Неевклидова модель социального пространства
Евклидово геометрическое пространство — трехмерное. Но оно не подходит, по мнению Сорокина, для описания социального пространства. Геометрическое и социальное пространства — приниципиально разные вещи.
34 Мостовая И.В., Угольницкий Г.А. Указ. соч. С. 24.
35 Там же. С. 25—27.
36 Там же. С. 23.
Следовательно, если одно описывается евклидовой топографией, то второе должно описываться какой-то другой, неевклидовой.
«Социальное же пространство — многомерное, поскольку существует более трех вариантов группирования людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.). Оси дифференциации населения по каждой из этих групп специфичны, sui generis и не совпадают друг с другом», — указывал Сорокин37.
Таким образом, два признака — многомерность и разнокачественность осей — заставляют говорить о том, что социальное пространство на самом деле должно обладать неевклидовой метрикой.
Хотя Мостовая и Угольницкий настаивают на том, что их социальное пространство евклидово, они не отрицают и другие варианты: «в принципе, социальное пространство можно представить в режиме разных метрических описаний, не противоречащих друг другу, что с точки зрения социального смысла»38.
СОЦИАЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ называется совокупное!ь точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей измерения (координат), которые описывают структуру общества. Точки в социальном пространстве называются СТАТУСАМИ.
Следовательно, возможно такое представление социального пространства, на котором разместятся все основные понятия социологии, а не только социальная стратификация. Социальный смысл нового метрического образа социального пространства заключается в том, что оно, во-первых, должно охватывать все многообразие происходящих в обществе социальных явлений и процессов, а не только ту их часть, которая описывается понятием стратификации; во-вторых, неоднородность социального пространства, его отличие от геометрического, на чем настаивал Сорокин, как аналитическое условие, будет выполнено только в том случае, если его оси будут иметь разную размерность. Шкала стратификации упорядочена благодаря процедуре ранжирования классов на высшие, средние и низшие. Но большинство других социальных групп — религиозных, возрастно-половых, профессиональных, политических, национальных и др., — нельзя выстроить в едином континууме и ранжировать по одному признаку. Мужчины не стоят на шкале престижа, доходов, власти и любого другого социально значимого признака выше женщин, православных или шоферов, как не стоит одна группа из социально-демографического и социально-профессионального состава населения выше другой или других. Но все они, будучи социальными группами, обязаны входить в социальное пространство (вспомним требование Сорокина). Стало быть, классы, сословия, касты и любые иные страты упорядочиваются одним образом и составляют одну ось пространства, а возрастно-половые, профессиональные, религиозные и прочие группы — другим образом и отображаются на второй оси координат. Оси име-
Сорокин П. Социальная и культурная мобильность//Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,С. 300. 38 Мостовая И.В., Угольницкий Г.А. Указ. соч. С. 23.
ют совершенно разные свойства, что и вносит неоднородность в социальное пространство.
Сравним социальное пространство с физическим. В физическом пространстве, которое условно можно изобразить с помощью декартовой системы координат, любое событие или вещь можно выразить абстрактной точкой, из которой на ось OYu ось ОА'можно опустить перпендикуляры (рис.4).
Социальное пространство социологии можно также условно изобразить в декартовой системе координат, а все точки такого пространства обозначить как статусы.
Рис 4. Физическое пространство, изображенное на плоскости в декартовой системе координат
'•'т/с. 5. Социальное пространство можно изобразить на плоскости при помощи декартовой
системы координат
Статус, описывающий позицию индивида в малой или большой группе (самой большой из них выступает само общество), служит исходной клеточкой построения всей системы социологических понятий.
Любая вещь в физическом пространстве имеет ширину и длину. И в социальном пространстве есть своя «ширина» и «длина», также отображаемые в декартовой системе координат с осями ОХи OY. Только называются они иначе и свойства у них другие (рис. 5).
В социальном пространстве ось ОКотражает социальную стратификацию — расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие неравный доступ к дефицитным благам, а ось ОХ — социальный состав населения (рис. 6), т.е. никак не упорядоченную и не иерархизированную сумму
демографических, профессиональных, религиозных и других видов больших социальных групп людей. У осей OYh ОХъ социальном пространстве разные размерности и свойства.
Рис 6 Статус в системе координат социального пространства
Если в физическом пространстве перемещение по осям OYw ОЛГравно-ценно, т.е. не вызывает качественных изменений в объекте, то в социальном пространстве все иначе.
Первое свойство социального пространства — в системе координат ось ОХ и ось О Уне равны, иначе говоря, люди, если их условно поместить на горизонтальной оси, имеют между собой один тип социальных отношений, и те же люди, помешенные на вертикальной оси, строят между собой отношения совершенно другим способом.
Иначе стратификацию можно определить как иерархически организованное пространство статусов и групп, а социальную мобильность — как движение в пространстве, организованном таким способом.
Предположим, что Си К— соседи, между ними строятся соседские отношения, которые мы можем изобразить на оси СЩрис. 7). Предполагается, что по оси Соизмеряется функциональное расстояние между носителями определенных статусов. Соседи — социальная группа из ряда других, таких, как пенсионеры, родители, мужчины, шахтеры и т.д., образующих вместе социальный состав населения. Между собой они не ранжированы, не выстроены по иерархии наподобие социальных страт (слоев и классов), образующих вертикальную ось стратификации.
Рассмотрим, что происходит между Kw С, когда они расположатся на вертикальной оси — в системе стратификации. Это уже не соседи, живущие на одной лестничной площадке, а богатый Ки бедный С. Тип отношений между ними совершенно иной. Таким образом, одно и то же расстояние между объектами, но расположенными по горизонтали и по вертикали, будет совершенно разным.
Точкой в социальном пространстве, которая служит исходной клеткой для других социальных категорий, является статус.
Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы видим, что статус, как и точка, не материален и ничем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус — это пустое место, ячейка в общественном разделении труда.
Когда мы определяем позицию индивида в группе, то обозначаем систему статусов, которая называется системой личных, или межличностных статусов. Когда же рассматриваем позицию того же индивида Л" в обществе, мы получаем другую систему социальных статусов. Итак, имеются две различные системы статусов — личные или межличностные и социальные статусы.
Рис. 7. Классовые различия в системе координат социального пространства
Межличностные статусы — точки в групповой иерархии. Сколько малых групп — столько систем иерархий или систем координат, по отношению к которым и определяются наши статусы. Например, вы — любимый сын только в этой семье, в другой — уже не любимый. Или вы — любимый сын в семье, «душа компании» — в молодежной тусовке и аутсайдер — в спорте. Еще пример межличностного статуса — Дон Жуан. А ябеда или провинциал? (Поразмышляйте над этим вопросом.)
Перейдем кдругой группе статусов — социальных, или общественных. Человек рождается, и у него обязательно будет или мужской, или женский пол. Итак, пол — это первый статус («мужчина» и «женщина» — всего два статуса). Назовем другие социальные статусы человека: пол — демографический статус; раса, национальность — дифференциация или конкретизация расового статуса; далее степень социальности нарастает — родство — брачно-се-мейно-родственные статусы. Брак дает одну совокупность статусов, семья — другую, возможно, пересекающуюся группу статусов. Благодаря браку соединяются две некровно-родственные системы — мужа и жены и появляется новая система — брачно-семейно-родственная: муж, жена, сын, дочь, зять, теща, сноха, свекровь и т.д. Ученые подсчитали, сколько статусов за историю человечества должно входить в эту систему: их оказалось более 200.