Общество как сложная динамическая система
Раздел 1: Общество и человек.
Глава 1. Общество.
Что такое общество?
Проблемные вопросы:
№1. Какие условия необходимы, чтобы произвольно взятая группа людей превратилась в общество со всеми его признаками?
А) Это невозможно.
Б) Они не должны общаться с другими людьми.
В) Они должны жить изолированно на протяжении нескольких поколений.
Г) Они уже являются обществом.
№2. Известно, что животным присущи сложные формы поведения. Но только люди могут преобразовывать природу в результате своей деятельности. Чем это можно объяснить?
А) Поведением людей главным образом руководит разум, а не инстинкты.
Б) Люди гораздо умнее животных.
В) Длительная эволюция в животном мире сформировала более надежный вариант существования у животных.
Г) Люди имеют другую природу и другие жизненные задачи, чем животные.
№3. Важным условием жизни человека является коллективность. На каком основании сделан вывод?
А) Люди по отдельности слабы и уязвимы.
Б) Существование людей невозможно без общения.
В) Развитие человечества невозможно без сохранения и развития культуры.
Г) Верны все утверждения.
№4. Известно, что природная среда, географические и климатические особенности оказывали значительное воздействие на общественный прогресс. Что изменилось бы, если страны Западной Европы имели бы неприступную линию побережья?
А) Развитие этих стран ускориться, так как преодоление препятствий полезно для общества.
Б) В данном регионе сложились бы иные центры и были бы иные лидеры.
В) Не было бы Греческой и Римской цивилизации.
Г) Великобритания не стала бы «мастерской мира».
№ 5. Какова причина существования культурных универсалий?
А) Это следствие международных соглашений.
Б) Это следствие взаимодействия народов и культур.
В) Универсалии имеют религиозное происхождение.
Г) Потребности людей определяются их единой человеческой природой.
№ 6. Проблемное задание:
Докажите или опровергните следующие утверждения:
А) Материальное производство отличается от духовного производства тем, что это физический, а не умственный труд.
Б) Материальное производство приводит к созданию материальных предметов, а духовное производство приводит к созданию идей.
В) Материальное производство подчиняется строгим законам, а духовное производство это ничем не ограниченное творчество.
Г) Результаты материального производства изменяют физический мир, а результаты духовного производства воздействуют на сознание человека.
1.Задание : заполните логическую схему.
Сферы общественной жизни | |||
.
2.Задание: заполните логическую схему.
Общество –это: |
3. Завершите следующую таблицу.
Критерии прогресса | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1.Развитие разума. 2.Совершенствование нравственности. 3. Прогресс науки и техники. 4.Развитие производительных сил общества. 5.Возрастание степени свободы человека. |
4.Тест: ответить «да» или «нет».
1.Человечское общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. 2.По историческому пути все общества двигались с неодинаковой скоростью: одни медленно, другие с ускорением. 3.Уровень индустриального и общественного развития тесно связаны друг с другом. 4.Человечество существует всего 2 млн. лет, но не претерпел за это время качественного изменения.
5. Тесты:
1.К числу основных подсистем общества как системы относится:
а) экономика
б) класс предпринимателей
в) профсоюз
г) церковь
2.Из перечисленного важнейшими институтами общества являются:
а) Б, В, Г, Д, Е
б) А, Б, В, Д, Е, Ж
в) А,Б,В,Д,Е
г) А,Д,Е
А. Государство. Д. Экономика.
Б. Право
В.Мораль. Е. Политика.
Г. Природа. Ж. Религия.
3.Из перечисленного к важнейшим институтам не относится:
а ) природная среда обитания
б) мораль
в) экономика
г) семья 4.Из А и Б верно:
1) только А
2 ) только Б
3 ) и А, и Б
4 ) ни А, ни Б
А.Общество - это часть материального мира. Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей. 5. Понятие «общественный прогресс» определяется признаком :
1) неизменность общественной жизни 2 ) переход от высшего к низшему 3) возврат к отжившим общественным отношениям 4) переход от низшего к высшему
6.Отношения природы и общества состоят в том, что: 1) общество и природа взаимосвязаны 2) общество не зависит от природы 3) природа полностью зависит от общества 4) общество не влияет на природу 7.Из утверждений А и Б верно : 1) только А 2)только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б
А. Проблема прогресса отражена в вопросе: в каком направлении движется общество?
Б. Проблема прогресса отражена в вопросе: что является критерием прогресса 6. Составьте схему, отражающую ваше представление о многообразии связей человека с окружающим миром. Выделите существенные связи. Объясните, почему именно эти.
Общество как сложная динамическая система.
Проблемные вопросы:
№7. На каком основании О.Конт сделал вывод о необходимости науки социологии.
А) Общество является системой, и все его части находятся в единстве.
Б) До ХIХ века не было науки, изучающей социальную сферу общества.
В) О.Конт открыл социальную сферу общества и приступил к ее изучению.
Г) Социология единственная наука, изучающая общество.
№8. Всегда ли в человеческом обществе существовали социальные институты? Какие условия необходимы для их существования?
А) Социальные институты возникли одновременно с обществом.
Б) Социальные институты возникли одновременно с государством.
В) Социальные институты возникли одновременно с появлением в обществе обычаев и традиций.
Г) Социальные институты возникли одновременно с появлением религии.
№9. Правильно ли утверждение, что степень развития общества зависит от количества удовлетворяемых социальных нужд его членов. Дайте полный ответ.
№10. Какие социальные институты будут модернизированы если:
А) Будет разрешено многоженство и многомужество.
Б) Будет запрещена смертная казнь.
В) Будет изменен пенсионный возраст.
№11. Проблемное задание. Составьте схему, поясняющую взаимодействие технической, биологической и социальной системы с окружающей средой.
Глава 2: Человек.
Природа человека.
Проблемные вопросы.
№ 14. Современная теория антропогенеза основана на утверждении:
А) Ведущей роли трудовой деятельности.
Б) Учета комплекса условий (труда, речи, сознания, нравственных представлений, мифологии).
В) Ведущей роли естественного отбора.
Г) Теории катастроф
№15. Что может объединять людей с другими материальными и биологическими системами в философском смысле?
А) Люди являются биологическими индивидуальными существами, они смертны.
Б) Люди обладают определенной долей полезности в планетарном масштабе.
В) Люди составляют «социальную систему» принципиально отличную от биологического и материального.
Г) Люди являются частью биологического мира Земли и сильно отличаются от объектов неживой природы.
№16. Проблемное задание.
На схеме представлена модель измерения сущности человека. Вставьте недостающие обозначения.
№ 17. Проблемное задание.
Соотнесите авторов и их теории.