Iii. обращение со священными предметами

Руководство

по вайшнавскому этикету

и образу жизни

Международное общество сознания Кришны

Основатель-ачарья – Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Шри Шри Радха-Гопинатха Мандир,

Чаупатти, Бомбей

14 января 1994 г, День ухода Шрилы Дживы Госвами.

нама ом вишну-падая кришна-прештхая бху-тале

шримате бхактиведанта свамин ити намине

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шуньявади-пашчатья-деша-тарине

«Я в почтении склоняюсь перед Его Божественной Милостью

А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Он очень дорог Господу Кришне, ибо принял прибежище у Его лотосных стоп. О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я выражаю Вам свое почтение. Вы милостиво проповедуете послание Господа Чайтанья-девы и освобождаете западные страны, наполненные имперсонализмом и философией пустоты».

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие ........................................................................................................................ 1

I. Сущность. ........................................................................................................................

II. Этикет в храме.

· Смирение. .......................................................................................................................

· Поклоны. .........................................................................................................................

· Медитация на Божеств...................................................................................................

· Как правильно сидеть. ...................................................................................................

· Разговоры. .......................................................................................................................

· Почитание прасада. ........................................................................................................

· Одежда и внешний вид. .................................................................................................

· Чистота и гигиена. ..........................................................................................................

· Общее поведение. ...........................................................................................................

· Лекции. ............................................................................................................................

III. Обращение со священными.предметами......................................................................

IV. Привычки. .......................................................................................................................

V. Прасад................................................................................................................................

VI. Кухня. ..............................................................................................................................

VII. Киртан. .........................................................................................................................

VIII. Танец. ..........................................................................................................................

IX. Речь. ...............................................................................................................................

X. Проповедь. ......................................................................................................................

XI. Отношения с преданными.

· Три категории преданных. ............................................................................................

· Отношения с духовным учителем.................................................................................

· Как обращаться к вайшнавам. .......................................................................................

· Другие вайшнавы. ..........................................................................................................

· На вайшнавов нельзя смотреть с материальной точки зрения. .................................

· Тело вайшнава – Храм. ..................................................................................................

· Милость вайшнавов. ......................................................................................................

· Любовные взаимоотношения между вайшнавами. ....................................................

· Отношения с матаджи. ..................................................................................................

· Отношения с гостями. ...................................................................................................

XII. Отношения с непреданными. ......................................................................................

XIII. Паломничества. ...........................................................................................................

XIV. Садхана.

· Джапа. ............................................................................................................................

· Четыре регулирующих принципа. ...............................................................................

· Сат-санга. .......................................................................................................................

· Отказ от асат-санги. ......................................................................................................

· Чтение. ...........................................................................................................................

· Сева (служение). ............................................................................................................

· Поклонение Божествам. ...............................................................................................

· Аскетизм. .......................................................................................................................

· Принципы, благоприятствующие и препятствующие преданному служению.......

· Брахманы. ......................................................................................................................

· Не тратьте времени попусту.........................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................

I. Нанесение тилаки. ...........................................................................................................

II. Молитвы для предложения прасада ...........................................................................

III. Молитвы прасаду. ........................................................................................................

IV. Десять оскорблений святой дхамы. ...........................................................................

V. Объяснение Панча-таттва-мантры. .............................................................................

VI. Десять оскорблений святого имени. ..........................................................................

VII. Проведение арати. ......................................................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В «Чайтанья-чаритамрите» Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что соблюдение вайшнавского этикета украшает преданного, делая его привлекательным как в глазах Бога, так и в глазах мира. Поэтому очень важно, чтобы все преданные хорошо разбирались в вопросах вайшнавского этикета и образа жизни.

Информация об этом разбросана по различным книгам, поэтому возникла потребность в исчерпывающем руководстве, которое не только давало бы общие принципы вайшнавского этикета и образа жизни, но и принимало бы в расчёт специфические вопросы и проблемы, которые свойственны нашим центрам в Индии.

Это руководство – смиренная (и поспешная!) попытка удовлетворить упомянутую выше потребность, описав существующие стандартные нормы для преданных в Индии. Из-за ограничений во времени мы не смогли сделать его более подробным, описав каждый вопрос в деталях. В дальнейшем, благодаря «обратной связи» с преданными, к этому руководству могут быть сделаны какие-то добавления и поправки. А пока мы просим вас милостиво простить нам недостатки этой работы.

Написание этого руководства стало возможным благодаря особой заинтересованности, проявленной Радханатхой Свами Махараджем. Он сыграл в этой работе ведущую роль, убеждая и вдохновляя преданных собирать эту информацию и давая свои ценные советы - плод долгих лет преданного служения и духовного наставничества. Мы молимся о том, чтобы он всегда давал нам своё руководство и общение.

Множество других преданных также пожертвовали своим временем и энергией, чтобы внести свои предложения и комментарии, а также чтобы напечатать и отредактировать рукопись. Они сыграли неоценимую роль в составлении этого руководства. Мы выражаем им всем свою сердечную благодарность.

Мы надеемся, что эта работа хоть в какой-то степени поможет преданным осуществлять миссию Господа Чайтаньи, Золотой Аватары этого века, и миссию Шрилы Прабхупады.

Слава Шри Гуру и Шри Гауранге !

РУКОВОДСТВО ПО ВАЙШНАВСКОМУ ЭТИКЕТУ И ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Материал для этого пособия был взят из таких источников, как «Нектар преданности», «Нектар наставлений» и других книг, писем и наставлений Шрилы Прабхупады, а также из замечаний и предложений различных преданных.

I. СУЩНОСТЬ:

1) Образ жизни преданных должен воплощать в себе принцип «Простая жизнь, возвышенное мышление».

2) Есть много правил и ограничений, регулирующих жизнь преданного, но цель их всех –

«ВСЕГДА ПОМНИТЬ КРИШНУ

И НИКОГДА О НЕМ НЕ ЗАБЫВАТЬ»

Это правило - самое важное. Все остальные правила подчинены этому.

II. ЭТИКЕТ В ХРАМЕ.

Смирение.

В прежние времена цари обычно путешествовали в паланкинах. Один из регулирующих принципов – нельзя въезжать в храм на паланкине или на машине, или входить в него в обуви. Идея в том, что человек должен отбросить своё «царское» умонастроение, т.е. образ мыслей господина и хозяина, независимо от своих заслуг, квалификации и социального положения. Среди преданных, и особенно в храме, единственным самоотождествлением человека должно быть «Я СЛУГА СЛУГИ».

Поклоны.

а) Войдя в храм, следует сначала поклониться собравшимся вайшнавам, произнеся молитву:

«ванчха калпа тарубхьяш ча

крипа синдхубхья эва ча

патитанам паванебхьо

вайшнавебхьо намо намах»

« Я в почтении склоняюсь перед вайшнавами, преданными слугами Господа, которые могут исполнить желания каждого и полны сострадания к падшим обусловленным душам».

б) Затем следует принести поклоны (для мужчин – полные дандаваты) Шриле Прабхупаде, повернувшись так, чтобы он был слева от нас, и произнося его пранама-мантру «нама ом вишну падая...»

в) Затем следует подойти к Божествам и поклониться Им точно так же (встав к Ним левым боком), но произнося уже пранама-мантру гуру.

г) Не следует кланяться на одну руку. Обе руки должны поддерживать тело во время поклона, и обе руки должны быть вытянуты.

Медитация на Божеств.

а) Поклонившись Божествам, следует принять их даршан с великой преданностью и молить Их о милости.

б) Однако не следует сразу смотреть прямо в лицо Божествам. В «Шримад Бхагаватам» (2.2.13) описано, как нужно правильно принимать дарашан Господа –

«Медитацию следует начинать с лотосных стоп Господа, постепенно переводя взгляд на Его икры, затем на Его бёдра и т.д., таким образом поднимая свой взгляд всё выше и выше. Чем больше наш ум сосредотачивается на различных частях тела Господа (рассматривая их одну за другой), тем больше очищается наш разум».

в) В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что такая медитация помогает избавиться от привязанности к удовлетворению чувств.

Даршан следует начинать с левого края алтаря, постепенно, от Божества к Божеству, продвигаясь к правому. В «Радха-Гопинатха-Мандире» это означало бы, что сначала мы принимаем даршан гуру-парампары, затем подходим к Господу Нитьянянде и т.д., и завершаем даршан у Шри Гопал Натхаджи.

Как правильно сидеть.

Существует несколько предписаний относительно позы, в которой человек может сидеть в храме:

а) Не следует показывать свои стопы Божествам или вытягивать их по направлению к духовному учителю, Туласи-деви и т.д. Стопы всегда должны быть закрыты.

б) Насколько это возможно, следует стараться не сидеть спиной к Божествам или к вьясасане. (Однако, иногда планировка храма может ограничивать нас в следовании этому принципу).

в) Не следует вытягивать ноги перед Божествами.

г) Не следует сидеть перед Божествами, обхватив лодыжки, локти или колени.

д) Не следует спать, сидя перед Божествами.

Разговоры

а) Перед Божествами нельзя:

· громко разговаривать

· ссориться

· отчитывать кого-либо

· говорить с другими грубо

· восхвалять кого-либо другого

· произносить бранные слова

· критиковать полубогов

· заниматься праджалпой (вести мирские разговоры)

· лгать

б) Перед Божествами можно разговаривать с гостями и преданными, если это помогает развитию их сознания Кришны или помогает в проповеди, но все мирские разговоры должны происходить вне храма.

Почитание прасада

а) Преданным следует пить чаранамриту (воду от купания Божеств, которая затем была ароматизирована).

б) Преданные должны пробовать маха-прасад Господа. Но НЕЛЬЗЯ принимать прасад перед Божествами.

Одежда и внешний вид

а) Одежда преданного должна быть:

· простой

· чистой и

· вайшнавской, чтобы напоминать людям о Кришне.

б) Приходя в храм (в частности, на утренние и воскресные программы), преданные должны быть одеты:

Мужчины: в дхоти и курту

Женщины: в сари (в присутствии мужчин предпочтительнее покрывать голову)

Другой одежды следует избегать, за исключением вынужденных обстоятельств, или там, где это требуется для проповеди.

в) Как мужчинам, так и женщинам рекомендуется носить простую и целомудренную одежду и избегать одежды модной и роскошной. Тем не менее, одежда должна быть опрятной и аккуратной. Следует избегать вещей, без которых вполне можно обойтись, таких как духи и различные виды косметики. Простота в одежде очень важна для вайшнавов, находятся ли они в храме, или вне его.

г) Преданные должны носить свежую одежду, особенно на утренних (и вообще всех) храмовых программах. Не следует приходить в той одежде, которую вы носили вчера.

д) Господь Чайтанья говорил, что преданный – это тот, при виде кого люди вспоминают о Кришне. Поэтому преданные должны всегда тщательно следить за следующими элементами внешнего вида, которые являются отличительными признаками вайшнава:

1. Тилака:

После принятия омовения всегда следует украшать своё тело тилакой в 12 местах. Подробнее о тилаке – см. Приложение I

Тот, кто не повторяет святое имя и не следует регулирующим принципам, НЕ должен носить тилаку, в особенности за пределами храма.

2. Причёска:

Мужчины: Брахмачари и санньяси должны брить свои головы раз в неделю, осавляя шикху. Грихастхи могут делать то же самое, но, если это помешает служению, то они могут носить короткую и аккуратную стрижку, и, если возможно, небольшую шикху.

Женщины: Для женщин предпочтительнее оставлять традиционно длинные волосы, собранные сзади в пучок, и избегать современных причёсок.

3. Кантхи-мала:

Все инициированные преданные должны носить кантхи-малу, по крайней мере два или три ряда. Кантхи-мала должна быть обёрнута вокруг основания шеи и должна быть отчётливо видна.

Преданные, которые ещё не получили инициацию, но следуют всем регулирующим принципам в течение какого-то времени, и готовятся принять дикшу, также могут носить кантхи-малу.

Преданные, которые не соблюдают основных принципов, в частности, не повторяют святое имя и не следуют четырем регулирующим принципам, не должны носить кантхи-малу. Строго говоря, однажды надев кантхи-малу, человек уже не должен брать в рот даже лук или чеснок. Всё это должно учитываться, когда мы даём советы новым преданным.

4. Усы и борода:

Инициированные преданные или преданные, готовящиеся получить инициацию, не должны носить усы или бороду. (Можно отметить, что в некоторых вайшнавских матхах мужчины бреют своё лицо и голову раз в 2 недели или в день полнолуния, а в период чатурмасьи – вообще не бреются. Но наш стандарт – бриться регулярно, за редким исключением паломничеств или по каким-либо другим уважительным причинам).

е) Преданным не следует носить дорогую и броскую бижутерию, дорогие часы и т.д. Украшения женщин должны быть умеренными, а мужчинам предпочтительнее совсем отказаться от драгоценных украшений, таких как золотые цепочки, браслеты и т.п.

ж) Насколько это возможно, преданные должны избегать использования любых предметов из кожи, зная, что это продукт убийства животных. Преданным следует воздерживаться от ношения кожаной обуви, а также кожаных сумок, бумажников и т.д., если без этого можно обойтись.

Чистота и гигиена.

а) Как уже говорилось, в храм следует приходить в чистой одежде.

б) Не следует входить в храм, не ополоснув руки и стопы после еды.

в) Входить в храм можно только с чистыми руками и стопами.

г) После опорожнения кишечника необходимо принять омовение, и лишь потом можно

заходить в храм.

д) Нельзя входить в храм после посещения крематория или прикосновения к мёртвому телу. Сначала необходимо принять омовение, и только потом входить в храм.

е) В храме нельзя пускать газы или отрыгивать.

ж) Находясь в храме, не следует совать пальцы в рот, в уши или в нос.

Если кто-то вынужден сделать это (даже и не в храме), сразу после этого следует вымыть руки.

з) Матаджи в период месячных могут посещать храм, но им нельзя выполнять никакого служения Божествам, такого как проведение арати, одевание Божеств, приготовление прасада, изготовление гирлянд, или любого другого служения, требующего присутствия в алтаре или на кухне, или непосредственно связанного с Божествами (например, шитьё Их одежд и т.п.)

· В этот период матаджи не должны касаться тех преданных, которые заняты служением Божествам.

· Они могут посещать Туласи-пуджу, но им нельзя предлагать воду Туласи-деви.

· При всех обстоятельствах повторение джапы на чётках должно продолжаться. Для повторения святого имени не может быть никаких материальных препятствий.

· Что касается дома, матаджи должны стараться поддерживать вышеупомянутый стандарт там, где это возможно. (В некоторых случаях это может не быть практичным, так как больше некому готовить и т.д. В таких случаях матаджи могут выполнять необходимую работу по дому, а также следить, чтобы кто-то заботился о домашних Божествах).

По возможности, другие члены семьи должны помогать в этом отношении.

Общее поведение.

а) Преданному следует всегда помнить, что он представляет гуру и Кришну. Где бы преданный ни находился, будь то в храме, дома, на работе или на улице, он должен вести себя таким образом, чтобы у людей создавалось благоприятное впечатление о гуру и Кришне, и избегать поведения, которое может принести гуру и Кришне дурную славу.

б) Даже (и в особенности) если вас критикуют или оскорбляют, нужно вести себя достойным образом.

в) Хотя, несомненно, следует принимать меры предосторожности, чтобы не оказаться обманутым, тем не менее, следует избегать выискивания поводов для ссоры, увлечения бесполезными спорами и т.д.

г) Следует быть особенно осторожным во взаимоотношениях с противоположным полом.

д) Шрила Рупа Госвами говорил, что преданный не должен быть небрежным в повседневных делах. Иначе говоря, не следует пренебрегать основными правилами вежливости, считая их мирскими (а себя –трансцендентным).

е) Касаться кого-либо ногой – оскорбительно. Если кому-то необходимо пройти мимо сидящих в храме преданных, то он должен, например, протянуть руку в том направлении, куда он хочет пройти, и преданные подвинутся, чтобы пропустить его.

Если случайно вы коснулись преданного ногой, то следует слегка прикоснуться к этому преданному, и затем этой рукой дотронуться до лба; это снимает оскорбление.

Лекция.

а) Во время лекций следует вести себя тихо и слушать внимательно. Разговорчивые или сонливые преданные мешают лектору и остальным преданным. Также это не создаёт хорошего впечатления о миссии гуру.

б) Если кто-то чувствует сильную сонливость, ему лучше отойти к стене и слушать стоя.

в) Следует помнить о том, как нужно сидеть в храме. (см. п.4 «Как правильно сидеть»).

г) Следует избегать хождения туда-сюда во время лекции, т.к. это приносит большое беспокойство.

д) Родители должны следить за своими детьми. Если дети начинают шуметь, то их нужно вывести из храма.

е) В конце лекции можно задавать уместные вопросы, делая это в смиренном состоянии ума.

III. ОБРАЩЕНИЕ СО СВЯЩЕННЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

1) Книги, чётки, караталы и т.п. нельзя держать на полу или в нечистых местах. Их нужно почитать как принадлежности богослужения, и относиться к ним соответствующим образом.

2) Ни к какому священному предмету нельзя прикасаться ногами. Не следует использовать ноги для выполнения того действия, которое может быть выполнено с помощью рук.

3) Если священный предмет упал на землю, его необходимо быстро поднять и коснуться им головы.

4) Нельзя перешагивать через книги, преданных, прасад, предложенные Господу цветы ли любые другие священные предметы.

5) Все священные предметы следует держать в чистом месте и обращаться с ними бережно. Ими нельзя перекидываться, но следует бережно передавать их из рук в руки.

6) Священные предметы, такие как чётки, книги и т.п. нельзя заносить в туалет.

7) Необходимо очень бережно обращаться с изображениями гуру и Кришны. К ним следует относиться с огромным уважением и почтением.

8) Следует особо упомянуть о харинама-чадарах. Поскольку на них напечатано святое имя, они являются священными предметами и не должны касаться пола.

9) Нужно следить за тем, чтобы во время принесения поклонов мешочек с чётками в ваших руках не касался пола. Его лучше отложить в сторону, когда вы собираетесь кланяться.

10) Очень бережно обращайтесь с параферналиями Божеств, такими как Их одежды, украшения, посуда и т.д. Например, одежда и полотенца должны быть аккуратно сложены, посуда должна стоять в надлежащем месте и т.д.

Если человек прикоснулся рукой к полу или к чему-либо нечистому, то, прежде чем касаться принадлежностей Божеств, он должен вымыть руки.

Кришна неотличен от Своих параферналий, поэтому плохо обращаться с параферналиями Кришны – значит плохо обращаться с Кришной. Если мы пренебрегаем этим, то истинная бхакти не проявится в наших сердцах. Необходимо постоянно помнить, что все эти вещи – не обычные предметы, а предметы, используемые в служении Кришне и поэтому заслуживающие поклонения.

IV. ПРИВЫЧКИ

1) Тот, кто серьёзно относится к своей духовной жизни, должен вставать рано утром, лучше всего – до брахма-мухурты, т.е. за полтора часа до восхода солнца. В комментарии к Ш.Б. (3.20.46) говорится: «Раннее утреннее время, которое начинается за полтора часа до восхода солнца, называется «брахма-мухурта». В это время рекомендуется заниматься духовной деятельностью. Духовная деятельность, исполняемая рано утром, будет иметь больший эффект, чем исполняемая в любое другое время дня».

2) Встав, следует омыться прохладной водой, надеть свежую одежду и приступить к ежедневной садхане.

3) Следует принимать омовение после:

а) подъёма рано утром;

б) продолжительного отдыха (сна) более часа;

в) опорожнения кишечника;

г) чрезмерного потоотделения;

д) если вы осквернились каким-либо образом.

4) Следует соблюдать личную гигиену и чистоплотность. Ногти нужно подстригать и поддерживать в чистоте. Обрезки ногтей следует выбрасывать в мусорный ящик. Шрила Рупа Госвами упоминает даже о том, что следует регулярно и тщательно чистить зубы.

5) После посещения туалета по малой нужде необходимо мыть руки, а после опорожнения кишечника нужно мыть руки очень тщательно. Те, кто имеют брахманическую инициацию, заходя в туалет, должны оборачивать свои священные шнуры вокруг правого уха.

6) Есть, повторять мантру на чётках, отдавать или брать что-либо следует только правой рукой.

7) Ночью следует спать по 6-6.5 часов. Если мы спим слишком много или слишком мало, то это не очень хорошо для нашего сознания Кришны.

8) Нужно стараться спать на полу или на жёсткой поверхности. Следует избегать роскошных мягких постелей.

9) Лучше спать на левом боку или на спине. Никогда не следует спать на животе.

10) Не следует растрачивать зря энергию Кришны, такую как мыло, зубная паста, электричество, вода и т.д. Нужно выключать свет и вентиляторы, если они больше не требуются.

11) Деньги Кришны следует тратить разумно и с чувством ответственности, спрашивая себя, действительно ли данные расходы необходимы для улучшения служения Кришне.

VI. ПРАСАД

1) Во-первых, следует есть только прасад, т.е. пищу, которая была предложена Кришне с преданностью.

2) В идеале, нужно есть пищу, которая:

· приготовлена преданными,

· предложена Господу преданными,

· раздавалась перданными.

3) За исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для проповеди и служения, следует избегать пищи, приготовленной непреданными.

4) Аналогичным образом следует избегать всех покупных пищевых продуктов, таких как шоколад, мороженое, чипсы, пирожные, прохладительные напитки, хлеб и т.п. Гостям можно предложить приготовленные дома блюда и натуральные напитки, такие как лимонная вода, фруктовый сок и т.д.

5) Во время путешествия или в каких-либо других вынуждающих обстоятельствах можно выборочно употреблять покупные продукты. Если прасада, который человек взял с собой, недостаточно, предпочтительнее покупать сырые или не готовившиеся на огне продукты, такие как фрукты, орехи, молоко и т.д., чем продукты фабричного приготовления или приготовленные непреданными.

6) Иногда во время путешествия, проповеди, какого-либо служения или на работе преданному приходится есть в ресторане. Нужно выбрать, если возможно, ресторан, являющийся чисто вегетарианским, и даже тогда следует быть осторожным, чтобы не заказать блюда, содержащие лук и чеснок.

7) Следует принимать саттвичный прасад и избегать прасада в раджасе, т.е. слишком острой, пряной и жирной пищи.

8) Дома прасад должен предлагаться правильным образом (см. Приложение II)

9) Прасад нельзя выбрасывать. Лишний прасад нужно переложить в другую тарелку до того, как вы начали есть.

10) После того как все в семье поели, если ещё остался прасад, его можно сохранить до следующего принятия пищи или кому-нибудь раздать.

11) Прасад следует принимать только правой рукой; левая рука – для прикосновения к другим частям тела.

12) Во время раздачи прасада нельзя раздаточной ложкой касаться тарелки или полусъеденного прасада.

13) Прасад следует принимать в умеренных количествах и предпочтительнее в установленное время дня. Переедание и употребление недозволенных продуктов неблагоприятно для духовной жизни, а также для здоровья. Контроль нашей диеты поможет нам контролировать язык, а это, в свою очередь, поможет нам контролировать чувства.

14) Перед тем, как почитать прасад, следует прочесть соответствующие молитвы (см. Приложение III).

15) Прасад нужно принимать с сознанием того, что это милость Кришны, и что он неотличен от Кришны. Поэтому следует принимать прасад молча, за исключением случаев, когда это необходимо для проповеди. В это время можно также послушать лекцию или музыкальную запись.

16) Когда в дом приходят гости, маха-прасад от домашних Божеств нужно раздать понемногу всем присутствующим. Всем гостям, включая гуру и санньяси, нужно раздать свежий, горячий прасад в необходимом количестве, кому сколько требуется.

17) Когда присутствуют старшие вайшнавы, мы должны терпеливо подождать, когда они начнут есть, и только тогда следует начинать есть самим (если не было других указаний).

18) Поев, следует вставать только тогда, когда все закончат есть (за исключением случаев, когда есть разрешение присутствующих старших вайшнавов).

19) Нельзя раздавать маха-прасад от гуру в присутствии новичков.

20) После того, как вы уже начали принимать прасад, не следует больше ни к чему прикасаться правой рукой.

21) Мы не должны раздавать добавку прасада, не помыв обеих рук.

22) Не следует принимать прасад на виду у непреданных, т.е. идя по улице. Насколько возможно, прасад следует почитать либо в уединённом месте, либо там, где принимают прасад другие преданные.

VI. КУХНЯ

1) Кухня – это продолжение алтаря, т.к. всё, что там готовится, будет предлагаться Божествам. Поэтому, что бы человек ни делал на кухне, нужно делать это внимательно и с почтением к Божествам.

2) Там, где Божества формально установлены, например, в храме, ожидаются довольно высокие и строгие стандарты. По отношению же к домашним Божествам, для которых невозможно поддерживать такой строгий стандарт, могут быть сделаны некоторые уступки. Например, существует правило, что нельзя есть на кухне или перед Божествами. Однако, во многих домах алтарь, кухня и обеденный стол находятся в одной комнате, поэтому может оказаться невозможным соблюдать вышеупомянутое правило.

3) Тем не менее, домохозяева должны держать в уме идеальный стандарт и стараться подойти к нему как можно ближе, насколько это возможно в их ситуации. Нужно всегда помнить, что мы готовим для Кришны. Чем тщательнее человек относится к этим маленьким правилам, тем в большей степени он может осознать, что он готовит не для себя, а для Самого Господа Кришны.

4) На кухне можно носить только чистую, неосквернённую одежду. Нельзя приходить в одежде, в которой вы были на улице или в туалете.

5) Ногти должны быть чистыми и подстриженными. При входе на кухню нужно вымыть руки перед тем, как начать готовить. В храме, перед тем как начать готовить, необходимо принять омовение. Дома предпочтительнее делать то же самое.

6) На кухне нельзя класть ничего в рот. Не следует полоскать рот над кухонной раковиной. В особенности, нельзя пробовать приготовленное.

7) Насколько возможно, в кухне нельзя есть и пить. Если же это неизбежно, занавеску перед Божествами следует опускать.

8) Посуду, в которой готовится бхога для Божеств, в особенности, те тарелки и чашки, в которых бхога предлагается, следует хранить и мыть отдельно от тарелок, чашек и стаканов, из которых едят и пьют члены семьи.

9) Если у человека инфекционное заболевание, то он не должен работать на кухне, иначе он может осквернить бхогу и посуду.

10) Если человек прикоснётся к полу, к мусорному ведру или к нижней части своего тела, то он должен вымыть руки.

11) На кухне не должно быть ненужных разговоров.

12) Кухонный стол, плиту, раковину и т.д. нужно мыть до и после приготовления пищи.

13) Нужно работать осторожно, но эффективно, избегая суматохи.

14) Любую вещь, упавшую на пол, нельзя класть на стол. Если овощ падает на пол, его можно помыть и затем использовать. Если он коснулся чьих-либо стоп, его нужно выбросить.

15) Нельзя заходить на кухню после туалета, не совершив омовения.

16) ОЧЕНЬ ВАЖНО: Преданные должны быть очень внимательными, чтобы в подношение не попало никаких волос и не осквернило его. В этом отношении должна быть проявлена абсолютная предусмотрительность. Во время приготовления пищи преданные должны держать свои волосы тщательно завязанными и покрытыми.

17) Маха-прасад нельзя есть прямо из тарелки Божеств. Перед тем, как есть, его нужно переложить в другую посуду или к себе в тарелку.

VII. КИРТАН

1) Вести киртан или сат-сангу – это большая честь для преданного, поскольку он представляет перед Божествами всю общину. Поэтому делать это следует лишь тогда, когда вас об этом попросят.

2) Мы должны петь только авторитетные киртаны.

3) Молитвы Премадхвани (т.е. «Джая ом вишнупада парамахамса...») в конце киртана должен произносить самый старший из присутствующих преданных, например, санньяси или ученик Шрилы Прабхупады.

4) Нужно читать только стандартные молитвы премадхвани, за исключением особых случаев, таких как дни явления, когда можно добавить соответствующее прославление.

5) Существуют стандартные мелодии, которые поются в различное время дня. В частности, на утренней программе молитву «Самсара даванала...» и Харе Кришна маха-мантру следует петь на утреннюю мелодию.

6) Киртан должен быть несложным и вестись так, чтобы собравшиеся преданные могли следовать ему.

7) Все преданные должны петь с энтузиазмом и слаженно.

8) Преданные должны следовать той мелодии, которую поёт ведущий. Поэтому нужно постоянно быть очень внимательными.

9) Те, кто играют на мриданге и караталах, должны находиться рядом с ведущим киртана и ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА СКОРОСТЬЮ, С КОТОРОЙ ОН ВЕДЁТ КИРТАН.

10) Утренний киртан должен включать в себя следующие молитвы: молитву «Самсара дава...», Панча-таттва мантру, Харе Кришна Маха-мантру и «Хари Харайе намах». По крайней мере половину киртана должна петься Харе Кришна Маха-мантра.

11) Во время утренней программы каждая строка молитв («Самсара дава...», Молитвы Господу Нрисимхе, Туласи арати) должна повторяться только по одному разу.

12) Там, где 2 или более человек играют на караталах, они должны стараться играть слаженно. То же самое касается играющих на мриданге.

13) Киртаны должны быть сладкозвучными и мелодичными, а не просто громкими.

VII. ТАНЕЦ

1) Шрила Рупа Госвами говорит, что человек должен научиться танцевать перед Божествами.

2) Танцевать нужно грациозно и с энтузиазмом, а не исступлённо и неистово.

3) Стандартом должен быть танец в традиционном гаудия-вайшнавском стиле, как это продемонстрировал Шрила Прабхупада.

4) В дополнение к этому, преданные могут танцевать, используя различные виды построений, например:

· ряды преданных ритмично сходятся друг с другом и затем расходятся,

· преданные формируют ряды, один за другим, и, продолжая оставаться лицом к Божествам, ритмично приближаются к Ним и удаляются от Них.

· преданные двигаются по кругу

5) Нужно следить за тем, чтобы построение сохранялось.

6) Танцуя вместе, преданные должны поднимать руки, браться за руки и т.д. в соответствии с тем, как этого требует построение.

7) Этот танец не предназначен для развлечения зрителей, поэтому преданные не должны просто стоять и смотреть. В танце должны участвовать все. Однако, тех, кто не хочет

участвовать (особенно гостей, новичков и тех, кто болен), не следует принуждать к этому.

8) Следует избегать использования в танцах тех приёмов, которые могут вызвать травму, например:

· двое преданных берутся за руки и кружатся

· преданный кружится с распростёртыми руками

· детей (и даже взрослых) подбрасывают в воздух или поднимают

· во время движения по кругу преданные начинают слишком сильно толкаться

9) Мужчины и женщины должны танцевать в разных частях храма.

10) Нужно всегда следить за ведущим танец и подстраиваться под него. Совершенный стиль танца - это стиль Господа Чайтаньи - танцевать с воздетыми руками, с энтузиазмом и преданностью.

IX. РЕЧЬ

Наши рекомендации