В. Ванчугов Репрезентации города
Если подсчитать имеющиеся в городе памятники, настенные и прочие изображения деятелей науки, искусства, мифологии и т.д., то получится молчаливое и едва ли исчислимое население, превосходящее в количественном отношении живых горожан. Функции этого метанаселе-ния — декоративность и назидательность. Город переполнен каменными и железными учителями. Что касается живых горожан, то они придумывают самые изощренные способы превращения города в текст второго, третьего и далее уровней: для передачи знаний, идеологического воспитания и пр. Вот пример редактирования города под жанр политического чтива. В 1918 г. В.И. Ленин решил использовать искусство как агитационное средство. Он предложил украсить здания, заборы и т.п. места, где обыкновенно бывают афиши, революционными надписями. Во всей полноте этот проект был реализован в провинции, в Гомеле, где поняли мысль вождя революции буквально: и весь город оказался испещрен надписями, передающими дух марксизма. Даже все зеркала в каком-то большом ресторане, превращенном в просветительское учреждение, были «испачканы» буквами. В Москве и Петрограде эта затея не
получила воплощения. На стенах некоторых московских зданий появились оформленные в виде барельефов тексты лозунгов и цитат из сочинений основоположников марксизма и революционных мыслителей. Архитектор Щусев, излагая проект преобразования Москвы, предлагал, в частности, по кольцам бульваров «расположить памятники великим людям, писателям, политическим деятелям, музыкантам, уче-
ным», что будет «наглядной азбукой для подрастающих поколений». Т. Кампанелла в «Городе Солнца» (1623) предлагал во всем городе расписать внутренние и внешние, нижние и верхние стены «превосходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки». Не менее грандиозный
тром притяжения масс людей из других частей города, в том числе приезжих. Все это не облегчало жизнь, а создавало дополнительные трудности для близ-живуших. Из-за большого притока людей эти учреждения становились для них столь же малодоступными, как и прежде, когда они были отдалены. Перегрузки транспорта, избыток людей на улицах, повысившаяся загрязненность дворов отрицательно влияли и на психологическое состояние жителей, снижая комфортность среды проживания. Видимо, концепция городских планировщиков, требующая перенесения сложившихся традиций в новые районы, дублирование социальной инфраструктуры нуждаются в уточнении и корректировке. В ряде стран от нее отказались. Вопрос не в том, как заменить огромные театры и концертные холлы такими же культурными очагами в новых районах, а скорее в том, как продуманно обеспечить их заменяющими учреждениями и услугами, которые бы в известном смысле служили дополнением к уже существующим.
Обеспеченность жителей различных районов культурными объектами — один из показателей качества жизни горожан. Обычно он измеряется количеством учреждений, приходящихся на 10 тыс. человек. Если по нормам, разработанным градостроителями, их должно быть, скажем, пять, а реально имеется лишь два, то в данном случае уровень культурного обслуживания населения недостаточен. Но здесь нельзя забывать об особенностях возрастного поведения людей. Например, молодежь с меньшим желанием интегрируется в организованные формы досуга и коммуникаций, стремясь к самодеятель-
проект предложил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1835). Он рекомендовал иметь в городе улицу, которая бы являлась «архитектурной летописью», чтение которой осуществлялось во время прогулки: «Кто ленив перевертывать толстые тома, тому бы стоило только пройти по ней, чтобы узнать все». В первом «абзаце» этой летописи — мрачные ворота, пройдя которые зритель видел бы с двух сторон здания «первобытного дикого вкуса». Далее — постепенное изменение архитектурного вкуса в разных видах: «высокое преображение в колоссальную, исполненную простоты, египетскую, потом в красавицу — греческую, потом в сладострастную александрийскую и византийскую» и т.д., вдоль глав «римская с арками в несколько рядов», «нисхождение к диким временам», «поднятие до необыкновенной роскоши — аравийская» «дикая готика», «го-тико-арабский стиль», «чисто готический», «страшное смешение архитектур, происшедшее от обращения к византийской архитектуре», «древнегреческое в новом костюме» и конец текста — улица «оканчивалась воротами, заключившими бы в себе стихии нового вкуса». Когда идеологическое напряжение в городе спадает, функция воспитания городских масс переходит к коммерческой рекламе. Реклама — информационное пространство, которое не
только информирует о товарах и услугах, но и формирует стиль жизни, позволяющий с максимальной эффективностью как потреблять, так и производить коммерчески значимые вещи и технологии.
Телесная репрезентация психических особенностей разбирается как в серьезных психологических работах, так и в легкомысленных фельетонах. Вспомним хотя бы «Мертвые души» Гоголя, рассуждение автора о различиях в характере и месте в жизни толстых и тонких: «тоненькие служат больше по особенным поручениям», «толстые же никогда не занимают косвенных мест» и т.д. А вот описание лица слушающего Собакевича: «хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души». Всякий жест, деталь туалета интересует нас с точки зрения выражения душевных особенностей. Но для некоторых мыслителей предмет не только передает душевные особенности своего владельца, но сам обладает душой, с помощью которой можно овладеть окружающим пространством. Такое отношение к миру, воодушевление всего называется анимизмом. Говорят о душе (духе) боевого оружия, огня, леса, человечества, мира, города, дома...
Источник: Ванчугов В. Москвософия & Петер-бургология. Философия города. М., 1997.
ному проведению свободного времени, а ориентированы на домашние пассивные формы досуга (чтение, просмотр телепередач).
Центр города притягателен не только количеством развлекательных заведений, но и традиционным престижем исторического культурного очага. Именно поэтому местные (на окраине) рестораны и кафе пустуют, а в центре переполнены.
В социологии принято различать формальную и неформальную организации отношений людей. И в территориальной общности можно выделить формальную и неформальную структуры социокультурных отношений. К формальной мы будем относить административные органы, общественные организации, союзы, общества, планомерно организованную досуговую деятельность — клубы, кружки, секции, студии. К неформальной организации социальной деятельности можно отнести подростковые компании, дворовые команды, соседские группы, совместные формы отклоняющегося поведения. Переплетение и наложение двух систем образует сложнейшую ткань социальных отношений по месту жительства. Иногда они дополняют друг друга, а иной раз приходят в столкновение или противоречие. Недостаточная развитость формальных способов проведения досуга — наличие необходимого числа молодежных клубов, дансингов, кафе, баров, дискотек компенсируется активностью неформальных группообразований — распитием спиртного, нарушением общественного порядка, азартными играми и другими формами негативного досугового поведения.
Процессу социализации, т.е. приобщению к культурно значимым нормам, традициям и ценностям, усвоению коллективных механизмов и правил поведения, противостоит обратный процесс — изоляция, т.е. неприятие или отторжение официальных норм и правил, уединение и замкнутость в приватном, интимно-личностном мире — микрокосме ограниченных контактов и связей. Одной из форм проявления изоляции выступает стремление замкнуться в собственной квартире. Жилище усиленно обеспечивается досуго-во-интенсивными средствами культуры — книгами, аудио- и видеотехникой. Если истинные ценности социализации усваиваются только в процессе реальной деятельности, чаще всего в совместном труде и притом — во внешнем открытом макрокосме, то при изоляции истинные ценности общения заменяются мнимыми ценностями, т.е. паллиативами общения, в частности чтением, просмотром телепередач. Все богатство внешнего мира присутствует как бы в снятом, символическом виде. Отсюда и тяга к пассивным домашним формам проведения досуга (рис. 50).
В процессе социализации усвоенные индивидом ценности превращаются во внутреннюю культуру, но культуру активного преобразования, направленного на изменение внешнего мира. Иными словами, усвоенные нормы становятся стимулом, побудителем творческой деятельности. Ценности, «присвоенные» индивидом, как бы стремятся вернуться в свое лоно, т.е. в коллективную сферу социального поведения. Но возвращаются они обогащенные личным опытом. Это модель экстравертного социального поведения, творчески открытой, преобразующей деятельности.
В процессе изоляции внешние ценности усваиваются человеком пассивно либо вне всякого участия в коллективной деятельности, либо при видимости такого участия. Это касается вербальных ценностей, стереотипов, установок поведения. Правила поведения, принятые и разделяемые другими,
могут даже отторгаться индивидом. Он не подчиняется им. Естественно, что ценности культуры, однажды усвоенные, т.е. пассивно поглощенные, не возвращаются по назначению. Здесь нет процесса творческого обогащения, культурные ценности не становятся побудителем к преобразующей деятельности. Напротив, они создают как бы иллюзорный мир, символический прообраз реального лица. Такую модель социального поведения называют инт-ровертной, закрытой, внутренне ориентированной. В этом случае экраном, на который этот мир проецируется, служит жилище человека. Оно обставляется внешними символами — репродукциями, хрусталем, коврами. В случае активной модели поведения в квартире вместо ненужной мебели и символов — заменителей реальных ценностей — чаще встречаешь предметы, имеющие прагматическую ценность: инструмент, велосипед, спортивный инвентарь, библиотеку. Вещи здесь слуги, а не хозяева человека.
Рис. 50. Механизм паллиативизации досугового поведения
Правда, указанные модели — крайние точки неограниченного континуума промежуточных ситуаций, которые встречаются в реальной жизни. Обе модели ориентированного поведения людей — активно-преобразовательная и пассивно-потребительская —лишь идеальные типы. Гораздо чаще мы ориентируемся на смешанные формы поведения.
Если брать во внимание всю возрастную гамму населения, то в наибольшей степени изоляционизм распространен среди взрослых. Для них референтной группой выступает семья. Изоляционизм характерен и для людей, не имеющих семьи, например у одиноких пожилых мужчин и женщин. Но в этом случае причина его возникновения лежит не в социальных условиях, а в психологическом складе человека. У семейных домашние и хозяйственные заботы поглощают настолько много времени, что его почти не остается на встречи с друзьями, общение со сверстниками, посещение театров и кино, туристические поездки. Активное поведение, бывшее когда-то основной формой досуговой деятельности, вытесняется в сферу дополнительного занятия. У молодых супружеских пар с маленькими детьми, живущих отдельно от родственников, изоляционизм объясняется еще и тем фактом, что им
не с кем оставить ребенка. В этом возрасте изоляция не свойственна природе человека, в значительной мере она является вынужденной формой социального приспособления к условиям среды.
Изоляционизм находится в известной связи с чувством привязанности к своему дому. Люди, не имеющие семьи вовсе или же имеющие ее формально (состоящие в разводе, живущие врозь), рассматривают жилище как временное пристанище. Естественно, что у них нет чувства ответственности перед его сохранностью. Как правило, в таких квартирах нет уюта и благоустроенного быта. Проведенное нами социологическое исследование выявило следующие признаки неблагоустроенности быта: 1) неопрятный внешний
вид основных функциональных элементов квартиры (дверей, окон), пола, стен, санузла и т.п.; 2) низкий уровень санитарно-гигиенических условий проживания (скопление мусора, грязь, пыль); 3) изношенная и скудная мебель, небогатая обстановка квартиры, перемонтирующиеся стулья, шкафы и т.п. Отсутствие привязанности к своему жилью — оборотная сторона изоляционизма — свойственно и неблагополучным семьям. Подобные ячейки правильнее именовать разновидностью формальной семьи, т.е. группы совместно проживающих людей, находящихся формально в родственных отношениях, но реально их не имеющих.
Отсутствие привязанности к жилищу, проявляющееся в безответственном отношении к сохранности жилого фонда, характерно и для молодежи — детей и подростков. Причины коренятся и в особенностях возрастной психологии, и в недостатках воспитания. Эта возрастная группа напоминает кочевников, использующих жилище только на определенное время. Изучение бюджетов времени показывает, что значительную часть времени дети и подростки проводят вне дома. Дом — лишь одно из многих мест, которые они меняют в течение дня. Подростки больше ориентированы на двор, улицу, жилой район, а иногда и на город в целом, но не на свое жилище.
Исследования, проведенные в европейских странах, свидетельствуют, что в новых районах социальные контакты происходят не реже, чем в центре, а чаще. Правда, у подобных контактов качественно иное содержание. Вместо личной мотивации и свободного выбора в общении по месту жительства здесь больше элементов вынужденности и обязательности. Обследование в Мюнхене показывает, что в старых районах взаимоотношения и общественные контакты между жителями — знакомыми и родственниками, покупателями и продавцами и т.д. — носят более выдержанный и приветливый характер, чем в новых районах. Специалисты объясняют это существованием особой социальной закономерности. Между знакомыми или родственниками общение и взаимоотношения строятся на таких нормах, которые четко фиксируют дистанцию и уровень ответственности друг перед другом, т.е. отношения здесь к чему-то обязывают человека. В контактах незнакомых, посторонних
людей отсутствует не только обязывающая норма ответственных отношений, но и лично значимая цель, мотив действия.
В наибольшей степени они присущи домохозяйкам и пенсионерам. Именно эти категории населения чаше всего бывают дома. Сами условия их жизни усиливают эффект уединенности и изоляции. Неработающие женщины, домохозяйки, основной жизненной ценностью для которых является дом, а не работа, наиболее склонны к потребительским (приобретательским) установкам: покупки совершаются не только с прагматической целью, по необходимости, но и на всякий случай или для того, чтобы обустроить квартиру, придать ей дополнительный уют. Недаром именно у женщин возникло сравнение хорошо оборудованного жилища с «теплым гнездышком».
Приоритет, отдаваемый жилищу в системе жизненных ценностей, заставляет женщин быть более категоричными или, если можно так выразиться, более контрастными, критическими в оценках жилищных условий. Хорошая квартира или мебель оцениваются ими более эмоционально, чем мужчинами. Последние, как правило, сдержаны в проявлении своих суждений. Ухудшение обстановки — протечки потолка на кухне, сквозняки в дверных проемах, отсутствие балкона — резко снижают степень удовлетворенности женщин жилищными условиями. Объяснение нужно искать как в психической конституции женщины, так и в социальных условиях. Женщины больше времени проводят дома, их деятельность здесь более активна по сравнению с мужчинами: приготовление пищи, уборка, стирка белья. Естественно, что жилищные условия становятся для них одновременно и условиями труда, т.е. приобретают новое измерение, новое качество.