Сравнительная характеристика торгового ассортимента молока и молочных напитков
2.06.2014 года был проведен мониторинг ассортимента молока и молочных напитков, на материалах супермаркета «ТОККО-5», который находится на улице Ярославского, 13 встроенный в жилой дом. А также «Универсам 1», который находится на улице Ярославского, 15/1, торговая площадь его 1 этаж 2-х этажного здания. Оба магазина находятся на одном районе.
Таблица 2.1
Структурирование ассортимента молока и молочных напитков по бренду
Бренд | "ТОККО" | "Универсам 1" | Откл. | ||
кол-во | уд.вес | кол-во | уд.вес | ||
Летний день | 8,1 | 7,9 | |||
Белый город | 5,4 | 5,3 | |||
Любимая чашка | 10,8 | 7,9 | +1 | ||
Фермерское подворье | 2,7 | 13,2 | -4 | ||
Простоквашино | 10,8 | 2,6 | +3 | ||
Parmalat | 8,1 | 10,,5 | -1 | ||
Байкальское | 8,1 | 7,9 | |||
Молочный дождик | 8,1 | 7,9 | |||
Домик в деревне | - | - | 18,4 | -7 | |
Маргарета | - | - | 2,6 | -1 | |
Молоково | - | - | 2,6 | -1 | |
Веселый молочник | - | - | 7,9 | -3 | |
Село зеленое | - | - | 5,3 | -2 | |
День | 2,7 | - | - | +1 | |
Полдень | 2,7 | - | - | +1 | |
Большая кружка | 5,4 | - | - | +2 | |
Млада | 8,1 | - | - | +3 | |
Останкинское | 8,1 | - | - | +3 | |
Здравушка | 2,7 | - | - | +1 | |
Мещерские Росы | 2,7 | - | - | +1 | |
36 копеек | 5,4 | - | - | +2 | |
Итого |
Рис. 2.1 – 2.2. Структура ассортимента молока и молочных напитков по бренду
В супермаркете «ТОККО» насчтитывается 16 брендов и 37 разновидностей,а в «Универсам 1» 13 и 38 разновидностей. В «ТОККО» с самым наибольшим количество разновидностей это молоко «Любимая чашка» и «Простоквашино» с удельным весом 10,8%, а самое наименьшее количество это молоко «День», «Полдень», «Здравушка», «Мещерские Росы» и «Фермерское подворье» их удельный вес составляет 2,7%. В универсаме это «Домик в деревне» его удельный вес составляет 18,4%, с самым малым количеством это «Маргарета», «Простоквашино» и «Молоково» их удельный вес 2,6%.
Таблица 2.2
Структурирование ассортимента молока и молочных напитков по содержанию жира
Жирность | "ТОККО" | "Универсам 1" | ||
кол-во | уд.вес | кол-во | уд.вес | |
2,7 | 5,3 | |||
3,5 | 10,8 | 18,4 | ||
3,2 | 37,8 | 23,7 | ||
2,5 | 21,1 | |||
1,5 | 18,9 | 23,7 | ||
0,5 | 2,7 | 2,6 | ||
- | - | 2,6 | ||
Итого |
Рис.2.3 – 2.4. Структура ассортимента молока и молочных напитков по жирности.
В супермаркете «ТОККО» жирность молока и молочных напитков подразделяется на: 4%,3,5%, 3,2%, 2,5%, 1,5% и 0,5% жирности. Самое распространенный вид жирности это 3,2% с удельным весом 37,8%, после 2,5% с удельным весом 27%. Самое не распространенное количество разновидностей жира это 0,5% и 4% их удельный вес 2,7%.
В «Универсам 1» жирность молока и молочных напитков подразделяется на: 6%, 4%, 3,5%, 3,2%, 2,5%,1,5% и 0,5%. Одним из распространенных видов жирности является 3,2% и 1,5% их удельный вес составляет 23,7%. Самым низким удельным весом 2,6% это молоко с жирностью 6% и 0,5%.
Таблица 2.3
Структурирование асортимента молока и молочных напитков по содержанию белка
Белок | "ТОККО" | "Универсам 1" | ||
кол-во | уд.вес | кол-во | уд.вес | |
2,6 | 2,7 | 2,6 | ||
2,8 | 78,4 | 2,6 | ||
2,9 | 18,9 | 63,2 | ||
2,7 | - | - | 31,6 | |
Итого |
Рис.2.5 – 2.6. Структура ассортимента молока и молочных напитком по содержанию белка.
В «ТОККО» с самым высоким удельным весом 78,4% - белка составляет 2,8%. С самым низким 2,6% удельного веса - это 2,6% белка.
В «Универсам 1» содержание белка с самым высоким показателям является 2,8% его удельный вес составляет 63,2%. С самым низким показателям удельного веса 2,6% это - 2,6 и2,7% белка.
Таблица 2.4
Структурирование ассортимента молока и молочных напитков по сырью
По сырью | "ТОККО" | "Универсам 1" | ||
кол-во | уд.вес | кол-во | уд.вес | |
молоко | 91,9 | 89,5 | ||
молочный напиток | 8,1 | 10,5 | ||
Итого |
Рис. 2.7 – 2.8. Структура ассортимента молока и молочных напитков по сырью.
В супермаркете «ТОККО» из 16 брендов молоко питьевое составляет 91,9%, а это почти весь ассортимент данного супермаркета. 8,1% это молочные напитки.
В «Универсам 1» молоко питьевое составляет 89,5% из всего ассортимента. Молочный напиток 10,5% из 38 брендов.
Таблица 2.5
Структурирование молока и молочных напитков по виду обработки
вид обработки | "ТОККО" | "Универсам 1" | ||
кол-во | уд.вес | кол-во | уд.вес | |
Ультрапастерисованное | 97,3 | 94,7 | ||
пастеризованное | ||||
стерилизованное | 2,7 | 2,6 | ||
Итого |
Рис. 2.9 – 2.10. Структура ассортимента молока и молочных напитков по виду упаковки.
В супермаркете «ТОККО»ультрапастеризованное молоко и молочные напитки составляют почти весть ассортимент их удельный вес 97,3%, стерилизованное молоко 2,7%, а пастеризованная обработка в данном супермаркете была не обнаружена.
В «Универсаме 1» было обнаружено 3 способа обработки. Это ультрапастеризованное с удельным весом 94.7%, стерилизованное молоко его удельный вес составляет 2,6%. Пастеризованная обработка была не обнаружена.
Таблица 2.1.6
Структурирование ассортимента молока и молочных напитков по виду упаковки
Вид упаковки | "ТОККО" | "Универсам 1" | ||
кол-во | уд.вес | кол-во | уд.вес | |
ТетраПак | 81,1 | 84,2 | ||
ТетраБрик | 18,9 | 15,8 | ||
Итого |
Рис. 2.11 – 2.12. Структура ассортимента молока и молочных напитков по виду упаковки.
В супермаркете «ТОККО» имеются 2 вида упаковки. 81,1% составляет упаковка «ТетраПак», 18,9% удельного веса это «ТетраБрик».
В «Универсаме 1» молоко и молочные напитки были упакованы в ТетаПак и ТетраБрик, их удельный вес составляет 84,2% и 15,8%. В данном универсаме ТетраПак лидирует.
Таблица 2.7
Структурирование ассортимента по объему
Объем | "ТОККО" | "Универсам 1" | ||
кол-во | уд.вес | кол-во | уд.вес | |
1,45 | - | - | 5,3 | |
1л | 23,7 | |||
950мл | - | - | 63,2 | |
500мл | - | - | 2,6 | |
200мл | - | - | 5,3 | |
Итого |
Рис. 2.13 – 2.14. Структурирование ассортимента молока и молочных напитков по объему упаковки.
В супермаркете «ТОККО» все бренды молока и молочных напитков были одного объема упаковки 1 литр.
В «Универсам 1» самым распространенным объемом упаковки является 1л его удельный вес составляет 63.2%. На 2 месте расположилась упаковка с объемом 950мл с удельным весом 23.7%. Наименьшее количество разновидностей у объема 0.2л его удельный составляет 2.6%.
Таблица 2.8
Структурирование ассортимента молока и молочных напитков по цене
Бренд | "ТОККО" | "Универсам 1" | откл.в руб. | откл.,% |
Молочный дождик 2,5% | 67 руб | 63 руб | +4 | 6,3% |
Parmalat 3,5% | 105 руб | 76 руб | +29 | 38,1% |
Летний день 2,5% | 89 руб | 72 руб | +17 | 23,6% |
Любимая чашка 1,5% | 67 руб | 66 руб | +1 | 1,5% |
Байкальское 2,5% | 78 руб | 76 руб | +2 | 2,6% |
Фермерское подворье 3,2% | 78 руб | 69 руб | +9 | 13,04% |
По ценовому сегменту видно, что в «Универсаме 1» цены значительно меньше чем в «ТОККО». Тем самым молоко и молочные напитки выгоднее покупать в «Универсам 1».
Заключение:
По сравнительной характеристике ассортимента молока и молочных напитков на материалах супермаркета «ТОККО-5» и «Универсам 1» можно заявить следующее:
В «ТОККО» ассортимент шире на 23,1%, но не глубже (-2,6), нежели в «Универсам 1» ассортимент уже (-18,7%), но глубже на 2,7%.
По жирности молока и молочных напитков в двух магазинах более шире ассортимент это 3,2%, в «ТОККО» удельный вес составляет 37,8% в универсаме 23,7%. По содержанию белка также в двух магазинах более широк это 2,8% белка его удельный вес в «ТОККО» составляет 78,4%, в «Универсаме 1» 63,2%.
По виду обработки молоко и молочные напитки более глубокий вид это ультрапастеризованное удельный вес в «ТОККО» составляет 97,3%, а в «Универсам 1» 94,7%.
В двух магазинах наиболее широкий ассортимент молока питьевого с удельным весом «ТОККО» 91,8%, в «Универсам 1» 89,5%.
По виду упаковки лидирует «ТетаПак» с удельным весом «ТОККО» 81.1%, «Универсам 1» 84,2%. Более глубоко представлен объем 1 литр его удельный вес составляет в «ТОККО» 100%, в «Универсам 1» 63,2%.
Таким образом, ассортимент молока и молочных напитков более широкий в «Универсам 1» т.к. имеются большое количество разновидностей нежели, в «ТОККО», а также цены в универсаме ниже.
Социологический опрос
10.06.2014 года был проведен социологический опрос по теме молока и молочных напитков. С целью изучения потребительского спроса. В данном опросе участвовало 97 респондентов.
Рисунок 3.1. Частота покупок молока и молочных напитков
На данный вопрос 50,6% потребителей ответили, что покупают молоко каждый день, 31,9% раз в неделю, а 17,5% потребителей совершают покупки молока и молочных напитков раз в месяц.
Рисунок 3..2. Важные факторы припокупки молока и молочных напитков
При покупки молока и молочных напитков самым важным фактором является цена на него ответили 29,8% потребителей. % жирности ответили 25,4%, на фактор «бренд» ответили 18,1%, на вкус и запах 12,4%, на фактор «упаковка» ответили 9,2%, а на аромат ответили всего 5,1% потребителей.
Рисунок 3.3. Распространенные бренды молока и молочных напитков
29,4% покупателе предпочитают молочный напиток «Молочный дождик», 12,5% «Домик в деревне», 18,5% «Простоквашино», 14,1% «Любимая чашка», 10,2% «Веселый молочник», 9.2% «Большая кружка», а на свой вариант ответили 6,1% потребителей. В графе «свой вариант» были отмечены следующие бренды: «Белый город», «Молоково», «День» и «Parmalat».
Рисунок 3.4. % жирности предпочитаемые покупателями
До 1,5% жирности молока и молочных напитков выбрали 17,2% потребителя, 19,6% ответивших употребляют молоко с жирностью 2,5%, 34,5% ответили что покупают молоко с жирностью 3,2%,14,3% ответивших выбрали 3,5% жирности, 4% употребляют 11,3% опрошенных, а от 6% и более всего лишь 3,1%.
Рисунок 3.5. Изучение маркировки
68,1% опрошенных ответили, что изучают маркировку, а 31,9% потребителей не изучают.
Рисунок 3.6. На что обращают покупатели на маркировке молока и молочных напитков
Т.к. маркировку изучают 68,1% опрошенных, а это 70 человек.
24,2% потребителей ответили, что изучают на маркировке состав, 11,1% пищевую ценность, 8,6% производителя, 10% опрошенных вид обработки, а 46,1% ответивших срок годности.
Рисунок 3.7. Что предпочитают потребители
57,8% опрошенных ответили, что больше предпочитают молоко питьевое, а 42,2% молочный напиток.
Рисунок 3.8. Объем упаковки молока и молочных напитков
31,9% опрошенных ответили, что предпочитают объем упаковки 950 мл, 42,4% ответили 1 литр, а 25,7% потребителей склоняются к 1,450 мл.
Рисунок 3.9. Вид упаковки молока и молочных напитков
55,7% опрошенных ответили что предпочитают упаковку «ТетраПак», 21,1% «ТетраБрик», 11,6 потребителей выбирают бутылку и полиэтиленовый пакет.
Рисунок 3.10. Вид обработки молока и молочных напитков
71,1% потребителей ответили , что предпочитают ультрапастеризованное молоко, 12,3% пастеризованное, а 16,6% опрошенных ответили что употребляют молоко с стерилизованной обработкой.
Рисунок 3.11. Средний доход на одного члена семьи
2,1% ответивших средний доход составляет до 5 тыс., 20,6% от 5 до 15 тыс., 19,6% от 15 до 20 тыс., а 37,1% потребителей ответили свыше 20 тыс.
Рисунок 3.12. Социальный статус
10,2% опрошенных безработные, 7,2% учащийся, 18,5% студенты, 25,9% рабочие, 15,5% служащие, 12,4% предприниматели, а 12,4% пенсионеры.
Заключение:
Социологический опрос показал, что 50,5% респондентов совершают покупки молока и молочных напитков каждый день. Важным фактором припокупки молока и молочных напитков для 31,9% потребителей является цена.
Самым распространенным брендом для 29,9% респондентов является молочный напиток «Молочный дождик». Жирность молока и молочных напитков для 30,9% опрошенных является 3,2%. Из 97 опрошенных только 68,1% изучают маркировку, 47,1% обращают внимание на срок годности молока.
57,7% потребителей употребляют молоко питьевое. 42,2% потребителей больше всего устраивает объем упаковки 1 литр. Вид упаковки для 55,7% потребителей наиболее предпочитаемая упаковка это тетрапак. По виду упаковки 71,1% опрошенных ответили, что предпочитают ультрапастеризованное молоко.
Большинство респондентов это рабочие их 25,7%