Учебно-методическая карта
Для дневной формы получения образования
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятий (наглядные методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | |||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | УСРС | |||||
Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий 1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод. 2. Общество как система: сущность, основные характеристики. 3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. | Презентация № 1, электронное учебно–методическое пособие | №1, 4, 5, 8, 23. | Тесты | |||||
Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства 1. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения. 2. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации. 3. Исторические системы социальной стратификации. | Презентация № 2, электронное учебно–методическое пособие | № 4,5, 8,15 | Тесты | |||||
4. Социальная структура современного белорусского общества. 5. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе. | Конспект лекций. | № 4,5, 8,15 | Выступления на семинаре, рефераты, дебаты | |||||
Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис 1.Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития. 2.Социологические школы о развитии общества и культуры. 3. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. 4. Кризис как стадия развития социальных систем. | Презентация № 3, электронное учебно–методическое пособие | № 1, 5,8, 10,11,23. | Тесты | |||||
Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси 1.Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности. 2. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей. 3. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. | Электронное учебно–методическое пособие | № 1, 2,8, 19, | Тесты | |||||
4. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии. 5.Общие социально-демографические характеристики населения Земли. | № 1, 2,8, 19, | Выступления на семинаре, рефераты, тестирование | ||||||
5. | Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси 1.Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). 2.Специфика социологического анализа религии. 3.Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем. | Презентация № 4, электронное учебно–методическое пособие | № 1, 3, 4, 6, 15. | Тесты | ||||
4.Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. 5.Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. | № 1, 3, 4, 6, 15. | Тематическая дискуссия |
6. | Возможности эмпирического социологического исследования общества 1.Социологические исследование в познании общества. 2.Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования. | Презентация № 5, электронное учебно–методическое пособие | № 1, 7, 9,10 | Тесты |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Для заочной формы получения образования
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятий (наглядные методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | |||
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | УСРС | |||||
Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий 1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод. 2. Общество как система: сущность, основные характеристики. 3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. | Презентация № 1, электронное учебно–методическое пособие | №1, 4, 5, 8, 23. | Тесты |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тем | Количество аудиторных часов | |||
Всего | Лекции | Практические (семинарские) занятия | ||
Тема 1. Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий | ||||
Тема 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства | ||||
Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис | ||||
Тема 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси | ||||
Тема 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси | ||||
Тема 6. Возможности эмпирического социологического исследования общества | ||||
Всего | ||||
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ
Для диагностики сформированности компетенций студентов могут использоваться следующие основные формы и средства:
– комплексные задания по модулю, учебной дисциплине;
– тесты;
– контрольные работы;
– оценка на основе учебной игры;
– отчеты по учебно-исследовательской работе студентов;
– рефераты;
– зачеты.
Вопросы к ЭКЗАМЕНУ по курсу «Социология»
1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод.
2. Общество как система: сущность, основные характеристики.
3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
4. Модель устойчивого развития белорусского социума.
5. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
6. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения.
7. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации.
8. Исторические системы социальной стратификации.
9. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.
10. Многообразие моделей стратификации. Маргиналы.
11. Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития.
12. Социологические школы о развитии общества и культуры.
13. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное.
14. Кризис как стадия развития социальных систем.
15. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.
16. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей.
17. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.
18. Общие социально-демографические характеристики населения Земли.
19. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь.
20. Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.).
21. Специфика социологического анализа религии.
22. Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.
23. Социологические исследование в познании общества.
24. Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования.
25. Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
26. Значение социологической экспертизы в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений.