Для студентов исторического факультета
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методические материалы
Для студентов 5-го курса
исторического факультета
Рекомендовано к печати
Министерством образования
Республики Башкортостан
Стерлитамак 2007
УДК [32. 001 + 34] (07)
ББК 66. 0я 73 + 67. 0я 73
П 50
Рецензенты:
кафедра политологии (Башкирский государственный университет); кандидат политических наук Т.А. Никитина (Информационно-аналитический отдел администрации г. Стерлитамака); кандидат исторических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии З.И. Назаров; кафедра философии, политологии и социологии (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)
Ответственный за выпуск – доктор социологических наук, профессор Карамышева Н.М. (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)
|
Работа предназначена для студентов дневного отделения исторического факультета. В ней содержатся: программа курса «Социология», тематический план и сетка часов, вопросы семинарских занятий, темы для самостоятельной работы, экзаменационные вопросы, список основной и дополнительной литературы. Программа курса соответствует Государственному образовательному стандарту высшего педагогического образования, введенному в 2000 году.
© Авторы – составители:
А.В. Пересада,
Л.А. Рахимова,
А.К. Хромова, 2007
© Стерлитамакская
государственная
педагогическая
академия, 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1990 года в вузах России введен курс социологии как общеобразовательной дисциплины. Социология является генерализирующей наукой об обществе. Она рассматривает общество как целостную социокультурную систему, функционирующую и развивающуюся через социальную деятельность людей; изучает проблемы, связанные с положением человека в обществе, семье, трудовом коллективе; анализирует социальные связи и отношения.
В настоящее время жизненно важными являются проблемы объективного научного анализа современного российского общества, места и роли его в мировом сообществе. Необходимым инструментом такого анализа является социология. Она получила ныне мощный импульс для своего развития, опираясь на передовые достижения общественной мысли, разработанные различными социологическими школами и направлениями, в том числе русской социологической школой. Это способствует углублению гуманитаризации образования и повышению общей культуры студентов. В наибольшей степени это требование относится к учителю, в чьих руках формирование мировоззрения и культуры молодого поколения, а значит и будущее страны.
Данная программа разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта к структуре гуманитарного образования, минимуму содержания знаний и умений по циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Она рассчитана на подготовку педагогов, поэтому проблемам социализации, образования и воспитания здесь уделено значительное внимание.
Во вводной теме анализируется предмет и метод социологии, определяется значение этой дисциплины в высшей школе, а также ее роль в подготовке учителя. Большое внимание уделено истории развития социологической мысли.
Ключевое значение в структуре курса играет изучение общества как целостной социокультурной системы, социальной структуры, неравенства, дифференциации, стратификации и мобильности. Исследование личности в качестве субъекта и объекта общественно-исторического развития. В темах посвященных анализу субъектов социальных отношений, рассматриваются основные социальные группы: нации, классы, поколения, социально-демографические группы, а также ключевые социальные институты: государство, право, религия, семья, брак, образование, воспитание собственность, деньги, через которые самореализуется личность и из которых складывается общество. Анализируются проблемы социальных связей и изменений, управления, власти, политики, формы и методы организации общественной жизни и руководства ею. С учетом специфики вуза изучаются темы, «Социология образования и воспитания», «Социология девиантного поведения».
Программа включает специальную тему «Методология и методика социологических исследований». Это позволит вооружить учителя знаниями и навыками проведения социологических исследований, что важно для его практической работы, реализации обратной связи в процессе преподавания и воспитания.
Курс «Социология» призван дать целостное представление о развитии социума, его закономерностях и тенденциях с учетом многоуровневой структуры самого социологического знания. Одновременно он может соединить абстрактную теорию с живой практикой, «выйти» на самые актуальные проблемы сегодняшней жизни, в том числе на процессы, происходящие в российском обществе.
В рамках основного курса возможно чтение спецкурсов по различным разделам с учетом профиля факультета и специальности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
для студентов исторического факультета
№ темы | Наименование темы | лекции (ч.) | семинары (ч.) | самостоятельная работа (ч.) | всего по теме (ч.) |
Социология как наука | |||||
Классики социологической мысли XIX – начала XX вв. | |||||
История русской социологической школы | |||||
Основные парадигмы современной социологии | |||||
Общество как целостная социокультурная система | |||||
Социальная стратификация и мобильность | |||||
Социальные изменения и социальный прогресс | |||||
Социологическая теория личности | |||||
Социология воспитания и образования | |||||
Социология девиантного поведения | |||||
Социология культуры | |||||
Социология поколений и молодежи | |||||
№ темы | Наименование темы | лекции (ч.) | семинары (ч.) | самостоятельная работа (ч.) | всего по теме (ч.) |
Социология семьи и гендера | |||||
Социология организации и управления | |||||
Социология конфликта | |||||
Экономическая социология | |||||
Политическая социология | |||||
Социология религии | |||||
Социология города | |||||
Этносоциология | |||||
Методология и методика социологических исследований | |||||
Итого |