Программа исследования. Объект. Предмет
Объектом социологического исследования является социальная реальность, существующая объективно. Это может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, общественные отношения, ситуации, противоречия, трудовые коллективы.
Предметом исследования является та сторона этой реальности, которая подлежит изучению. Если объект исследования – то, что содержит противоречие, то предмет – это те свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Это могут быть идеи, свойства, характеристики, присущие отношениям, объектам, коллективам.
Исследования начинаются с их подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки.
Далее идёт этап сбора первичной социологической информации, т.е. необобщённых сведений.
Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ПК, составление программы обработки, обработка на ПК.
И заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчёта по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика.
Исследования могут быть:
- разведывательные - зондажные, пилотажные, выясняющие качество анкеты. Они проводятся с целью получения первичной (или дополнительной) информации о предмете исследования, который должен быть изучен основательно. Это исследование предваряет глубокое изучение проблемы, уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка;
- описательное социологическое исследование - используется при изучении больших общностей людей, для установления связи между сторонами изучаемых явлений, дают подробную характеристику изучаемых предметов;
- аналитическое социологическое исследование – помогает раскрывать причинную обусловленность установленных связей, структуру изучаемого явления, количественные и качественные параметры. Эти исследования направлены на получение новых теоретических знаний о сущности, функциях предмета исследования, а также закономерностях его развития.
Описательные, аналитические социологические исследования для реализации одних и тех же целей, по одним и тем же программам, с использованием одного и того же инструментария могут проводиться несколько раз. Такие исследования, начиная со вторых, называются повторными социологическими исследованиями. Эти социологические исследования бывают разных видов: интервальные, периодические, лонгитюдные т.д.
Интервальные социологические исследования нередко называются панельными. Эти исследования позволяют проследить динамику социального объекта через определение промежутки времени – через год, два, три, пять. Лонгитюдными называются такие исследования, которые ведутся в течение длительного времени за одним и тем же контингентом людей, за одной и той же их общностью.
Повторные социологические исследования часто вместе с тем являются сравнительными. Сравнительное социологическое исследование – это такой вид социологического исследования, при котором в качестве основного приёма используется сопоставление информации, полученной:
а) в разные периоды исторического развития;
б) в разных социальных подсистемах…;
в) разными авторами или исследовательскими коллективами;
г) разными методами сбора или измерения данных.
Сравнительные социологические исследования проводятся для подтверждения или опровержения полученных ранее (или другими исследователями) данных, для установления сходства и различий явлений, протекающих в разных условиях.
Социологические исследования всех видов включают в себя два основных этапа: подготовительный и собственно исследовательский. На первом этапе определяется заказ на конкретное исследование, предварительно формулируются цель и задачи этого исследования, определяются сроки его выполнения, рассчитываются финансовые и материальные затраты. Второй этап социологического исследования – это процесс разработки и реализации его программы. Он начинается с определения проблемы, написания программы и завершается отчётом о реализации программы исследования. Этот этап социологического исследования складывается из нескольких стадий: разработка программы, полевые исследования, подготовка собранной информации для обработки и анализа, обработка полученных данных, анализ, обобщение и интерпретация полученных данных, подготовка отчёта об исследовании.
При проведении всех видов социологических исследований чрезвычайно важное значение имеют их методология, методика, техника.
Любое исследование начинается с гипотезы - т.е. научного предположения, выдвигаемого априори для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо либо подтвердить, либо опровергнуть.
Для проведения исследования определяется выборка. Выборка - это есть отбор единиц опроса с тем, чтобы отобранные представляли микромодель целого и содержали его характеристику. В том числе по полу, образованию, квалификации, национальности.
Выборочная совокупность - это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, документы), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию) - есть единицы анализа (человек, семья, группа, коллектив).
Выборка идет этапами: трудовой коллектив, предприятия, учреждения, город, деревня. Из них отбираются типичные - имеющие признаки других.
Механическая выборка - отбор респондентов через 10, 20, 50, 100 и т.д. Промежуток между отбираемыми - есть шаг отбора (выборки)
Серийная выборка - генеральная совокупность делится на однородные части (серии) пол, возраст. Число респондентов серии пропорционально числу элементов в ней.
Метод гнездовой выборки - целые группы или коллективы, где проводится сплошной опрос.
Стихийная выборка - почтовый опрос читателей газет, телезрителей. Выводы - распространяются лишь на опрошенных
Метод основного массива - опрашиваются 60 - 70 % респондентов, попавших в отборочную совокупность.
Метод квотной выборки. Квота - часть, приходящаяся на каждого, т.е. определяется, какая часть респондентов приходится на людей с высшим, средним образованием, уровнем квалификации, т.е. респонденты отбираются целенаправленно с соблюдением квот.
Программа исследования - это документ, излагающий общую концепцию исследования, процедуры исследования, задачи исследования. Она имеет теоретическую часть (проблема, неопределенность, противоречие, задача, гипотеза). Также в ней имеется методологический раздел - приемы, методы, способы сбора данных и описания результатов. Организационная часть представляет план деятельности исследователей на всех этапах работы.
Рабочий план - это перечень, схема действий социологов в данном исследовании с распределением времени, материальных затрат, сетевым графиком.
Примерный план исследований, перечень его составляющих: формирование исследовательской группы; разработка и обсуждение программы исследования; разработка инструментария; расчет выработки; пилотаж и внесение корректив; размножение методологического инструментария; инструктаж участников исследования; командировочные, билеты; исследование; прием итогов (инструментария); подготовка к обработке на ЭВМ; обработка; анализ результатов; подготовка научного отчета, бюллетеня; подготовка докладов в архив.