МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 15

1. Дайте определение семьи. Почему, с вашей точки зрения, имен­но данные признаки выделены в качестве необходимых приз­на­ков семьи? Чем отличается содержание слова семья в обыденном смысле от понятия семьи в строго научном значении? Приведите при­меры, когда социальная группа, в обыденной жизни называемая семьей, не является таковой с точки зрения науки, и наоборот.

2. В чем принципиальное отличие понятий семьи и брака? Ука­жи­те основные типы брака. Назовите известные вам точки зрения, объясняющие многообразие форм брака. Дайте определение нук­леар­ной, патриархальной, расширенной и неполной семьи. Раскройте содержание понятий экзогамии и эндогамии. Какое из этих понятий яв­ляется основным признаком рода? Можно ли род считать семьей?

3. Перечислите основные функции семьи. Какая из этих функций яв­ляется наиболее значимой в традиционном обществе? Какие функ­ции выходят на первый план в индустриальном и постиндуст­риаль­ном обществах? Каким образом изменение функций семьи сказалось на их устойчивости? Приведите аргументы в пользу утверждения о по­степенном отмирании формы нуклеарной семьи в современном мире. Какие аргументы можно привести против этого утверждения? В чем состоит специфика семьи как малой и первичной группы?

Основные термины и понятия

Брак – устойчивый и признанный в данном обществе союз между муж­чиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщи­на­ми), созданный, как правило, для воспроизводства воспитания детей.

Гендер – это социальное деление людей, основанное на половых различиях.

Гендерные стереотипы – господствующие в данном обществе или со­циальной группе представления о личностных качествах, пове­ден­ческих моделях, адекватном образе жизни, правах людей опреде­лен­ного пола, их социальных ролях.

Моногамный брак – устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.

Неполная семья – семья, не имеющая в своем составе ни одной брачной пары.

Нуклеарная семья – форма семьи, включающая в себя одну брач­ную пару с несовершеннолетними детьми или без детей.

Полиандрия – форма брака, при которой у одной женщины су­щест­вует несколько законных мужей.

Полигамный брак– общее название форм группового брака.

Полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен.

Расширенная семья – включает в себя более одной брачной пары или брачную пару и других совершеннолетних родственников.

Семья – это малая или средняя социальная группа, члены которой связаны отношениями родства и/или свойства, проживают в одном помещении и ведут совместное хозяйство.

Экзогамия – заключение брака за пределами данной социальной группы.

Эндогамия – заключение брака в рамках данной социальной группы.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 380–390.

2. Обществознание. 11 класс: учебник / Л.Н.Боголюбов и др. – М., 2010. С. 103–113.

Дополнительная:

3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 277–299.

4. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 390–427.

Глава 16. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Особенности социологического подхода

Религия – один из важнейших и в то же время, один из древ­ней­ших (если не самый древнейший) институтов человеческого общест­ва. Однако научное изучение религии началось практически лишь со времени возникновения социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном ан­та­го­низме религии и науки. Многие философы и ученые видели важ­ней­шую культурную миссию науки в окончательном уничтожении ре­ли­гиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объяс­няю­щей все и вся действием сугубо материальных законов и причин. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии является то, что эта дисциплина совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникно­ве­ния феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, проте­кающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический со­циаль­ный феномен (говоря словами Дюркгейма, «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.

Определение религии

Прежде чем говорить о каком-либо значимом аспекте жизни об­ще­ства, тем более о таком значимом, как социальный институт, всегда по­лезно дать его строгое определение, т.е. выделить признаки, нали­чие ко­торых однозначно позволяет отнести какое-либо наблюдаемое яв­ле­ние к рассматриваемому классу. Например, если у зоолога отсут­ст­­вует чет­кое представление о том, животных с какими признаками сле­­дует от­но­сить к классу млекопитающих, то каким образом он смо­жет сде­лать корректные выводы об особенностях жизнедеятельности последних?

Однако чем сложнее исследуемый класс явлений, тем сложнее ока­зывается дать его однозначное, строгое определение. Так обстоит де­ло и с религией. Укажем сначала признаки религии, которые не оспа­ри­вают­ся никем из современных социологов.

Во-первых, в отличие от веры, которая может носить индиви­дуаль­ный характер, религия, будучи социальным феноменом, с необхо­ди­мостью предполагает группу верующих. Это необходимый, но, очевид­но, не достаточный признак религии. Второй важнейший признак религии – наличие в группе определенных учений; третий – сущест­во­вание неких священных предметов; четвертый – наличие ритуалов, т.е. правил, регламентирующих обращение со священными предме­та­ми и отношения внутри группы. Но исчерпывается ли этими че­тырь­мя признаками научное определение религии?

По мнению целого ряда исследователей, данный список является исчерпывающим. Например, добавление в него наиболее, казалось бы, очевидного атрибута религии – веры в бога (богов), заставит нас исключить из числа религий буддизм, ибо в этом учении, как и в дру­гих нетеистических (иногда еще называемых атеистическими) рели­гиях, отсутствует вера в бога. Однако другие социологи справедливо ука­зывают, что нельзя и ограничиться этими признаками: в против­ном случае к числу религиозных групп придется отнести и группу сол­­дат, с риском для жизни спасающих являющееся для них священ­ным знамя полка, правила обращения с которым (ритуалы) не допус­кают его потерю и тем более его попадание к врагу. На основании пред­став­лений о воинской чести и уставов (учений), потерявшая знамя часть будет расформирована.

В качестве дополнительного признака, отличающего религиозную груп­пу от группы солдат, предлагалось ввести веру в сверхъестест­вен­ное. Действительно, священная икона, с точки зрения верящих в нее лю­дей, может вызвать чудо, тогда как знамя полка, даже если оно также воспринимается как священное, является всецело светским атри­бу­том, не наделяемым никем сверхъестественными свойствами. Тем не ме­нее даже против такого дополнения выступил один из родона­чаль­ни­ков социологии религии Э.Дюркгейм. Ученый справедливо за­ме­тил, что строгое определение понятия сверхъестественного возмож­но толь­ко при условии не менее строгого определения понятия естест­вен­но­го. Однако представления о том, что есть естественное, сильно раз­ли­чаются у людей, принадлежащих к различным культурам, и даже у людей одной культуры, являющимися верующими в Бога или, на­про­тив, атеистами. Например, исцеление посредством чудо­твор­ной ико­ны будет восприниматься атеистом как явление сверхъес­тест­вен­ное, тогда как для человека религиозного в этом явлении ничего сверхъес­тественного нет – в его понимании способность к ис­целению яв­ляется одним из неотъемлемых свойств. Таким образом, решение о том, что мож­но считать естественным, а что сверхъес­тест­венным, мож­но при­нять, только опираясь на определенные миро­воз­зрен­ческие прин­ци­пы, на­пример, на принципы материалистического или, на­про­тив, на прин­ципы религиозно-идеалистического мировоз­зре­ния. Но в таком слу­чае будет нарушен принцип мировоззрен­ческой нейт­раль­ности, яв­ляю­щийся важнейшим принципом пози­ти­вистской со­циологии религии.

Поэтому в современной социологии, несмотря на всю дис­кус­сион­ность, за основу принято определение религии, базирующееся на че­тырех перечисленных выше признаках: социальная группа, священные предметы, система учений, совокупность ритуалов.

Происхождение религии

Вопрос о происхождении религии является принципиальным не только для социологии, но и для антропологии, философии и многих дру­гих дисциплин. С точки зрения религиозно ориентированных мыс­лителей, религия практически всегда рассматривается как неотъ­ем­лемый атрибут любого общества. Среди материалистов и пози­ти­вистов, напротив, наблюдается большее разнообразие взглядов. Так, например, с точки зрения Маркса (см. 23.3) и его последо­ва­телей, религия является преходящим институтом человеческого об­щества, существование которого связано с частной собственностью и социаль­ным отчуждением. Соответственно в рамках этой концепции предпо­ла­гается наличие некоего безрелигиозного периода в истории челове­чества. Напротив, Дюркгейм считал религию универсальным, воз­ник­шим вместе с человечеством социальным институтом, опреде­ленные формы которого могут быть обнаружены в любом обществе. Универ­сальность религии он объяснял независимостью от индивида ус­ловий его социальной жизни. Современные антропологические дан­ные в большей степени свидетельствуют в пользу второй версии, ибо при­митивные культовые (священные) предметы были обнару­жены даже при раскопках стоянок неандертальцев. Правда, в более ранних ветвях человеческой эволюции их обнаружено не было.

Однако общим во всех этих подходах является то, что проис­хож­дение и существование религии объясняется с точки зрения тех функ­ций, которые выполняет религиозный институт в жизни общест­ва.

Какие же функции религии выделяются социологами в качестве наи­более значимых и важных?

Функции религии

Интегративная функция

Важнейшей и наиболее универсальной социальной функцией религии многие авторы (Дюркгейм, Мосс, Малиновский) считают интегративную, т.е. функцию объединения общества (группы) на основании общих верований и ритуалов. Эта функция возникает вместе с человеческим обществом и на начальном этапе, согласно Дюрк­гейму, является практически единственной силой, сплачи­ваю­щей социальную группу. Участники коллективного ритуала – указы­вал данный автор – находятся в состоянии эмоционального воз­буж­дения, переживания того, что превосходит индивида, чувствуя свое приобщение к чему-то большему, чем он сам – источнику силы и мо­гущества, тому, что имеет над ним власть. Это «нечто», выраженное в священном религиозном символе, и есть сама социальная группа, клан, к которому он принадлежит, – она есть источник его силы и од­но­временно власть, которая может его уничтожить [см.: 9, 72–73].

Конечно, в более развитых обществах, поскольку там появляются дру­гие механизмы поддержания солидарности социальной группы (на­пример, разделение труда), эта функция религии во многом от­хо­дит на второй план. Однако полная ее потеря, с точки зрения Дюрк­гейма, может привести к очень опасным социальным последствиям, в частности к возникновению аномии.

Наши рекомендации