Организационно-методические указания. Происходящие в современном обществе изменения предъявляют все более высокие
Введение
Происходящие в современном обществе изменения предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки освоения природного и социального мира являются лишь фундаментом становления личности. Важную роль в формировании личности играют воспитание и образование, особенно гуманитарное. Благодаря гуманитарным знаниям и опыту человек не только осваивает и сохраняет созданные предшественниками духовные богатства социального мира, но и вырабатывает новые культурные ценности.
Видное место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии - науке о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Какие бы сложные и высокие задачи не стояли перед человеком или группой, все они, в различной степени, упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей жить вместе, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, которыми изобилует наш социальный мир.
Следовательно, каждому из нас, и специалисту особенно, необходимо не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы (начиная с семьи), общности, общества и все мировое сообщество. Социология помогает разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности.
Социология помогает изучать жизнь, вооружившись опытом и знаниями всех предшествующих поколений, сформировать социологическое мышление, позволяющее познать и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию. Тем более, что каждому специалисту приходится иметь дело не столько с машинами, технологиями и товарами, сколько с другими людьми и их взаимоотношениями.
В России и на Западе долгое время существовало ошибочное прагматическое убеждение, что социальные знания нужны лишь тем, кто будет заниматься вопросами политики, культуры, образования, воспитания, тогда как человек, связанный с материальным производством, может вполне обходиться и без них. Эту позицию еще более усугубила узкая специализация. При решении народнохозяйственных проблем ни человек как часть природы, ни сама природа часто не учитывались. Более того, и в самой политике господствовали не научные, а идеологически деформированные социальные взгляды, волевой подход. Последствия катастрофические - духовный, нравственный и экологический кризис. Урон, нанесенный духовному развитию личности и культуре общества, трудно переоценить. Поэтому какими бы узкопрофессиональными проблемами не занимался специалист, он всегда должен рассматривать их с высоты «птичьего полета», учитывать не только технические, технологические, но и социальные последствия своих решений, а для этого надо иметь социологическое мышление и знания. Социологическая подготовка призвана стать подготовкой не узкого специалиста, а гражданина общества, способного понять, что высшая ценность социального мира - человек и все следует делать во имя его и на его благо.
Современный мир исключительно сложен. Он полон кризисов, конфликтов, противоречий, локальных войн, оказывающих драматическое воздействие на человеческие судьбы. Как этому противостоять? Каждому из нас необходимы понимание и добрая воля. Легче не допускать конфликты, чем их разрешать. Это возможно только тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего социального мира, к пониманию того, что у каждого человека своя социальная реальность и с этим надо считаться, чтобы сделать свою жизнь более достойной и сохранить земной шар для потомков.
Организационно-методические указания
Социология является учебной дисциплиной, которая вместе с другими общественно-политическими и гуманитарными дисциплинами формирует мировоззрение современного человека, помогает развивать мышление специалиста.
Цель и задачи курса - дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Предметом учебной дисциплины является изучение окружающих социальных явлений и процессов, происходящих в данный момент в России; исследование острых общественных вопросов социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества; формирование активной жизненной и гражданской позиции студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
В результате изучения курса студенты должны уметь:
♦ излагать основные этапы развития социологической науки и современных направлений социологической теории;
♦ пользоваться изученной терминологией социологии;
♦ определять общество как социальную реальность и целостную саморегулирующуюся систему;
♦ показать место социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений в обществе;
♦ сформировать представления о процессе и методах социологического исследования;
♦ знать основные этапы культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
♦ знать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов в обществе, в том числе на национальной основе;
♦ иметь представления об основных проблемах стратификации российского общества, возникновении классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
♦ понимать личность как субъект социального действия и социальных взаимодействий, и как объект социализации и социального контроля в обществе;
♦ подбирать социологическую литературу, составлять конспекты и тезисы выступлений по социальным проблемам и вопросам;
♦ показать взаимосвязь социологии и других гуманитарных и социальных наук (истории, психологии, культурологии и др.), а также взаимодействие социологии и дисциплин естественно-научного профиля.
Место социологии в системе общественно-политического и социогуманитарного образования. Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как: социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., помогающим объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии и общественно-политическими науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологии, социологии и социальной антропологии, и т.д. Социология теснейшим образом связана и с другими гуманитарными и общественно-политическими науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни.
Содержание программы.Реализация указанных задач, приобретение знаний и умений достигаются студентом, обучающимся по заочной форме, путем самообразования. Самообразование - это систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней потребности к познанию и реализуемая в процессе целенаправленной самостоятельной работы с целью углубления и расширения знаний, формирования научного мировоззрения.
Самообразование студентов - составная часть всей системы учебной работы вуза. Оно предполагает самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формирование любознательности. Путем самообразования студенты не только получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения ими, элементы научного мышления, основы методики научных исследований; формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию.
Структура программы. Перваячасть включает в себя программу курса, состоящую из одиннадцати тем, планы семинарских занятий, вопросы к зачету и тестовые задания по курсу. Прежде чем студент сядет за выполнение контрольной работы, он должен изучить материалы курса. Вторая часть включает методические рекомендации по оформлению контрольной работы. Здесь же даются 30 вариантов, каждый из которых содержит по четыре вопроса. Варианты контрольной работы выбираются студентом по согласованию с преподавателем. Третья часть включает список рекомендованной учебной литературы по подготовке к практическим занятиям, выполнению тестового задания и контрольной работы.
Содержание программы по социологии