Горшков М. К. Молодежь России : социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги ; Ин-т социологии РАН, Центр социологических исследований. - Москва :ЦСПиМ, 2010. - 592 с
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Направление подготовки:
Психолого-педагогическое образование»
Профиль:
Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения:
Заочная
Новосибирск 2015
Практическая работа № 1
Организационные основы детского движения
1. Нормативно-правовое обеспечение детского движения.
2. Государственная политика в сфере молодежного движения. Роль молодежных движений в построении гражданского общества в России.
3. Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений.
4. Структура детских общественных объединений.
Практическая работа № 2
Роль взрослого в детском движении
1. Основные проблемы детства, решаемые взрослым в детском движении.
2. Миссия, статус, функции взрослого.
3. Функции и роль деятельности в детском общественном объединении
Практическая работа № 3
Неформальное общественное движение молодежи в современной отечественной социокультурной ситуации
1. Условия зарождения неформальных молодежных организаций и их роль в развитии отечественного молодежного движения.
2. Динамика отношений общества к молодежным субкультурам.
3. Современные субкультуры молодежных объединений.
4. Ресурсы и риски молодежных субкультур в социализации человека.
5. Возможности педагогического влияния на молодежные субкультуры.
Практическая работа № 4
Основы взаимодействия школы и детского общественного движения
1. Типы взаимодействия школы и детского общественного объединения.
2. Принципы и направления взаимодействия школы и детской общественной организации.
3. Модели взаимодействия школы и детского общественного объединения.
Практическая работа № 5
Корпоративная культура детского движения
1. Атрибутивное оформление детского движения.
2. Традиции детского движения.
3. Имидж детского движения.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1.Детское движение: критерии анализа действующей нормативной правовой основы детского движения.
2. Типы детских объединений
3. Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества.
4. Ценности детского движения.
5. Детская организация как фактор социального становления личности ребенка.
6. Сообщество сверстников как фактор социализации.
7. Характерные черты детских общественных организаций
8. Формы детско-подростковых общественных организаций и объединений
9.Сравнительная характеристика методов пионерского и скаутского движения.
10. Сравнительная характеристика тимуровского и волонтерского движения.
11. Современные студенческие движения и их роль в социализации молодежи.
12. Взаимодействие детей и взрослых в детских общественных объединениях.
13. Соуправление в детском движении.
14. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями.
15. Классификация неформальных объединений.
16. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями
17. Сущность и социальное значение участия молодежи в неформальных организациях и объединениях
18. Участие общественных объединений детей и молодежи в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
19. Молодежный парламент как механизм стимулирования молодежного движения.
20. Региональные особенности молодежного движения в Сибирском Федеральном округе.
21. Создание образа детской общественной организации в современных условиях.
22. Информационное пространство современного детского движения.
Оценочные средства для промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины
Студенты:
а) предъявляют результаты практической работы по всем темам модуля учебного курса «Теория и практика детского движения», готовят по одному обязательному докладу;
б) разрабатывают презентацию об конкретной детской организации;
г) выполняют контрольные тестовые задания.
Форма итогового контроля – экзамен в форме теста
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Богданова Е. В.Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов : [монография] / Е. В. Богданова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 158 с. : табл. - Библиогр.: с. 144-156. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:http://lib.nspu.ru/views/library/8737/
.2. Мюнценберг В. Социалистические организации молодежи до и во время Первой мировой войны = DieSozialistischenJugendorganisationenvorundWährenddesKrieges / W. Münzenberg : пер. с нем. / В. Мюнценберг. - 2-е изд. - Москва : Либроком, 2012. - 280 с.
3. Основы социокинетики детства : пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. - Москва : Ассоциация исследователей детского движения, 2009. - 528 с
Переверзев М. П. Менеджмент в молодежной политике : учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, З. Н. Калинина ; Тульский гос. пед. ун-т. - 2-е изд., доп. - Тула : Изд-во ТГПУ, 2009. - 314 с.
5. Теоретические основы работы с молодежью : социологический и педагогический подходы : коллективная монография / [Б. А. Дейч, Е. А Белая, Н. В. Вохмина и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 228 с.
Дополнительная литература:
Горшков М. К. Молодежь России : социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги ; Ин-т социологии РАН, Центр социологических исследований. - Москва :ЦСПиМ, 2010. - 592 с.