Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социальная структура и стратификация»

1. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих групп, а также социальных институтов и отношений между ними:

а) социальный институт;

б) социальная структура;

в) социальное неравенство.

2. Социально – классовая структура общества:

а) всегда подвижна;

б) всегда стабильна;

в) периодически меняется.

3. Основоположник теории стратификации:

а) М. Вебер;

б) К. Маркс;

в) Э. Дюркгейм;

г) Э. Джонсон.

4. Социология труда изучает:

а) социальные группы, индивидов, включенных в процесс труда, их социальные и профессиональные роли и статуса, мотивы, условия и формы их трудовой деятельности;

б) материально- техническую основу труда;

в) эффективность и производительность труда.

5. Условия труда характеризуются как:

а) вся совокупность трудовых действий при данных орудия труда технологии, организации, управлении;

б) совокупность орудий и предметов труда, состояние производства среды и организации труда;

в) психологические процессы, состояние, свойства личностей в процессе деятельности человека.

6.Трудовой коллектив определяется как:

а) совокупность людей, одной и той же, или близкой по содержанию профессией;

б) организованная общность людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, в ходе которой складываются отношения сотрудничества, общие интересы, ценности, нормы;

в) организация, внутри которой работники могут перемещаться с одной позиции или должности на другую.

Тема 5. Культура как система ценностей и норм

Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культурные парадигмы. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Функции культуры. Типы культур. Понятие культурного развития и культурной деградации.

Социальная культура и культура социальной жизни. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания. Выделение нормативной культуры. Типология социальных норм. Субкультуры и контркультуры. Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших. Причины и особенности кризисного развития современной культуры.

Самопроверка:

1. Что изучает социология культуры?

2. Что такое культура? Что данное понятие в себя включает?

3. Основные виды и формы культуры?

4. Чем отличаются субкультура и контркультура?

Семинарское занятие № 5:

1. Охарактеризовать основные виды и формы культуры современного российского общества.

2. Составить культурные нормы, для какой- либо субкультуры.

3. Дать основные характеристики (показатели) деградации общества.

4. Хрестоматийное задание:

Что такое социология культуры?

Социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания.

Понятие культуры в системе социологического знания

Культура очень сложное и многогранное понятие. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли.

Культура как противоположность биологическому. Антропологи используют это понятие в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. Это то, чему можно «научить»: язык, обычаи и весь комплекс условностей, которые позволяют отличать человеческое поведение от поведения других приматов. В этом контексте предполагается, что человеческое поведение имеет не генетическую, не биологическую, а культурную обусловленность.

Культура как противоположность природы. (Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней). В англо-французской интеллектуальной традиции понятие «культура» часто использовалось в качестве синонима «цивилизации»: культура противопоставлялась варварству и дикому, природному состоянию. Однако в рамках немецкой социальной мысли культура представлялась иначе - как совокупность всего самого лучшего в человеческом мире, средоточие художественных достижений и совершенства, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, порождающего городское массовое общество и подрывающего, таким образом, индивидуальную духовность

Культура как противоположность структуре. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой)

Культурное как противоположность материального. Для многих марксистов - это сфера убеждений, идей и практик, форма которых определяется экономической структурой или испытывает серьезное воздействие с ее стороны. В этом смысле понятие культуры имеет то же значение, что и понятие идеология.

Культура как образ жизни. Социальные группы могут отличаться друг от друга установками, убеждениями, языком, одеждой, манерами, вкусами относительно пищи, музыки, интерьера и множества других черт, составляющих образ жизни. Подобная дифференциация может иметь место на разных уровнях. Часто утверждается, что современным обществам свойственна постоянно возрастающая культурная фрагментация. В этих условиях все менее очевидным становиться ответ на вопрос о том, обладает ли современное общество общей культурой.

Культура высокая и культура популярная. Когда говорят о «высокой культуре», социологический смысл этого понятия сближается с обиходным понятием. Под культурой в данном случае понимается социальная практика, имеющая художественный (в самом широком своем значении) характер, не зависимо от того, касается ли это музыкальных или литературных вкусов, в области моды или телевидения. Социологическое исследование культуры в этом смысле сосредоточивается на различиях между высокой и популярной культурой или на способах производства, передачи и получения культуры.

Задания:

1. Провести дискуссию на тему многообразия культур и взглядов на нее.

2. Вывести многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная реальность.

3. Отобразить основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры - искусства, науки, философии, политики, образования и т.д.

4. Культура как ценностно-нормативная система. Механизмы ее функционирования.

5. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая, их место и значение в социально-историческом развитии личности и общества.

Литература


1. Фролов С. Социология. - М., Логос, 2008. Гл. 3.
2. Волков Ю.Г, Мостовая И. В. Социология. Учебник Гардарика 2008. '
3. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре //Избранные произведения. - М., 1999.
4. Возрождение культуры России: истоки и современность. - СПб 1999.
5. Басков А., Беккет Г. Современная социологическая теория. - М. 2000. Гл.5, 16, 18.
6. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные пололки -М.,2003.
7. Смелзер Н. Культура как социальная система // Социологические исследования. 1999. №7.
8. Михайловский Н.К, Герой и толпа. - СПб., 1907.
9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.
10. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1999.

Наши рекомендации