МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 15
1. Дайте определение семьи. Почему, с вашей точки зрения, именно данные признаки выделены в качестве необходимых признаков семьи? Чем отличается содержание слова семья в обыденном смысле от понятия семьи в строго научном значении? Приведите примеры, когда социальная группа, в обыденной жизни называемая семьей, не является таковой с точки зрения науки, и наоборот.
2. В чем принципиальное отличие понятий семьи и брака? Укажите основные типы брака. Назовите известные вам точки зрения, объясняющие многообразие форм брака. Дайте определение нуклеарной, патриархальной, расширенной и неполной семьи. Раскройте содержание понятий экзогамии и эндогамии. Какое из этих понятий является основным признаком рода? Можно ли род считать семьей?
3. Перечислите основные функции семьи. Какая из этих функций является наиболее значимой в традиционном обществе? Какие функции выходят на первый план в индустриальном и постиндустриальном обществах? Каким образом изменение функций семьи сказалось на их устойчивости? Приведите аргументы в пользу утверждения о постепенном отмирании формы нуклеарной семьи в современном мире. Какие аргументы можно привести против этого утверждения? В чем состоит специфика семьи как малой и первичной группы?
Основные термины и понятия
Брак – устойчивый и признанный в данном обществе союз между мужчиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами), созданный, как правило, для воспроизводства воспитания детей.
Гендер – это социальное деление людей, основанное на половых различиях.
Гендерные стереотипы – господствующие в данном обществе или социальной группе представления о личностных качествах, поведенческих моделях, адекватном образе жизни, правах людей определенного пола, их социальных ролях.
Моногамный брак – устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.
Неполная семья – семья, не имеющая в своем составе ни одной брачной пары.
Нуклеарная семья – форма семьи, включающая в себя одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей.
Полиандрия – форма брака, при которой у одной женщины существует несколько законных мужей.
Полигамный брак– общее название форм группового брака.
Полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен.
Расширенная семья – включает в себя более одной брачной пары или брачную пару и других совершеннолетних родственников.
Семья – это малая или средняя социальная группа, члены которой связаны отношениями родства и/или свойства, проживают в одном помещении и ведут совместное хозяйство.
Экзогамия – заключение брака за пределами данной социальной группы.
Эндогамия – заключение брака в рамках данной социальной группы.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 380–390.
2. Обществознание. 11 класс: учебник / Л.Н.Боголюбов и др. – М., 2010. С. 103–113.
Дополнительная:
3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 277–299.
4. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 390–427.
Глава 16. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Особенности социологического подхода
Религия – один из важнейших и в то же время, один из древнейших (если не самый древнейший) институтов человеческого общества. Однако научное изучение религии началось практически лишь со времени возникновения социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объясняющей все и вся действием сугубо материальных законов и причин. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии является то, что эта дисциплина совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникновения феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен (говоря словами Дюркгейма, «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.
Определение религии
Прежде чем говорить о каком-либо значимом аспекте жизни общества, тем более о таком значимом, как социальный институт, всегда полезно дать его строгое определение, т.е. выделить признаки, наличие которых однозначно позволяет отнести какое-либо наблюдаемое явление к рассматриваемому классу. Например, если у зоолога отсутствует четкое представление о том, животных с какими признаками следует относить к классу млекопитающих, то каким образом он сможет сделать корректные выводы об особенностях жизнедеятельности последних?
Однако чем сложнее исследуемый класс явлений, тем сложнее оказывается дать его однозначное, строгое определение. Так обстоит дело и с религией. Укажем сначала признаки религии, которые не оспариваются никем из современных социологов.
Во-первых, в отличие от веры, которая может носить индивидуальный характер, религия, будучи социальным феноменом, с необходимостью предполагает группу верующих. Это необходимый, но, очевидно, не достаточный признак религии. Второй важнейший признак религии – наличие в группе определенных учений; третий – существование неких священных предметов; четвертый – наличие ритуалов, т.е. правил, регламентирующих обращение со священными предметами и отношения внутри группы. Но исчерпывается ли этими четырьмя признаками научное определение религии?
По мнению целого ряда исследователей, данный список является исчерпывающим. Например, добавление в него наиболее, казалось бы, очевидного атрибута религии – веры в бога (богов), заставит нас исключить из числа религий буддизм, ибо в этом учении, как и в других нетеистических (иногда еще называемых атеистическими) религиях, отсутствует вера в бога. Однако другие социологи справедливо указывают, что нельзя и ограничиться этими признаками: в противном случае к числу религиозных групп придется отнести и группу солдат, с риском для жизни спасающих являющееся для них священным знамя полка, правила обращения с которым (ритуалы) не допускают его потерю и тем более его попадание к врагу. На основании представлений о воинской чести и уставов (учений), потерявшая знамя часть будет расформирована.
В качестве дополнительного признака, отличающего религиозную группу от группы солдат, предлагалось ввести веру в сверхъестественное. Действительно, священная икона, с точки зрения верящих в нее людей, может вызвать чудо, тогда как знамя полка, даже если оно также воспринимается как священное, является всецело светским атрибутом, не наделяемым никем сверхъестественными свойствами. Тем не менее даже против такого дополнения выступил один из родоначальников социологии религии Э.Дюркгейм. Ученый справедливо заметил, что строгое определение понятия сверхъестественного возможно только при условии не менее строгого определения понятия естественного. Однако представления о том, что есть естественное, сильно различаются у людей, принадлежащих к различным культурам, и даже у людей одной культуры, являющимися верующими в Бога или, напротив, атеистами. Например, исцеление посредством чудотворной иконы будет восприниматься атеистом как явление сверхъестественное, тогда как для человека религиозного в этом явлении ничего сверхъестественного нет – в его понимании способность к исцелению является одним из неотъемлемых свойств. Таким образом, решение о том, что можно считать естественным, а что сверхъестественным, можно принять, только опираясь на определенные мировоззренческие принципы, например, на принципы материалистического или, напротив, на принципы религиозно-идеалистического мировоззрения. Но в таком случае будет нарушен принцип мировоззренческой нейтральности, являющийся важнейшим принципом позитивистской социологии религии.
Поэтому в современной социологии, несмотря на всю дискуссионность, за основу принято определение религии, базирующееся на четырех перечисленных выше признаках: социальная группа, священные предметы, система учений, совокупность ритуалов.
Происхождение религии
Вопрос о происхождении религии является принципиальным не только для социологии, но и для антропологии, философии и многих других дисциплин. С точки зрения религиозно ориентированных мыслителей, религия практически всегда рассматривается как неотъемлемый атрибут любого общества. Среди материалистов и позитивистов, напротив, наблюдается большее разнообразие взглядов. Так, например, с точки зрения Маркса (см. 23.3) и его последователей, религия является преходящим институтом человеческого общества, существование которого связано с частной собственностью и социальным отчуждением. Соответственно в рамках этой концепции предполагается наличие некоего безрелигиозного периода в истории человечества. Напротив, Дюркгейм считал религию универсальным, возникшим вместе с человечеством социальным институтом, определенные формы которого могут быть обнаружены в любом обществе. Универсальность религии он объяснял независимостью от индивида условий его социальной жизни. Современные антропологические данные в большей степени свидетельствуют в пользу второй версии, ибо примитивные культовые (священные) предметы были обнаружены даже при раскопках стоянок неандертальцев. Правда, в более ранних ветвях человеческой эволюции их обнаружено не было.
Однако общим во всех этих подходах является то, что происхождение и существование религии объясняется с точки зрения тех функций, которые выполняет религиозный институт в жизни общества.
Какие же функции религии выделяются социологами в качестве наиболее значимых и важных?
Функции религии
Интегративная функция
Важнейшей и наиболее универсальной социальной функцией религии многие авторы (Дюркгейм, Мосс, Малиновский) считают интегративную, т.е. функцию объединения общества (группы) на основании общих верований и ритуалов. Эта функция возникает вместе с человеческим обществом и на начальном этапе, согласно Дюркгейму, является практически единственной силой, сплачивающей социальную группу. Участники коллективного ритуала – указывал данный автор – находятся в состоянии эмоционального возбуждения, переживания того, что превосходит индивида, чувствуя свое приобщение к чему-то большему, чем он сам – источнику силы и могущества, тому, что имеет над ним власть. Это «нечто», выраженное в священном религиозном символе, и есть сама социальная группа, клан, к которому он принадлежит, – она есть источник его силы и одновременно власть, которая может его уничтожить [см.: 9, 72–73].
Конечно, в более развитых обществах, поскольку там появляются другие механизмы поддержания солидарности социальной группы (например, разделение труда), эта функция религии во многом отходит на второй план. Однако полная ее потеря, с точки зрения Дюркгейма, может привести к очень опасным социальным последствиям, в частности к возникновению аномии.