Тема 1.1. Характеристика конфликта

План:

1. Характеристика конфликта

2. Социология конфликта

3. Психология конфликта

4. Возникновение понятия конфликтология

5. Конфликтология сегодня, наука и практика

6. Конфликтология в системе наук

7. Формула конфликта

1. Характеристика конфликта

Слово конфликт пришло в русский и другие языки на латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют пере­водчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликтстали употребляться с XJX пока. В классическом «Толковом словаре великого русского языка» Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в XX веке оно имеет очень широкую область применения: «семейный конфликт», «воо­руженный конфликт на границе», «конфликт с сослуживцами», «конфликтная комиссия». В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как «столкновение», «разногласие», «спор», «схват­ка», «борьба» и т. п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах. Только произносилось бы оно в каждом языке по-своему. Однако, наверное, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лин­гвистического факта можно даже извлечь некоторые небезынтерес­ные выводы, выходящие за рамки лингвистики. Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает самые различные варианты столкновений, споров, схва­ток и пр. А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди живущие в самых разнообразных условиях, встреча­ются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конф­ликты. «Если вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жать в мире и согласии легко, просто, удобно поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доб­рой ссоры », — утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая со­вместным согласованным действиям для его выполнения. Они пор­тят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудиви­тельно, что люди в общем то не любят конфликтов и побаиваются их.

Конфликтологи практики знают, что участники конфликта обычно не хотят называть конфликтом то, что между ними проис­ходит. Даже тогда, когда конфликт в полном разгаре, они нередко говорят конфликтологу, призванному на помощь: «Не думайте, что мы конфликтуем. Никакого конфликта между нами нет, мы про­сто расходимся во мнениях...» Люди считают, что крнфликтовать плохо, и, значит, утверждение, что они конфликтуют, бросает на них тень, портит их репутацию в глазах окружающих. Поэтому конфликтологу надо быть тут осторожным: квалифицируя какие-либо отношения между людьми как конфликт, не всегда следует начинать улаживание их с заявления: «Между вами конфликт». Услышав подобное утверждение» участника конфликта могут по­чувствовать неприязнь к человеку, который столь резко и нехорошо характеризует их поведение и тем самым выставляет их в невыгод­ном свете. А это приведет к тому, что контакт с ними будет затруд­нен. Они будут избегать откровенности и недоверчиво воспринимать рекомендации конфликтолога, который, по их мнению, неправиль­но понимает суть дела и неверно оценивает их действия и их лич­ные качества.

Однако хотим мы того или нет, нравится ли нам или не нравит­ся, но конфликты в нашей жизни неизбежны. Проведенные в США исследования выявили, что руководители разных

уровней затрачивают на урегулирование конфликтов между работниками 25-30% своего рабочего времени, лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они спо­собны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу. В конце концов, как гласит еще одна известная послови­ца, — нет худа без добра. Жить в мире и согласии — это замечательно, но все-таки совсем без всяких конфликтов было бы, наверное, несколько скучновато. Конфликты, до крайней мере, вносят в на­шу жизнь некую «перчинку», которая дозволяет лучше ощутить прелесть мира и согласия. Но, конечно, желательно, чтобы горечь такой «перчинки» не стала отравой. А для этого необходимо знать, что делать с конфликтом, чтобы он не портил нашу жизнь: как предотвратить конфликт,грозящий погубить мир и добрые отношения между людьми, затянуть нас в бесконеч­ную череду дрязг, интриги беспощадных битв, опасных для здоровья и жизни, как вести себя в ходе конфликта,чтобы снизить его на­кал и сделать связанные с ним, переживания менее болез­ненными, как завершить конфликт с наименьшими потерями, а может быть, и с каким-то выигрышем от его удачного разре шения. Это — вопросы чисто практические. Ho чтобы искать ответы на них, необходимо изучать конфликты. Этим и занимается кон­фликтология. Она призвана изучать конфликты и искать спосо­бы их урегулирования. Стоит отметить, что конфликтология рассматривает конфликт как понятие, относящееся к человеку, к поведению и взаимодей­ствию людей._

Это необходимо иметь в виду, ибо никому не запрещено упот­реблять слово «конфликт», как и любые другие слова, в перенос­ном смысле, придавать ему более широкое или более узкое значе­ние. Иногда говорят о конфликтах, не имеющих отношения к че­ловеку: «конфликт технических устройств», «конфликт между компьютерными программами», «конфликт между видами живых организмов» (травоядными и хищниками, например). Вряд ли це­лесообразно видеть здесь какое-то «неправомерное» словоупотреб­ление. Если понятно, что подразумевается под словом «конфликт» в подобных случаях, то все в порядке. Это, однако, не те конфликты, которые изучает конфликтология. Можно встретиться и с вы­ражениями вроде «конфликт между теориями», «конфликт идей», «религиозный конфликт». Если при этом речь идет о соотношении между теориями, идеями, религиями самими по себе, как не безличными объектами, то конфликтология тут оказывает­ся не удел. Проблемы, которые ставятся в такой плоскости, решаются с помощью специальных, методов научного исследования, логики, богословия, анализа текстов. Но за «конфликтом» между соперничающими теориями, идеями, религиозными взглядами всегда стоит борьба между людьми, которые их выдвигают и от­стаивают. Вот эта борьба и есть конфликт, который входит в сфе­ру интересов конфликтологии. Она рассматривает не отношения между человеческими представлениями и суждениями, а поведе­ние и взаимодействие людей при столкновении их представле­ний и суждений.

2. Социология конфликта

Интерес к разработке общей концепции конфликта возник, прежде всего, в социологии. В конце XIX века появились работы Г. Спенсера, М. Вебера, Л. Гумпловича, в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального раз­вития. Г. Гумплович при этом вслед за К. Марксом усматривал ос­новной источник конфликтов в борьбе людей за удовлетворение своих материальных потребностей. Вначале XX века вышла ра­бота немецкого социолога Г. Зиммеля, специально посвященная понятию социального конфликта. Г. Парк, один из основателей «чи­кагской» школыв социологии, разработал в 1920-30-х гг. «теорию социального взаимодействия», в которой конфликт выступал как один из его четырех основных видов (наряду с конкуренцией, приспособлением и ассимиляцией). Но социология конфликта сложи­лась как особое, относительно самостоятельное направление в со­циологии лишь к концу 1950-х гг. благодаря трудам Р. Дарендорфа (Германия) и Л. Козера (США). У Дарендорфа конфликт становится центральной категори­ей социологии. Свою социологическую концепцию он даже на человеческое общество в его кон­цепции изображается как система взаимодействий между конф­ликтующими социальными группами (классами). Конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие — явление «удивитель­ное и ненормальное». Дареидорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; меж­ду социальными ролями; внутригрупповые; между социальны­ми группами; конфликты на уровне общества в целом: межгосу­дарственные конфликты. В результате получается иерархия кон­фликтов, в которой насчитывается 15 типов. Дарендорф признает верным марксистское представление о классовом антагонизме между буржуазией и пролетариатом, насчитает, что этот анта­гонизм был основным конфликтом лишь в европейской истории XIX столетия. Происходящий в XX веке переход к постиндуст­риальному обществу связан со снижением остроты межкласовых противоречий. Конфликты в постиндустриальном обществе становятся более разнообразными. И вместе с тем в этом обще­стве утверждаются принципы плюрализма и демократий на ос­нове которых создаются механизмы «канализирования» соци­альных конфликтов, урегулирования их в русле согласительных процедур Дарендорф подчеркивает, что лучше гово­рить об «урегулировании», а не о «разрешении» конфликтов, потому что социальные конфликты обычно лишь ограничивают­ся, локализуются, преобразуются в другие, более приемлемые формы, тогда как термин «разрешение» ориентирует на их пол­ную ликвидацию.

Козер в книге «Функции социальных конфликтов», вышед­шей в 1956 г., различает два типа общества — закрытое (ригид­ное, унитарное) и открытое (плюралистическое). Общества пер­вого типа расколоты на два враждебных класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок революционно-насильственным путём. В обществах второго типа существует множество конфликтовмежду различными слоями и группами, но имеются социальны» институты, оберегающие общественное согласие и обратим энергию конфликтов на пользу обществу. Это возможно штурму, что социальные конфликты могут выполнять двоякогорода фун кции — негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и ис­пользовать позитивные функции. Козер анализирует функции со­циального конфликта. Результаты его анализа и поныне остаются классическим образцом описания этих функций.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся к ухудшение социального климата снижение производи­тельности труда, увольнение части работников в целях раз­решения конфликта неадекватное восприятие и непонимание конфликтующи­ми сторонами друг друга уменьшение сотрудничества между конфликтующими сто ронами в ходе конфликта и после него дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и застав­ляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта. Главными позитивными функциями социального конфликта являются: конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствованию он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга. Конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей,

Он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их мораль­ным качествам — стойкости, мужеству и т. д., для выдви­жения и формирования лидеров развязывание конфликта снимает подспудную напряжен­ность и дает ей выход конфликт выполняет диагностическую функцию.

. Актуальность и социальная значимость изучения конфликтов привлекла к этой проблеме внимание ЮНЕСКО, Ей было посвящено Парижское заседание Социологической ассоциации при ЮНЕСКО в 1957 г. В 1960-х гг. в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начавший издание журнала по этой проблематике. Вслед за тем специаль­ные научные организации, ставящие целью изучение конфлик­тов, стали возникать и в других странах. В 1970-х гг. в США раз­вертывается деятельность ряда конфликтологических центров при военных и разведывательных организациях.

3. Психология конфликта

Постепенно изучение конфликтов стало принимать практическую направленность: на первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. Начались поиски эффективных конкретных методик, с помощью которых можно было бы предупреждать возникновение нежелательных конфликтов, снижать их ос­троту, приводить конфликтующие стороны к согласию. Поскольку, конфликты всегда связаны со столкновением интересов, и взглядовлюдей, постольку в их зарождении, развитии и разрешении огромную роль играет психологический фактор. Естественно, что разработку проблем улаживания конфликтов активно включилисьпсихологи. С 1960-х гг. резко возрастает число психологических работ по этой тематике. Наряду с социологией конфликта появляетсяновое научное направление — психология конфликта. Психология конфликта развивается на базе психологии лично­сти, социальной психологии, психологии общения. С 1960-х гг. по настоящее время в этой области получено немало ценных резуль­татов. Классические экспериментально-психологические исследо­вания группового поведения в конфликтной ситуации провел М. Шериф. На игровых моделях различныеварианты действий в конфликте изучались Д. Ршюпортом, Р, Дозом, Л. Томпсоном и др. Значительный вклад» разработку психологии конфликта внг-ели работы К. Томаса, выделившегося пять основных типов поведе­ния людей в конфликтной ситуации и разработавшего тестовую ме­тодику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. М. Дойч, Д. Скотт, Д. Прунтт, Дж. Симпсоц и др. выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта.

Конфликтологическая практика

Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в прак­тике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами. Горовиц и Бордман создали специ­альную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации. Ч. Освуд предложил методику ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности»), предназначенную для снижения кон­фликтности в международных отношениях.

Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж. Скотт, Шарон и Гордон Боуэр.Х. КорнелиусиШ. Фэйр, Д. Дэна, Г. Келман,.Т. Крум и др.). Всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных пере­говоров», разработанный Р. Фишером и У. Юри. С 1970-х гг. ста­ла интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников — медиаторов (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин, Ф. Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации — про­ведения переговоров с помощью медиаторов — привело в 1970-1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов пу­тем хорошо организованного переговорного процесса.

Предприимчивые американцы первыми сумели перейти от на­учно-прикладных исследований и разработок к внедрению их в повседневную практику. Медиатсрство стало профессиональным делом специально подготовленных к нему лиц. В США появились учебные заведения, выпускающие специалистов-медиаторов. Ста­ли создаваться медиаторские фирмы, оказывающие посредничес­кую помощьлюдям в разрешении самых своеобразных конфлик­тов—служебных, соседских, семейных, отдельными людьми, между группами, между организациями. В настоящее время в Америке, по некоторым данным, более половины гражданских исков улаживаются в досудебном и внесудебном порядке с помо­щью переговоров между конфликтующими сторонами с участием посредников. Во многих штатах при судах работают профессио­нальные медиаторы, и судьи, прежде чем принять к производству гражданские иски, рекомендуют конфликтующим сторонам об­ратиться к ним 1986 г. был объявлен Организацией Объединенных Наций го­дом мира. В этой связи в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по « улаживанию конфликтов и обучение этому искусству. Конфлик­тологические центры с аналогичными задачами возникают и во многих других странах.

Конфлинтология в России

В нашей стране изучение конфликтов осуществлялось в совотское время, главным образом, в русле марксистской теории классовой борьбы. Официальная идеология вульгаризированного мирксизма, господствовавшая в Советском Союзе, утверждали, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия, и нет условий для возникновения социальных конфликтов. Поэтому проблема конфликтов рассмотрена следующим образом, в плане критики пороков капитализма. С середины 1920-х до конца 1940-х гг. никакой работы по изучению конфликта не велось. Начиная с 1950-х гг. постепенно стали всё чаще появляться в печати публикации, касающиеся отдельных. Cвидов конфликтов — в произведениях искусства, и международных отношениях, в педагогическом процессе, в спорте, и «служебных и семейных отношениях1. Но общая теория конфликта оста­валась запретной областью и упоминалась только разоблачения лжеизмышлений» буржуазных ученых и философов.

Крах марксистской идеологии и освобождение общественной мысли от партийного контроля привели к бурному подъему кон­фликтологических исследований в 1990-х гг. За 70 лет (с 1924 по 1994 гг.) на русском языке опубликовано более 2200 работ, повященных изучению конфликтов, из них большинство увидело свет за последние четыре года. Этот подъем продолжается и поныне. Идет анализ и освоение зарубежного опыта, появляются ориги­нальные теоретические и методические разработки социологов. Конфликт в художественном произведении. Психоло­гический конфликт к особенности индивидуального развития ребенка обобщающая результаты зарубежных и отечественных исследований и дающая на этой теоретической основе анализ конфликтов в современном российском обществе. Выходят в свет первые отечественные учебники конфликтологии. В 1990-х гг. в нашу страну вошла и практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии,в рамках которой было организовано обуче­ние конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербур­ге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конф­ликтов, а в 1997 г. создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов (об опыте практи­ческой работы российских конфликтологов-медиаторовсм.

4. Возникновение понятия «конфликтология»

Конфликты существовали всегда, а конфликтология возник­ла совсем недавно — в нашем веке. О конфликте — даже не употребляя это слово — писали еще древ­ние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры, столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития.

Так, от легендарных греческих мудрецов остались изречения, кото­рые и ныне неплохо иметь в виду всем: «Ссоры замиряй», «Силой не делай ничего», «С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое — признак глупости, второе — сумасбродства» (Клеобул); «Не хули ближ­них, а не то услышишь такое, от чего огорчишься», «Обуздывай гнев» (Хшкш); «Если ближние причиняли тебе маленький убыток — стерпи» (Питтак): «Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом» (Периандр). А Гераклит настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых фи­лософов, кто указал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Вражда», «война» по его мнению, есть источник появления нового в мире, «Должно знать, что война общепринята, что вражда— обычный порядок вещей и что все возникает через вражду...» Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борь­ба между людьми, общественными классами, государствами — псе это было предметом размышлений философов на протяжении многих веков вплоть до конца XIX века конфликт рассматривался либо в самом общем плане — как одно из проявлений более общего феномена — противоречия, и даже как категория, охватывающая не только человеческие дела, но и природные процессы (например, «биоло­гический конфликт» между наследственностью и изменчивостью, между генами, тканями и т. п.); либо в плане анализа отдельных видов столкновений в мире человеческого бытия — например, классовые конфликты (Маркс), военные конфликты (Клаузевиц), конфликты между бессознательным и сознанием (Фрейд), драма­тический конфликт в художественном произведении (искусство­ведение). В первом случае оставалась вне ноля зрения специфика конфликта как явления человеческой жизни.А во втором пред­метом исследования становились частные особенности того или иного отдельного вида конфликтов в жизни людей, но не общие черты конфликта как явления, типичного для различных облас­тей человеческой жизни. Таким образом, и в том, и в другом слу­чае конфликт как таковой в его общих чертах не являлся специ­альным предметом исследования.

5. Конфликтология сегодня как наука и практика

В настоящее время конфликтология представляет собой об­ласть профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и умений. Специалисты конфликтологи ве­дут исследовательскую и практическую работу в научных инсти­тутах и конфликтологических центрах в административных и юридических учреждениях, в управлениях их корпораций. Включается в програм­мы обучения психологов, социологов, юристов, социальных работников, менеджеров в качестве особой учебной дисциплины. Существуют колледжи и университеты, выпускающие конфлик­тологов, есть система международной сертификации конфликто­логов-медиаторов. Однако все же что собою представляет конфликтология? Одни видят в ней особую, относительно самостоятельную науку, которая возникла на стыке социологии, психологии и психиатрии другие считают ее комплексной научной дисциплиной объединяющей в единую систему «не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках искусствоведения, истории, математики, педагогики, правоведения, психологии, социологии, некоторых других наук (например, психиатрии. Одни конфликтологи определяют её кик науку о причинах, формах, динамике социальных конфликтов в разрешения и предупреждения другие как разрешения и предупреждения других социальных и межличностных отношении. Ученые вообще не склонны называть конфликтологию наукой полагая что она есть область практической деятельности. Пo сути дела, в практике организации современного менеджмента в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтологии. Конфликтолог — это специальная профессия представители которой участвуют во многих переговорных процессах. А Британская Энциклопедия 1997 г. избегнет говорить о самом существовании конфликтологии слово «конфликт» там фигурирует более чем в трех сотнях статей, а слово «конфликтология» — отсутствует.

Наличие столь разнообразных взглядов на конфликтологию означает, что общепринятое понимание ее статуса пока не сложилось. Конфликт как сложное социальное явление характеризуется мно­гими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность структура, причины и динамика. Именно эти характеристики конф­ликта и находят свое освещение во второй теме практикума.

Сущность конфликта и его структура. Конфликт - это такое отношение между субъектами социаль­ного взаимодействия, которое характеризуется их противобор­ством на основе противоположно направленных мотивов (по­требностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или сужде­ний (мнений, взглядов, оценок)._____

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака. Конфликт всегда возникает на основе противоположна направ­ленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействуя, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов соци­ального взаимодействия противоположно направленных моти­вов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Определение основных структурных элементов конфликта. Стороны конфликта — это субъекты социального взаимо­действия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодей­ствия. Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интере­сов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Классификация конфликтов Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологи­ческое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классифика­ция конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить воз­можные пути их разрешения. Причины конфликтов

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуа­ции, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодей­ствия, вызывают его. Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего вы­делим так называемые общиепричины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины. Социально-политические и экономические причины связаны с соци­ально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в уста­новках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, при­надлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психо­логические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидер­ство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуаль­ные психологические особенности личности (способности, темпера­мент, характер, мотивы. Вторую группу причин в нашей классификации назовем частны­ми.Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом кон­фликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

- неудовлетворенность условиями деятельности;

- нарушение служебной этики;

- нарушение трудового законодательства;

- ограниченность ресурсов;

- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

- неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликт­ных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, свя­занные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Для решения практических задач, связанных с анализом конфлик­тов и их разрешением, важное значение имеет классификация конф­ликтных ситуаций.

Важной характеристикой конфликта является его динамика. Дина­мика конфликта как сложного социального явления находит свое от­ражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Этапы конфликтаотражают существенные моменты, характери­зующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Типы конфликтных ситуаций. Характер конфликтной ситуации

Недобросовестное исполнение обязанностей. Неудовлетворительный стиль управления

Неадекватное представление о конкретных ситуациях

Индивидуально-психологические особенности личности

Низкая профессиональная подготовка

Проявления Нарушение трудовой дисциплины

Брак в работе

Ошибки в подборе и расстановке кадров.

Ошибки в организации контроля. Просчеты в планировании. Нарушение этики общения. Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия. Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций. Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений. Нарушение этики общения брак в работе. Неспособность принять адекватное решение.

Основные этапы конфликта:

1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликт­ная ситуация создается одним или несколькими субъектами социаль­ного взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осозна­ния и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: из­менение настроения, критические и недоброжелательные ныска;н>ша-ния в адрес своего потенциального противника, ограничение контак­тов с ним и т. д.

3.Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап вы­ражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действи­ям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), напрввленная на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, и свор оче­редь, предпринимает активные ответные действия против инициато­ра конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники кон­фликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не по­нимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разреше­ние конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, реше­ния комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отра­жают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2)фаза подъема;

3) пик конфликта;

4)фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться цикли­чески. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д. При этом возможности разрешения конф­ликта в каждом последующем цикле

Наши рекомендации