный экзамен по праву как форма оценки результатов обучения.
Практическое применение темы: Разработка системы разноуровневых заданий для проверки и оценки результатов обучения праву (по теме на выбор).
Тема 5. Подготовка учителя к преподаванию курса права.
1. Слагаемые профессиональной культуры учителя права.
2. Кабинет права в школе..
3. Внеклассная работа по праву.
Практическое применение темы: Разработка сценария внеклассного мероприятия по теме на выбор.
Тема 6. Самостоятельная работа школьников по праву.
1. Понятие «самостоятельная работа».
2. Методы организации самостоятельной работы в школе.
3. Виды самостоятельной работы.
Практическое применение темы: Разработка урока в форме самостоятельной работы.
Тема 7. Типы и формы уроков права в школе и их характеристика.
1. Понятие «тип урока» и «форма урока».
2. Характеристика основных типов уроков по праву.
3. Классификация основных форм уроков по праву.
Практическое применение темы: Поурочный план по теме на выбор с аргументацией выбранного типа и формы урока.
Тема 8. Проектная деятельность учащихся на уроках права.
1. Понятие проектной деятельности.
2. Основные этапы проектной деятельности.
3. Методика подготовки и выполнения проекта.
Практическое применение темы: Разработка проекта по праву.
Тема 9. Наглядность на уроках права.
1. Понятие «средства обучения». Наглядность как средство обучения.
2. Классификация наглядных средств обучения.
3. Основные приемы использования наглядных средств обучения в обучении праву.
Практическое применение темы: Разработка макета урока с использованием наглядных средств обучения.
Тема 10. Использование информационных технологий на уроках права.
1. Понятие «информационные технологии».
2. Методика использования информационных технологий на уроках права.
3. Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальные, парные и групповые проекты, телеконференции.
Тема 11. Проблемы формирования познавательных интересов учащихся на уроках права.
1. Понятие «познание», «познавательный интерес».
2. Педагогическое руководство познавательной деятельностью обучающихся.
3. Проблемы формирования познавательных интересов учащихся на уроках права.
Практическое применение темы: Разработка макета урока, направленного на формирование познавательных интересов школьников.
Тема 12. Внеклассная работапо праву.
1. Понятие «внеклассная работа», ее роль в достижении целей курса.
2. Виды и формы внеклассных мероприятий по праву.
3. Социальный проект как один из видов внеклассной работы по праву.
Практическое применение темы: Разработка сценария внеклассного мероприятия по праву.
Тема 13. Современная система школьного правового образования и тенденции ее развития.
1. Понятие «правовое образование».
2. Современная система школьного правового образования.
3. Проблемы и перспективы школьного правового образования.
Практическое применение темы: Разработка спецкурса (элективного курса) по праву.
Тема 14. Методическая подготовка учителя права.
1. Понятие методической подготовки учителя.
2. Научно-теоретическая подготовка педагога к преподаванию правового курса.
3. Пути повышения квалификации педагога в системе непрерывного образования.
Тема 15. Развитие умений учащихся в обучении праву.
1. Соотношение понятий «умение» и «навык».
2. Варианты классификации умений. Общие и специальные умения.
3. Приемы и средства развития умений учащихся в обучении праву. Этапы формирования умений.
Практическое применение темы: Разработать макет урока с демонстрацией приемов формирования умения.
Тема 16. Учебный диалог и дискуссия на уроках права.
1. Сущность и образовательный потенциал учебного диалога и дискуссии.
2. Виды и методика проведения учебной дискуссии.
3. Виды и методика организации учебного диалога на уроке права.
Практическое применение темы: Разработать макет урока-дискуссии по теме на выбор.
Тема 17. Обучение праву в основной школе (6–9 классы).
1. Место и назначение курсов права, изучаемых в основной школе, в общей системе школьного обществоведческого образования.
2. Психологические особенности усвоения права подростками 12–15 лет.
3. Основные формы уроков права в основной школе.
Практическое применение темы: Разработать макет урока по теме на выбор для учащихся 6 класса.