Основные функции социологии

Функции Направления
Познавательная - получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений; - изучение характера и закономерностей развития социальных явлений; - выработка научных прогнозов во всех сферах общества.
Практическая - разработка практических рекомендаций для улучшения механизмов социального управления; - научное обеспечение деятельности управленческих структур.
Прогностическая - составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества; - определение диапазона возможностей перед субъектами социальных отношений; а также альтернативных сценариев развития вероятных социальных процессов.
Идеологическая - в той или иной степени выражает интересы определенных социальных групп; - социологическая наука должна быть идеологически нейтральна; - задача социолога не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ социальных явлений.

4. Социология сформировалась как междисциплинарная наука, базирующаяся на данных биологии, психологии, этики, философии, истории и экономики.

Она занимает особое место среди общественных наук. Это продиктовано следующими причинами:

ü во-первых, социология в отличие от других общественных наук, изучает общество в целом;

ü во-вторых, социология является теоретической и методической основой для специальных общественных наук;

ü в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, которые используются другими науками.

Социология обладает двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным наукам. С одной стороны, ее относят к таким социальным наукам как психология, экономика, политология, антропология. С другой стороны, у социологии много общего с философией, историей, культурологией, которые образуют класс гуманитарных наук.

В частности социологию и философию объединяет то, что они рассматривают общество в целом, но при этом социология изучает законы меньшей степени общности, в отличие от философии. У социологии понятия и категории более конкретны, нежели у философии. Целью философии является выработка мировоззрения, тогда как у социологии – получение объективных данных о жизни общества. Философия формирует основополагающие принципы понимания общества, а социология конкретизирует эти положения на основе анализа социальной реальности.

Существует тесная связь социологии с историей. Многие выводы социология делает на основе обобщения исторических фактов. А историческая наука обогащается за счет использования количественных методов анализа явлений, что позволяет историкам преодолевать описательный подход при изучении исторических событий.

Наблюдается эффективная взаимосвязь между социологией и экономикой. Социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на производительность труда, повышение качества продукции, принятие управленческих решений. В свою очередь, социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства, оказывают основополагающее воздействие на развитие общества.

Много общего у социологии с естественными и техническими науками. Так как социология - эмпирическая наука, она использует в своих исследованиях методы точных наук: математический анализ, эксперимент, наблюдение.

Развитие отраслевых социологических направлений (социологии культуры, менеджмента, организаций) позволяет также подтвердить интегративный статус социологии. Нельзя изучить социологию менеджмента, не вторгаясь в сферу управления, а социологию преступности, не затрагивая сферу права.

Именно поэтому, отраслевые социологические направления можно определить как пограничные отрасли социологии. Ибо объективный социологический анализ многих социальных проблем оказывается ограниченным, или невозможным без использования наряду с социологическими знаниями и теориями данных других социальных, гуманитарных и даже естественных наук.

Тема №2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Понятия: методология, метод, техника, методика, процедура. Социологическое исследование, его основные этапы и виды.

2. Программа СИ.

3. Методы сбора первичной информации.

4. Анализ эмпирических данных.

1. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию. Информация, получаемая в ходе социологического исследования, служит основой научного познания в социологии. Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к ним, какую методологию использовал.

Методология (от греческого methodos – способ познания и logos – учение, слово) – программные установки с использованием методов.

Для обозначения различных компонентов методологии используются такие понятия как метод, техника, методика и процедура.

Метод – это основной способ сбора и анализа данных.

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика – совокупность специальных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Главным мотивом обращения к социологическому исследованию является получение информации о социальной проблеме.

Социологическое исследование (СИ) – система процедур: методических, методологических, организационно-технических, связанных общей целью - получить точные объективные данные об изучаемом явлении.

Социологическое исследование включает в себя следующие основные этапы:

ü подготовительный (обдумывание целей, плана, средств, сроков, способов обработки и т.д.);

ü сбор первичной информации (обобщение сведений);

ü подготовка информации для обработки на ЭВМ;

ü анализ обработанной информации, подготовка научного отчета, формулирование выводов и рекомендаций.

К основным видам СИ относят:

ü разведывательное (пилотажное) исследование – простейший вид СИ, целью которого является получение оперативной социологической информации.

Изучению подвергается небольшая группа людей (респондентов). Разновидностью разведывательного исследования можно считать экспресс-опрос, целью которого является выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам;

ü описательное исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Целью такого СИ является получение сведений целостного характера об изучаемом явлении. Проводится в случае, когда объект исследования относительно велик и разнообразен;

ü аналитическое исследование – самый серьезный вид социологического анализа, требующий выявления причин, противоречий, характера и способов решения проблем.

2. Подготовка исследования начинается с разработки программы.

Программа СИ – теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа.

Программа СИ содержит два раздела:

ü методологический;

в него входят:

v формулировка и обоснование социальной проблемы;

v определение объекта и предмета исследования;

v определение задач исследования

ü методический;

данный блок программы предполагает:

v определение изучаемой совокупности;

v характеристику методов сбора первичной информации;

v последовательность применения инструментария;

v программу обработки данных на ЭВМ.

По мнению В. Ядова, “объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания”.

К объектам СИ можно отнести: социальный процесс, определенные общественные отношения, сферу социальной жизни и т.д.

Предмет исследования – свойства, характеристики, присущие данному объекту.

Исходя из целей СИ, различают два направления анализа:

ü теоретическое – где основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам;

ü прикладное – ориентированное на изучение конкретных целей с применением типовых решений поставленных задач.

В процессе проведения СИ гипотеза подтверждается или опровергается. В методической части программы особое место отводится определению выборки. Вся общность, на которую распространяется исследование, носит название генеральная совокупность. Как правило, исследования носят не сплошной характер, и явления изучают по анализу выборки – определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. В этом случае используют микромодель генеральной совокупности, ее называют выборочной совокупностью (выборкой).

Достоверным (репрезентативным) считается исследование, при котором отклонения по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%.

В зависимости от объема генеральной совокупности производятся расчеты репрезентативности выборки. К примеру, при пилотажном опросе, небольшой генеральной совокупности (например, филиала компании 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же всей компании достаточно будет опросить 25% от общего числа сотрудников.

3. При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода:

ü опрос (анкетирование и интервьюирование);

ü анализ документов (качественный и количественный);

ü наблюдение (включенное и невключенное);

ü эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и учителя, следователи, журналисты, врачи. Социологический опрос отличается от простого опроса следующим:

v количеством опрошенных (сотни, тысячи респондентов);

v достоверностью и объективностью (данные обрабатываются математически, усредняются, соблюдаются все научно-методические требования);

v цель опроса (расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины).

Анкетный опрос заключается в опрашивании респондентов, которые являются носителями информации, с помощью опросных листов.

Опросный лист (анкета) – документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных определенному количеству респондентов.

Вопросы анкет различаются:

ü по содержанию (это обусловлено характером информации);

ü по форме:

v открытые – предусматривают свободную форму ответа;

v закрытые – “нужное подчеркнуть”;

v полузакрытого типа – добавление к списку ответов фразы “другие …”;

v прямые – устанавливающие наличие или отсутствие факта;

v косвенные – применяют, когда речь идет о мотивах поведения, мнениях;

v личные;

v безличные.

При составлении анкеты необходимо соблюдать следующие основные требования:

- вопрос должен строго соответствовать тому операционному понятию, которое он описывает или измеряет;

- текст вопроса должен быть сформулирован лексически и грамматически корректно;

- количество слов в вопросе не должно превышать 10-12 слов;

- соответствовать культурному и образовательному уровню респондента.

Интервью – заранее запрограммированная беседа с респондентом.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы объективно зафиксировать ответы, не нарушая при этом нормы проведения опроса, в частности, не изменять формулировки и очередность вопросов.

Принято выделять следующие виды интервью:

ü свободное – применяется на начальном этапе исследования, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов;

ü глубинное – применяется при выяснении общественного мнения по определенному кругу вопросов;

ü направленное – изучает общественное мнение о конкретном факте.

Особое место в практике СИ занимает анализ документов. Как правило, социолог в своей работе имеет дело с письменными документами (статистический отчет, статья, очерк, заметка в СМИ).

Наиболее распространенными методами анализадокументов считают:

ü традиционный анализ – толкование содержания документа социологом. Слабостью этого метода является субъективизм;

ü формализованный (контент-анализ) метод анализа документов – это научный анализ документов.

Суть контент-анализа заключается в подсчете смысловых единиц (позитивная или негативная информация авторов, качества личности) в информационном массиве (тексте, аудиозаписи). Этот метод используют в следующих случаях:

- когда требуется высокая степень точности или объективности;

- при большом объеме несистематизированного материала;

- при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью.

Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение.

Наблюдение – один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

Выделяют две основных разновидности наблюдения: включенное и невключенное.

При включенном наблюдении – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.

При невключенном наблюдении – исследователь вне изучаемого объекта.

Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях.

В отличии от физики, химии и психологии, в социологии этот метод используют крайне редко.

Виды эксперимента:

ü натурный – проводится в малых группах;

ü мысленный (модельный) – встречается в СИ, где есть методы статистического анализа.

4. Анализ данных, полученных в результате СИ, начинается с проверки качества заполнения опросных листов. Анкета подлежит обработке, если респондент ответил на 85-90% основных вопросов. Допущенные к обработке документы нумеруются. Открытые вопросы в анкетах кодируются. Кодировка – является связующим звеном между качественной и количественной информацией.

Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы:

ü I раздел – содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации и т.д.).

ü II раздел – в нем дается характеристика объекта по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.).

ü последующие разделы – включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

ü заключение отчета – как правило, представлено в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах.

Тема № 3. КУЛЬТУРА

1. Социологическое понимание культуры. Цивилизация как степень культурного развития.

2. Базисные элементы культуры.

3. Материальная и духовная культура. Формы культуры.

4. Культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии.

5. Функции культуры.

1. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Это множественность в определениях связана с долгой историей становления культуры.

В Древнем Риме под культурой (colture) понимали возделывание земли, связывая это понятие с трудом крестьянина. Для европейца 18 века культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Культурным называли человека начитанного, утонченного в манерах. И в наше время “культура” связывается с оперным театром, хорошим воспитанием, картинной галереей.

В социологии под культурой понимается - совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распределению и хранению.

Культура создается людьми, культуре обучаются, она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли.

Слово “цивилизация” впервые появилось во Франции в середине 19 века. В переводе с латинского оно означает – гражданский, государственный.

“Цивилизованным” стали называть человека, умеющего хорошо себя вести. В светском обществе “цивильность” означала учтивость.

Первым, кто разграничил эти два понятия - “культура” и “цивилизация” был И.Кант. А в начале 20 века Шпенглер в своем знаменитом труде “Закат Европы” и вовсе противопоставил их. Цивилизация была у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.

Постепенно утвердилось представление о том, что – цивилизация – вершина технических достижений человека. Т.е. с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.

“Цивилизация” также означает городскую культуру. И в этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие “культура” распространяется и на них.

В социологии нет однозначной трактовки цивилизации. В частности она понимается как степень культурного развития, которой достигли не все страны. К основным показателям цивилизованности относятся:

- уровень смертности (особенно детской);

- экология;

- санитарное состояние городов;

- письменность.

Письменность - самый важный показатель цивилизованности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

2.К основнымэлементам культуры относят:

ü Знаки и символы, которые представлены главным образом в языке, с их помощью становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык возникает на определенной стадии развития общества. Его основная функция – создание, хранение и передача информации.

ü Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, к чему должен стремиться человек. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

ü Правила -регуляторы поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

ü Манеры -внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

ü Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Он характерен для высших слоев общества и относится к области элитарной культуры.

ü Обычаи – это традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективной привычке. Присущи широким массам людей.

ü Традиции - это привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому. Традиции – все то, что унаследовано от предшественников. Они относятся к культурному населению, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом. Разновидностью традиции является обряд.

ü Обряд (ритуал) – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности, вызывающие определенные коллективные чувства.

К элементам культуры можно также отнести: образ жизни, привычки, нравы, законы, вкус, моду, увлечения, верования, знания, мифы, кодекс чести.

3. Базисные элементы культуры бывают двух видов:

ü Материальные включают физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами).

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенные функции и представляют ценность для группы или общества.

ü Нематериальные (духовные) образуют: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами.

Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру и контркультуру.

ü Элитная (высокая) культура – создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. К высокой культуре относится: изящное искусство, серьезная музыка, классическая литература.

ü Народная культура. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее называют любительской и коллективной (народные сказки, частушки, баллады и т.д.).

ü Массовая культура. Обладает меньшей художественной ценностью, чем элитная или народная. Она является авторской. Появилась она в середине 20 века, когда СМИ (радио, печать, телевидение и т.д.) проникли в большинство стран мира и стали доступны для всех социальных слоев. Эта форма культуры понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.

ü Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, обычаев, присущих большой социальной группе, имеющая отличие от доминирующей в языке, взглядах на жизнь, манерах поведения, но не противоречащая ей.

ü Контркультура - не только отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями общества.

4. Культурный комплекс– совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

Далеко не все, что создавалось человеком на протяжении всего развития цивилизации, было удостоено имени – культурное наследие.

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Возникли культурные универсалии вследствие того, что люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, танцы, ухаживание, толкование снов, образование, магия и т.д.

5. Основные функции культуры:

ü Гуманистическая (главная функция) – развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности;

ü Гносеологическая (познавательная) – средство познания и самопознания человека, социальной группы, общества;

ü Информационная – трансляция социального опыта, которая обеспечивает связь времен;

ü Коммуникативная – функция социального общения;

ü Ценностно-ориентационная – задает систему “жизненных ценностей”.

ü Нормативно-регулирующая (управленческая) – средство социального контроля за поведением человека.

Тема №4.ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1. Соотношение природного и социального в человеке.

2. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

3. Концепции развития личности.

4. Факторы, влияющие на формирование личности.

5. Социализация как социально-культурный процесс, его особенности и стадии.

6. Социальный статус и социальные роли личности.

1.В социологии существует две противоположные концепции в подходе к пониманию человека: биологизаторская и социологизаторская.

ü Сторонники биологизаторской концепции (осн. Зигмунд Фрейд) ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения видят в его живом происхождении. По их мнению, все, что приобрел человек в ходе своего культурно-исторического развития, всего лишь оболочка, которая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования. Данная традиция стремится осмыслить сугубо социальные явления, как своеобразную эволюцию животных инстинктов стадности в новых условиях. Эта концепция делает акцент не на современного человека, а на его далекого исторического предка. Такой подход резко усиливает значение животного начала.

ü Социологизаторская концепция (Эм. Дюркгейм). Для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В этой концепции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе. Человек рассматривается как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей. В результате личность уподобляется бездумному роботу.

Истина социологического видения человека состоит в том, что природа человека биосоциальна.

Биосоциальность создает:

- особый мир, особую целостность, способную чувствовать, переживать, хотеть, иметь силу жизненной необходимости;

- социальное вырастает из природного, в нем всегда есть живое начало, данное природой;

- возможность действовать, но не по-животному, переживать, но не только за себя, но и за других, испытывать радость не только от утоления чувства голода, но и от прекрасного.

К предпосылкам и началу развития социального можно отнести:

- природно-географические условия. Климат, почва, рельеф – те факторы, которые сыграли значительную роль в развитии человека и его социальной жизни (экономике, культуре, политике и др.);

- особенности биологии человека. Сложный мозг, развитая рука, прямохождение, особенности гортани, устойчивость сексуального влечения, зависимость от родителей, медленный темп полового созревания;

- организация жизнедеятельности. Человек имеет принципиально отличающиеся от животного механизмы организации жизнедеятельности;

- удовлетворение индивидуальных потребностей. Они требуют объединения усилий со стороны общества;

- наличие у человека сознания. Сознание – это особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать окружающий мир.

Сознание позволяет:

ü соотносить значимость тех или иных поступков (добро, зло);

ü обобщать, аккумулировать накопленный опыт;

ü передавать информацию и т.д.

Социальное – это эффект, возникший в результате взаимодействия индивидов.

Ожидания, ориентация на других, соответствие поведения человека ожиданиям. Благодаря этим свойствам возникли эффекты предсказуемости, прогнозируемости, упорядоченности, сплоченности, появилась стабильная основа для творческой деятельности человека.

2.В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Зачастую многие из нас употребляют эти слова как синонимы, но если подойти строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые отличия.

Человек – понятие самое общее, родовое. В науке он характеризуется как home sapiens – существо разумное.

Индивид – это единичный человек как биосоциальное существо, особь.

Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека, т.е. акцент делается на социальное начало.

Следовательно, личность – это любой человек, рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

3. Теория “зеркального Я”. Основателем этой концепции был Ч.Кули. Он определил, что развитие собственного “Я” это длительный процесс, который происходит под воздействием других людей. Чтобы показать взаимосвязь индивидов друг с другом, он использует образ зеркала. Человек формирует свое “Я”, благодаря реакции на себя других людей, вступающих с ним в социальный конфликт. В построении “зеркального Я” Кули определил три стадии:

1) как по нашему мнению, нас воспринимают другие

2) как они реагируют на то, что видят

3) как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

В дальнейшем теорию “зеркального Я” развил и систематизировал Д.Г.Мид. По его мнению, индивид в процессе своего обучения и воспитания как бы встает на место других индивидов, что позволяет ему видеть себя со стороны. Человек имеет возможность оценивать свои действия, представлять, что люди думают о нем, и старается соответственно себя вести. Это осознание осуществляется через использование социальных ролей. Формирование социальных ролей личности включает три стадии:

1) имитацию;

2) игровую стадию;

3) коллективные игры.

В результате этого процесса индивид проходит последовательно стадии вхождения в другие роли, учится оценивать собственное поведение при взаимодействии с другими людьми и оценивать их реакцию через осознание других ролей. Все это позволяет сформировать в сознании индивида “образ другого”, повторяя его роль, а также дает возможность сформировать собственное “Я”.

Теория личности З. Фрейда. Известный психоаналитик З. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество как систему запретов. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности. Человек, в силу невозможности удовлетворения своих инстинктов в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений, ищет компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Согласно учению З. Фрейда структура личности состоит из трех уровней:

1) “Оно” (Ид) – бессознательное биологическое влечение;

2) “Я” (Эго) – организация личности, контролирующей поведение;

3) “Сверх-Я” (Супер-Эго) – нравственная оценочная сущность “Я”.

Наиболее агрессивные слои – “Оно”, “Сверх-Я”. Они с двух сторон “атакуют” психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (“Сверх-Я”) становится более массивным. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Концепция когнитивного (умственного) развития Ж.Пиаже, в основе которой лежит цепь последовательных стадий социализации индивида.

Стадия I “сенсомоторная”. Вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует (возраст до 2 лет);

Стадия II “преоперациональная”. Ребенок научается различать вещь и символ вещи (возраст от 2 до 7 лет);

Стадия III “конкретно-операциональная”. Ребенок мысленно оперирует понятиями, развивается воображение (возраст от 7 до 11 лет).

Стадия IV “формально-операциональная”. У ребенка происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла, правды и лжи). Наступает эта стадия после 12 лет.

4.По мнению исследователей, на формирование и развитие личностных черт человека оказывают влияние следующие факторы:

ü биологическая наследственность;

ü физическое окружение;

ü культура;

ü групповой опыт;

ü уникальный индивидуальный опыт.

v Биологическая наследственность не может полностью создать личность, ведь культура, социальный опыт не передаются с генами. И, тем не менее, биологический фактор необходимо учитывать, т.к. он создает ограничения для социальных общностей. Благодаря ему становится возможным бесконечное разнообразие темпераментов, способностей, характеров, которые делают каждого человека индивидуальным, т.е. уникальным и неповторимым.

v Физическое окружение. Некоторые мыслители (Аристотель, Гиппократ, Л.Н. Гумилев) утверждали, что групповые различия в поведении личностей, в основном определяются различиями климатических, географических особенностей и природных условий. Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальных групп, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

v Культура. Независимо от того, на какой ступени развития находится то или иное общество, культурный опыт является общим для всего человечества. Каждый ребенок в процессе социализации осваивает наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем, каждое общество дает своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. К примеру, личность, сформированная в условиях православной культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в исламской традиции.

v Групповой опыт. В начале жизненного пути человек еще не имеет своего собственного “Я”. Ребенок начинает использовать понятия “Я” в возрасте около полутора лет, при этом он становится отдельным человеческим существом. Формирование образов различных личностей, в том числе и собственного “Я – образа”, происходит благодаря накоплению социального опыта ребенка. Все дальнейшее формирование личности – это построение собственного “Я” на основе сопоставления себя с другими личностями.

v Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается его повторить. Не являются исключением даже близнецы, имеющие одинаковую наследственность. Ведь воспитываются они всегда по-разному, т.к. не могут встречаться постоянно одни и те же огорчения и радости. Картина индивидуального опыта усложняется еще и тем, что личность не просто суммирует опыт, а интегрирует его.

5. Социализация –процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Термин “социализация” соответствует концепции, со

Наши рекомендации