Истина состоит в том, что взаимоотношения лежат в самом центре всего Библейского откровения о Боге и человеке

ПРАВИЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Том Маршалл

Как их созидать и как их восстанавливать

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . ………………………………………………………….

Глава 1

Взаимоотношения – центральная категория …………………………….

Глава 2

Категории в определении взаимоотношений …………………………….

Глава 3

Любовь, переносящая всё ……………………………………………………

Глава 4

Доверия – цена посвящения …………………………………………………

Глава 5

Сотворены для почтения ……………………………………………………..

Глава 6

Понимание понимания …………………………………………………………

Глава 7

Что вредит взаимоотношениям ? …………………………………………….

Глава 8

Когда взаимоотношения разваливаются …………………………………….

Глава 9

Путь обратно – примирение ……………………………………………………

Глава 10

Как Бог примиряет ? ……………………………………………………………

Глава 11

Решение проблем во взаимоотношениях …………………………………….

Приложение А……………………………………………………………………

Приложение Б…………………………………………………………………….

Введение

Эта книга посвящена взаимоотношениям. Не какому-то конкретному типу взаимоотношений, например, взаимоотношениям в браке, на работе или в Церкви, а взаимоотношениям в общем: чем они являются, как они действуют, как они могут развиваться в неправильном направлении и, что более важно, как их можно снова поставить на правильную колею.

Такая книга необходима по нескольким причинам. Одна из них состоит в том, что если мы не понимаем, как взаимоотношения были первоначально задуманы Богом, у нас остаются только методы проб, ошибок и копирования других, как основной путь понимания действия взаимоотношений. Именно так большинство из нас овладели принадлежащими нам навыками взаимо-отношений, но даже если мы будем очень стараться, все же необходимо будет еще уделить некоторое время более регулярному обучению. Вероятно, наше поведение может совершенствоваться бесконечно.

вторая причина ещё важнее. Если мы не знаем, как взаимоотношения должны функционировать и что необходимо для продолжения их развития, мы можем достичь критической точки и даже не знать, что привело нас к кризису. Явное недоумение – обычное состояние разума человека при крушении взаимоотношений. «Как же мы попали в такую неразбериху?» «Мы начинали действительно любя друг друга, теперь все закончилось путаницей. Как же так?». В конце концов, когда мы находимся в состоянии неуверенности и смятения, мы находимся у разбитого корыта – в таком состоянии, когда нам нужно знать, что делать, чтобы вернуть взаимоотношения обратно на накатанную колею.

Я должен признать, что эта книга была написана из-за боли, даже острой боли, которую я испытал, обнаружив, что в целом у христиан, кажется, столько же проблем с взаимоотношениями, как и у неверующих. Более того, хотя мы должны быть экспертами в понимании и изменении человеческого естества, прошлые данные об исцелении стрессовых взаимоотношений и восстановлении сокрушенных людей не подтверждают этого. По правде говоря, эти данные не вызывают особого восторга.

Тем не менее, когда я вернулся назад, к основам, к элементарным вопросам, которые мне нужно было задать с самого начала, и задать их на основании книги Творца, я увидел свет в конце тоннеля. Я обнаружил, что Писание не только обращается к природе взаимоотношений и факторам, необходимым для их функционирования, но и дает удивительный процесс восстановления, что дало мне больше надежд, чем я мог предположить несколько лет тому назад. Опыт доказал, по крайней мере мне, что для надежд есть твердое основание. И сегодня я живу с твердой уверенностью, что ещё многое нужно понять и претворить в жизнь.

Глава 1

Взаимоотношения — центральная категория

Поистине, трудно переоценить важность предмета взаимоотношений. Теперь я понимаю, что долгое время относился к ним, как к чему-то второстепенному. Они были на периферии моей жизни, где она воздействовала на жизнь других людей или пересекалась с ними. Теперь я вижу, что взаимоотношения являются центральным фактором самого существования нас, как человеческих существ. Мы проводим жизнь в реально существующем переплетении взаимоотношений, и, будучи отсеченными от них, мы умираем. Обычный человек без особого труда может насчитать от десяти до двадцати разнообразных взаимоотношений, в которых он участвует в течение одного дня. И все же мы уделяем очень мало времени, чтобы осмыслить из какого материала состоят эти взаимоотношения.

Возможно, это одна из причин, почему они причиня­ют нам столько беспокойства, потому что правда заклю­чается в том, что большинство наших проблем вырастают из трудностей во взаимоотношениях. Проблемы, связанные с семьей и браком, профессиональные, предпринимательские и общественные проблемы, религиозные, расовые и классовые распри, политическая и международная напряженность — все это связано с неработающими взаимоотношениями. Цель любого искушения и первое последствие любого греха — разру­шение взаимоотношений. Конечный результат состоит в том, что и Библия и психология называют отчуждением - удалением или отделением от Бога, от других людей и от мира и неспособность выбирать и действовать во взаимоотношениях. Для нас давно пришло время серьез­но задуматься обо всем предмете взаимоотношений. Я предлагаю начать как с анатомии взаимоотношений, так и с патологии. Иначе, с лучшими в мире намерениями мы подобны врачу, пытающемуся вылечить поломанную ногу или поставить диагноз, не изучая анатомии и физиологии человеческого тела.

Понимание предмета взаимоотношений еще более важно, потому что оно влияет на наши переживания в Боге. Для меня много лет тому назад понять, что мы соотносимся с Богом совершенно таким же образом, каким мы соотносимся с другими людьми, было пережи­ванием, меняющим всю жизнь. Другими словами, мы используем те же методы и отношения в обоих направле­ниях. Существует много людей, у которых нет тесных взаимоотношений с Богом, или которые не совсем понимают, как наладить взаимоотношения с Богом, потому что у них есть трудности во взаимоотношениях вообще, или они не знают, как участвовать во взаимоот­ношениях в Богом. А для многих других язык Церкви, к сожалению, так мистифицировал всю эту область, что познание Бога кажется им каким-то странным мистичес­ким опытом, который обрели лишь немногие религиоз­но-ориентированные люди.

Истина состоит в том, что взаимоотношения лежат в самом центре всего Библейского откровения о Боге и человеке.

1. Первые утверждения, сделанные Богом о человеке, сотворенном Им были, во-первых: «Сотворим человека по образу Нашему»1. Другими словами, человек был сотво­рен носителем образа Божьего, т.е. моделью жизни и характера Божьего. Но Бог, Которого образ - человек, является Богом вечных, неизменных взаимоотношений - Отца, Сына и Духа.

Во-вторых: «Не хорошо быть человеку одному»2. С тех пор человек в Библии — всегда человек, имеющий взаимоотношения. Сами по себе мы очень легко уязвимы, и нашим величайшим ужасом всегда было и остается одиночество.

«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его»3.

2. Жизнь и смерть в Библии — вопрос взаимоотноше­ний. Иметь взаимоотношения с Богом, Источником Жизни, означает быть живым; быть разделенным с Богом, Источником Жизни, означает быть мертвым. Я могу ходить смеяться, питаться, бороться и спать, но я все равно мертв. Все это зависит от моих взаимоотноше­ний с Ним.

Вот почему праведность в основе своей тоже является термином, описывающим взаимоотношения. Он означа­ет «иметь правильные отношения», или можно это выразить устаревшей фразой — поступать друг с другом «по правде». Мы всегда можем сказать сразу — когда мы не поступали «по правде» со своей женой или с друзья­ми. Даже такое выражение, как страх Господень оказыва­ется, в сущности, понятием, описывающим качество взаимоотношений. Для древнего еврея бояться Господа означало соблюдать Его заповеди, ходить Его путями, прилепиться к Нему, любить Его и служить Ему4. Не удивительно, что это называется началом мудрости и первым принципом всякого знания.

3. Мы относимся к Богу также, как мы относимся к окружающим нас людям, вот почему проблемы взаимоот­ношений с Богом влияют на наши взаимоотношения друг с другом, и проблемы в наших взаимоотношениях друг с другом оказывают влияния на наши взаимоотно­шения с Богом5.

Наши взаимоотношения с Богом и наши взаимоотно­шения друг с другом в сущности схожи. Не абсолютно такие же, потому что в наших взаимоотношениях с Богом существуют факторы (например, поклонение), которые предназначены только для Него и не имеют место в человеческих взаимоотношениях. Но, с другой стороны, с сущности, они такого же порядка. Вот почему, как вы, возможно, заметили, многие песни поклонения, которые мы поем Христу, могли бы, с небольшими изменениями текста, стать любовными песнями, которые мы могли бы петь нашим женам, мужьям или возлюбленным. И вот почему Иоанн в своем послании может сказать за нас, что мы знаем, что мы любим Бога, потому что любим наших братьев, и, с другой стороны, можем сказать, что мы любим наших братьев, потому что мы любим Бога6. Давайте рассмот­рим фундаментальную природу этих взаимодействий, которые лежат так близко к центру нашей человеческой сущности.

Что же это такое?

Каждый день нашей жизни мы вовлечены в контакт и взаимодействия с другими людьми. Некоторые взаимо­действия подпадают под категорию личных взаимоотно­шений, и они очень разнообразны. Некоторые, такие как брачные или семейные, очень интимные и закрытые; другие, такие как членство в спортивных клубах. Цер­квях или политических партиях являются публичными и открытыми. Некоторые довольно постоянны, и для них характерна регулярная вовлеченность, например, обще­ние с коллегами на работе; другие нерегулярны и прерывисты, например, общение между врачом и паци­ентом или владельцем магазина и покупателем. Но какое же общее основание позволяет классифицировать их, как личные взаимоотношения? Следующее простое определение применимо к большинству этих взаимоот­ношений и выражает их отличительную сущность.

Наши рекомендации