Различных статусных позиций, в га
Слои среднего класса | Средний размер землевладений, в га |
Верхний слой | от 30 до 130 |
Средний слой | от 0,8 до 12 |
Нижний слой | от 0,1 до 0,3 |
По размерам земли, имеющей значительную рыночную стоимость, т.е. превышающей традиционные для России садово-огородные участки в 4—6 соток, которые специалисты именуют рекреационной зоной и источником натуральной “добавки” к семейному бюджету в виде продуктов питания, средний класс, особенно его верхний слой, значительно отличается от низшего класса (табл. 9.2). “Если же речь вести о наличии в собственности одновременно дачи и гаража, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что их владелец принадлежит к верхнему или среднему слою среднего класса. Причем наличие гаража почти на 100% свидетельствует о том, что его обладатель получает доходы не ниже 2000 рублей на каждого члена семьи в месяц”[306].
Одним из важных показателей стандартов жизни среднего класса выступает автомобиль. В верхнем слое среднего класса он есть у 74,7% респондентов, в среднем слое — у 59,2, в нижнем — у 30%. В отличие от европейцев, для которых символом успеха выступает дом, для многих россиян именно автомобиль является символом успеха в жизни. Действительно, среди россиян более 80% считают, что автомобиль является свидетельством успеха в жизни, а среди жителей Германии 75,1 % отрицают эту точку зрения.
Представители трех слоев среднего класса в России, согласно указанному исследованию, заметно различались оснащенностью, а еще больше временем приобретения дорогостоящего домашнего имущества, например видеотехники или компьютера, которые, в отличие от жилья, являются результатом приобретений последних лет. Представителей среднего, а тем более верхнего слоя среднего класса характеризует не столько наличие, сколько количество и время приобретения имущества. Так, среднее число холодильников составляло на одну семью 1,34 у верхнего и 1,28 у среднего слоев; цветных телевизоров — 1,38 и 1,26; автомобилей — 1,05 и 0,89 (причем в верхнем и в среднем слоях среднего класса примерно по 30% имели не менее двух автомобилей в семье, из которых каждый третий был куплен в последний год).
Наиболее часто за последний год покупались цветной телевизор и персональный компьютер — более трети их покупок приходится на этот период. Таким образом, в семьях верхнего и среднего слоев, в отличие от нижнего, в последние годы наблюдался активный процесс приращения и обновления имущества.
Говоря о стандартах потребления, нельзя не отметить две тенденции: 1) платные услуги (медицинские, образовательные, рекреационные) доступны только верхнему и среднему слоям; 2) чем ниже ступенька на лестнице доходов, тем на большем количестве потребностей приходится экономить людям. В верхнем слое две трети респондентов вообще ни на чем не экономят. В среднем слое появляется массовая экономия на отдыхе. В нижнем слое, помимо отдыха, экономят на одежде и обуви, бытовых услугах, посещении зрелищных мероприятий. Среди бедных — массовая экономия на одежде, отдыхе и питании. Примечательно также то, на чем средний класс России не склонен экономить. “Наряду со здоровьем (лечением) и питанием, это — прием гостей. Трудно представить, чтобы западноевропейцы, если бы они при этом были вынуждены экономить на одежде и обуви, а также бытовых услугах, были столь хлебосольными хозяевами. Очевидно, здесь сказываются ментальные различия, обусловленные более высокой значимостью традиционных ценностей (родственники, друзья) в российском обществе, а также другая структура реализации социальных связей и контактов”[307].
Таким образом, данные о стандартах потребления разрушают миф о прогрессирующем обнищании российского среднего класса.
Социологи много внимания уделяют изучению ценностей и ценностных ориентации разных групп населения, в том числе представителей различных классов общества.
Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они не подвергаются сомнению, служат эталоном и идеалом для всех людей.
Ценностные ориентации описывают индивидуальные отношения к ценностям или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество и которые оно свято чтит, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны. Эта относительность и индивидуальность проистекает от того, что индивид может свободно следовать идеалам, а может им не следовать.
Изучая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социологи могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руководствоваться на работе и в быту; б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы. Исследование ценностных ориентации среднего класса в России показало, что из всех факторов, способствующих достижению успеха в жизни, чаще всего выделялись хорошие способности, хорошее образование, упорный труд. Половина (46,9%) респондентов назвали также наличие нужных знакомств (табл. 9.3).
Таблица 9.3