Характеристика образовательных достижений школьников в международной программе PISA
6.1. Состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе
6.2. Приоритеты отечественного образования
6.3. Основные направления совершенствования российского основного общего образования
Практические задания
1. Предложите наиболее актуальные темы для проведения социологического исследования образования.
2. Покажите возможности применения качественных стратегий на конкретном примере изучения самообразования.
3. Проанализируйте на примерах возможности применения качественных стратегий на конкретном примере изучения самообразования.
4. Приведите примеры социологической информации, имеющей значение для изучения образования.
Профилизация образования на старшей ступени средней школы
7.1. Опыт дифференцированного обучения в российской школе
7.2. Сохранение профильного обучения в условиях введения ФГОС общего полного образования второго поколения
7.3. Эффективность профилизации обучения для образования в течение жизни
Практические задания
1. Профильная школьная подготовка и дисциплинарное школьное образование.
2. Охарактеризуйте более подробно механизмы социального расслоения в образовании.
3. Сделайте конспект работы П.А. Сорокина «Социальная стратификация и мобильность». Какую роль в социальной мобильности играет образование?
4. Каким образом социальные характеристики семьи влияют на образовательную карьеру индивида?
5. Существуют ли различия в образовательном поведении состоятельных и малоимущих россиян?
Измерительные технологии в образовании
8.1. Бально-рейтинговая система оценивания знаний
8.2. Тестовые методики оценивания учебных результатов
8.3. Система оценивания учебных достижений в формате ФГОС второго поколения
8.4. Портфолио как инструмент оценки учебных достижений
Практические задания
1. Разработайте индикаторы, с помощью которых можно измерить качество образования в вузе.
2. Ознакомьтесь с результатами социологических исследований, представленными в монографиях С.Н. Шашковой «Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества» и Н.А. Кондратенко «Подготовка к непрерывному образованию как социальная функция института образования в современной России». Как вы можете их прокомментировать? Какие меры вы могли бы предложить по повышению качества образования в ТулГУ?
3. Как компьютеризация образовательных систем повлияла на эффективность обучения?
4. Охарактеризуйте факторы, обусловливающие актуализацию проблем самообразования в условиях перехода к информационному обществу.
5. Проанализируйте причины активизации самообразовательной деятельности отдельных социальных групп в период становления рыночных отношений в России.
6. Заполните таблицу «Положительные и отрицательные последствия внедрения тестовых методик в образование»
Положительные последствия | Негативные последствия |
Начальное и среднее профессиональное образование в России
9.1. Историко-методологические основы проблемы становления и развития НПО и СПО
9.2. Ключевые проблемы начального и среднего профессионального образования
9.3. НПО и СПО в проекте ФЗ «Об образовании»
9.4. Система довузовского профессионального образования как модель образования для экономики, основанной на знаниях
Практические задания
1. Проанализируйте различные взгляды на проблему кризиса начального профессионального образования и пути его преодоления путем модернизации. Какой позиции придерживаетесь Вы? Аргументируйте свой ответ.
2. Как бы вы определили место и социальную роль среднего профессионального образования в системе образования, и в обществе в целом?
3. Опишите социальные общности и их взаимодействие в рамках среднего профессионального образования.
4. Изучите материалы статистического сборника «Высшее и среднее профессиональное образование Тульской области на начало 2006-2007 учебного года» (см. список литературы). Что вы можете сказать о динамике образования в Тульской области? Подготовьте краткий аналитический отчет.
Актуальные проблемы высшего образования в России и мире
10.1. Интеграционные процессы в сфере образовательных услуг
10.2. Европейский опыт развития университетских организаций
10.3. Специфика модернизации российской системы образования
10.4. Особенность развития социологического образования в современной России
Практические задания
1. Раскройте предпосылки возникновения и сущностные черты высшего негосударственного образования.
2. Изучите материалы статистического сборника «Высшее и среднее профессиональное образование Тульской области на начало 2006-2007 учебного года» (см. список литературы). Что вы можете сказать о динамике образования в Тульской области? Подготовьте краткий аналитический отчет.
3. Подготовьте обзор статей Н. Бондаренко, Г.Б. Кораблевой и М.Д. Красильниковой (см. список литературы). В чем состоит противоречие между образованием и требованиями рынка труда?
4. Изучив статистические данные, представленные в Ежегоднике ТулГУ (см список литературы), составьте график престижа специальностей и динамики поступлений. Прокомментируйте полученные результаты.
5. Динамика высшего образования в условиях глобализации.