Организационно-методические указания. Происходящие в современном обществе изменения предъяв­ляют все более высокие

Введение

Происходящие в современном обществе изменения предъяв­ляют все более высокие требования к способности человека адап­тироваться к новым реалиям жизни. Практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические пред­посылки освоения природного и социального мира являются лишь фундаментом становления личности. Важную роль в фор­мировании личности играют воспитание и образование, осо­бенно гуманитарное. Благодаря гуманитарным знаниям и опы­ту человек не только осваивает и сохраняет созданные предше­ственниками духовные богатства социального мира, но и выра­батывает новые культурные ценности.

Видное место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии - науке о социальном мире, социаль­ных взаимодействиях личности. Какие бы сложные и высокие задачи не стояли перед человеком или группой, все они, в раз­личной степени, упираются в характер человеческих отноше­ний, в умение и способность людей жить вместе, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить ком­промиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, ко­торыми изобилует наш социальный мир.

Следовательно, каждому из нас, и специалисту особенно, необходимо не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы (начиная с семьи), общности, общества и все мировое сообщество. Социология помогает разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, вос­производства новых поколений, сохранения общества как це­лостности.

Социология помогает изучать жизнь, вооружившись опытом и знаниями всех пред­шествующих поколений, сформировать социологическое мыш­ление, позволяющее познать и оценить социальный мир с на­учных позиций и получить объективную информацию. Тем бо­лее, что каждому специалисту приходится иметь дело не столько с машинами, технологиями и товарами, сколько с другими людьми и их взаимоотношениями.

В России и на Западе долгое время существовало ошибоч­ное прагматическое убеждение, что социальные знания нужны лишь тем, кто будет заниматься вопросами политики, культу­ры, образования, воспитания, тогда как человек, связанный с материальным производством, может вполне обходиться и без них. Эту позицию еще более усугубила узкая специализация. При решении народнохозяйственных проблем ни человек как часть природы, ни сама природа часто не учитывались. Более того, и в самой политике господствовали не научные, а идео­логически деформированные социальные взгляды, волевой под­ход. Последствия катастрофические - духовный, нравственный и экологический кризис. Урон, нанесенный духовному развитию личности и культуре общества, трудно переоценить. Поэтому какими бы узкопро­фессиональными проблемами не занимался специалист, он все­гда должен рассматривать их с высоты «птичьего полета», учи­тывать не только технические, технологические, но и социаль­ные последствия своих решений, а для этого надо иметь социо­логическое мышление и знания. Социологическая подготовка призвана стать подготовкой не узкого специалиста, а гражданина общества, способного понять, что высшая ценность социального мира - человек и все следует делать во имя его и на его благо.

Современный мир исключительно сложен. Он полон кри­зисов, конфликтов, противоречий, локальных войн, оказыва­ющих драматическое воздействие на человеческие судьбы. Как этому противостоять? Каждому из нас необходимы понима­ние и добрая воля. Легче не допускать конфликты, чем их разрешать. Это возможно только тогда, когда мы будем спо­собны к научному познанию окружающего социального мира, к пониманию того, что у каждого человека своя социальная реальность и с этим надо считаться, чтобы сделать свою жизнь более достойной и сохранить земной шар для потомков.

Организационно-методические указания

Социология является учебной дисциплиной, которая вместе с другими общественно-политическими и гуманитарными дисциплинами формирует мировоззрение современного человека, помогает развивать мышление специалиста.

Цель и задачи курса - дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Предметом учебной дисциплины является изучение окружающих социальных явлений и процессов, происходящих в данный момент в России; исследование острых общественных вопросов социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества; формирование активной жизненной и гражданской позиции студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

♦ излагать основные этапы развития социологической науки и современных направлений социологической теории;

♦ пользоваться изученной терминологией социологии;

♦ определять общество как социальную реальность и целостную саморегулирующуюся систему;

♦ показать место социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений в обществе;

♦ сформировать представления о процессе и методах социологического исследования;

♦ знать основные этапы культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

♦ знать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов в обществе, в том числе на национальной основе;

♦ иметь представления об основных проблемах стратификации российского общества, возникновении классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

♦ понимать личность как субъект социального действия и социальных взаимодействий, и как объект социализации и социального контроля в обществе;

♦ подбирать социологическую литературу, составлять конспекты и тезисы выступлений по социальным проблемам и вопросам;

♦ показать взаимосвязь социологии и других гуманитарных и социальных наук (истории, психологии, культурологии и др.), а также взаимодействие социологии и дисциплин естественно-научного профиля.

Место социологии в системе общественно-политического и социогуманитарного образования. Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как: социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., помогающим объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии и общественно-политическими науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологии, социологии и социальной антропологии, и т.д. Социология теснейшим образом связана и с другими гуманитарными и общественно-политическими науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни.

Содержание программы.Реализация указанных задач, при­обретение знаний и умений достигаются студентом, обучающимся по заочной форме, путем самообразования. Самообразование - это систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней по­требности к познанию и реализуемая в процессе целенаправ­ленной самостоятельной работы с целью углубления и рас­ширения знаний, формирования научного мировоззрения.

Самообразование студентов - составная часть всей сис­темы учебной работы вуза. Оно предполагает самостоятельную работу с различными источниками зна­ний, выработку потребности познавать, формирование любознательности. Путем самообразования студенты не толь­ко получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения ими, элементы научного мышления, основы методики научных исследований; фор­мируют готовность к постоянному обновлению и приобрете­нию новых знаний и к последующему профессиональному са­мообразованию.

Структура программы. Перваячасть включает в себя про­грамму курса, состоящую из одиннадцати тем, планы семинарских занятий, вопросы к зачету и тестовые задания по курсу. Прежде чем студент сядет за выполнение контрольной работы, он дол­жен изучить материалы курса. Вторая часть включает методические рекомендации по оформлению контрольной работы. Здесь же дают­ся 30 вариантов, каждый из которых содер­жит по четыре вопроса. Варианты контрольной работы выбираются студентом по согласованию с преподавателем. Третья часть включает список рекомендованной учебной литературы по подготовке к практическим занятиям, выполнению тестового задания и контрольной работы.

Содержание программы по социологии

Наши рекомендации