Раздел 1. Психодиагностика новорожденного. Шкала Апгар
( в конце названия раздела не ставятся точки)
Подразделы:
1.1 Психодиагностика новорожденного(теоретический анализ литературы)
1.2 Шкала Апгар(описание и проведение методики на новорожденном или ретроспективное изучение уже родившегося ребенка)
( в конце названия подраздела не ставятся точки)
· в индивидуальном задании могут быть указаны ссылки на используемую литературу;
· ссылки на источники следует указывать в квадратных скобках, например: [1 – 3], где 1 - 3 порядковый номер источников, указанных в списке источников информации;
· список источников информации можно размещать в порядке появления источника в тексте, в алфавитном порядке фамилий авторов или заголовков и в хронологическом порядке; · минимальный объем работы составляет 15 страниц печатного текста (без учета приложений), максимальный объем - 20 страниц печатного текста (без учета приложений);
· контрольная работа должна быть прислана или сдана в деканат факультета в указанные в графике учебного процесса сроки, поскольку скопление большого количества работ непосредственно перед сессией вызовет задержку рецензирования и осложнит допуск к экзамену. Во время сессии контрольные работы на рецензирование не принимаются. Без зачета по контрольной работе студенты к экзамену не допускаются.
Оформление ссылок и цитат
При оформлении контрольной работы автор обязан давать ссылки на источники заимствования материала. При этом лучше ориентироваться на более поздние издания и публикации. Ссылки на литературу, использованную в работе, могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. В первом случае после упоминания источника или цитаты из него в скобках (обычно квадратных) проставляют номер, под которым данный источник расположен в списке литературы. Например:
«В. Д. Небылицын [15], вслед за Б. М. Тепловым [31], считает ..»
Если в работе приводится фрагмент (цитата) из определенного источника, то он выделяется кавычками, а оформление ссылки возможно двумя способами:
«А. Анастази отмечает, что «..........» [8, с. 150]».
«Результаты проведенных исследований [Психология личности..., 1987]....».
Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения логики текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты: в начале, в середине, в конце. Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
Например: «С.Л. Рубинштейном проблематизирован вопрос «…соотношения сущности и существования, при котором сначала полагается сущность, а затем само бытие…» [25, c. 49]».
Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставится многоточие и цитата начинается с прописной буквы.
Оформление библиографического списка
Все источники, на которые ссылается автор, включаются в Список литературы. Литературные источники приводятся в алфавитном порядке по фамилии автора или заглавной букве названия, если это сборник статей.
1. Фамилия, инициалы автора. Основной заголовок работы. Место издания: Издательство, Год издания. - Количество страниц. Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ.- Г.: Наука, 1990. – 167с.
2. Основной заголовок. /Фамилия инициалы Автора 1, Фамилия инициалы Автора 2, Фамилия инициалы Автора 3, Фамилия инициалы Автора 4 и др. Место издания: Издательство, Год издания. - Количество страниц.
3. Основной заголовок. /Фамилия инициалы Автора 1, Фамилия инициалы Автора 2, Фамилия инициалы Автора 3, Фамилия инициалы Автора 4 и др.; Отв. ред. Инициалы фамилия. Место издания: Издательство, Год издания. - Количество страниц.
4. При ссылке на электронный источник (типа http://) необходимо указывать имя автора, название работы, ее статус (реферат, эссе, диссертация, статья, блог и т.п.), электронный адрес, а потом дату обращения к ресурсу.
Например: Никитин И. К. "Жизнь" в игровом смысле этого слова. Эссе. 2006г. URL: http:// www. referat.ru/pub/item/23775 (дата обращения: 17.09.2011).
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Вариант 1
Психодиагностика новорожденного. Шкала Апгар.
Межличностные отношения дошкольников. Рисунок семьи.
Вариант 2
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5мес. – 1 год 10 мес.) (Н.В. Серебрякова).
Диагностика речи.
Вариант 3
Особенности составления анамнеза ребенка в зависимости от возраста.
Детский тест фрустрации (Розенцвейг).
Вариант 4
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1год 10 мес. – 3 года) (Н.В. Серебрякова).
Адаптация детей к школе (Кушнир).
Вариант 5
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3года – 4 года).
Диагностика детской тревожности (страхи) (В. Аман).
Вариант 6
Предмет психодиагностического обследования ребенка раннего возраста.
Методика КИСС (Федотова).
Вариант 7
Речевая карта обследования детей раннего и младшего возраста (от 2 до 4 лет) (Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова).
Графический тест (Гудинаф-Харриса) (в адаптации Степанова).
Вариант 8
Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни (И.М. Аксорина, К.Л. Печора, 1978).
Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок (Бехтерев, Выготский, Венгер).
Вариант 9
Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей (Е.М. Мастюкова, 1981).
Шкала умственного развития (Шкала Бине-Симона, Векслер).
Вариант 10
Шкала оценки понимания речи (Е.М. Мастюкова, 1990).
Шкала двигательных умений (Озерецкого).
Вариант 11
Развитие познавательной деятельности и когнитивное развитие детей (Ж.Пиаже, 1969).
Проективные методики ребенка (с 5 лет). «Тест Руки» Вагнера.
Вариант 12
Этапы развития детей в раннем возрасте (на основе классификации Ж.Пиаже).
Диагностика готовности ребенка к школе (Н.Я.Кушнир).
Вариант 13
Развитие у детей раннего возраста навыков крупной моторики (П.Л. Жиянова, 2002).
Описание таблиц А.Гезелла, Бейли, Д. Лешли и их общая характеристика.
Вариант 14
Развитие у детей раннего возраста мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (П.Л. Жиянова, 2002).
Тест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни (Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева).
Вариант 15
Образцы захватов младенцев (Лаборатория Виндзор, 1994).
Основные показатели психического развития детей раннего возраста (А.Н. Корнев, 2000).
Вариант 16
Таблицы физиологического развития для младенческого возраста по Хеллбрюгге и Пехштайну (Мюнхенская функциональная диагностика).
Диагностика психологической готовности ребенка к школе: методика «Экспернтная Оценка адаптированности ребенка к школе» (В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В.Сорокина).
Вариант 17
Неврологическое обследование младенцев (Эссенская программа).
Диагностика памяти (Л.М. Житникова, Д.П.Мальцева) и мышления (методика «Понимание пословиц») детей младшего школьного возраста.
Вариант 18
Последовательность формирования Я-концепции у младенцев (Е.И. Петанова).
Диагностика внимания (Т.Е. Рыбакова, Г.Н. Понарядовой, Шульца-Вульфа, Мюстенберга) детей младшего школьного возраста.
Вариант 19
Шкалы развития Смирновой для детей первого полугодия жизни.
Диагностика уровня восприятия детей младшего школьного возраста. Методики: «Узор» (Л.И. Цеханская), «Срисовывание образцов» (З. Матейчик, М. Стрнадова), «Квадрат и круг» (Й. Черначек).
Вариант 20
Диагностика психического развития детей в возрасте до 1 года.
Диагностика уровня восприятия детей младшего школьного возраста. Методики: «Какие предметы спрятаны в рисунках», «Чего не хватает» (Н.Я. Кушнир), «Назови фигуры», «Домик» (Н.И. Гуткина).
Вариант 21
Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста. Шкалы развития младенца Bayley.
Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.
Вариант 22
Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.
Диагностика психологической готовности ребенка к школе: графический диктант Д.Б. Эльконина; методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки).
Вариант 23
Этапы формирования у детей навыков самообслуживания (М.Питерси, Р. Трилор, 2001).
Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (методика «Цветовой тест отношений», диагностический альбом).
Вариант 24
Метод психологической диагностики различных психических состояний детей раннего возраста (описательная диагностика П. Массена, Дж. Конджерса, Дж. Кагана, А. Хьюстона).
Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву, методика «Установление последовательности событий»).
Вариант 25
Анкеты интересов ребенка.
Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В.М. Когана), методика Разрезанные фигуры»).
Вариант 26
Использование проективных методов исследования при изучении эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста: методика выявления детских страхов А.И. Захарова, М. Панфиловой.
Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (методика «Классификация предметов» (детский вариант)), методика исследования способности формирования понятий (методика Выготского-Сахарова, модификация для детей дошкольного возраста).
Вариант 27
Использование проективных методов исследования при изучении эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста: метод рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант).
Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (методика «Доски Сегена», Цветные прогрессивные матрицы Тест Дж. Равенна).
Список рекомендуемой литературы по дисциплине «Основы психодиагностики»
Основная
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.:Питер, 2003. - 688 с.
2. Батыгин Г., Девятко И. Миф о качественной социологии // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 13-21.
3. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – с.231.
4. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознпния дошкольников. – Минск «Вышэйшая школа», 2004. – 101 с.
5. Белановская О.В. Психология личности: Учебное пособие/О.В.Белановская; Науч. ред. Ю.Н.Карандашев, Т.В.Сенько. – Мн.:БГПУ им.М.Танка,2001. – 226 с.
6. Белановский, С.А. Качественная традиция исследований и ее методологические основы /С.А. Белановский //Глубокое интервью. – М.: Николо-Медиа, 2005. – 253 с.
7. Брокмейер, Й. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. – 2000. – №3 – С. 29-42.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович.– М., 1968. – 130с.
9. Бусыгина, Н.П. Научный статус исследования случаев / Н.П. Бусыгина // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – № 1.– С.9-34.
10. Бусыгина, Н.П. Научный статус качественных методов в психологии / Н.П. Бусыгина Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – №1. – С. 5-29.
11. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005.-351 с.
12. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.
13. Васильева, Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996). – М.: Ин-т социологии РАН, 1996. С.56-65.
14. Венгер, А.Л.Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство: в 2 ч. / А.Л. Венгер. - М.: Генезис,2005. - 4.2. - 128 с.
15. Войскунский, А.Е. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования / А.Е. Войскунский, С.В. Скрипкин // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 14, Психология. - 2001. - № 2. - С. 93-109.
16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И.Гуткина. – М., 1993. –95с.
17. Квале, С.Исследовательское интервью / С. Квале. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.
18. Клюшкина, О.Б. Посторонние теории на основе качественных данных // Социологические исследования. – 2000. – №10. – С.92-101.
19. Козина, И. Case-study: Некоторые методические проблемы / И. Козина // Рубеж. 1997. № 10-11. С . 177-189.
20. Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я.Кушнир. – Мозырь, 2002, – 126с.
21. Лакутин, О.В. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. 1992. № 8. С. 72-77.
22. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 248с.
23. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина -М.: Мос.гос ун-т, 1987. - 303 с.
24. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева - Ростов-на Дону: Феникс, 1996.-544 с.
25. Пономарева, М.А. Психологическая диагностика личности: теория и практика / М.А. Пономарева. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 224 с.
26. Пономарева, М.А. Психодиагностика личности / М.А. Пономарева, Т.П.Юхновец. - Минск: Тесей, 2007. -157 с
27. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
28. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.
29. Психодиагностика детей / Сост. А.С.Галанов. – М., 2002. – 130с.
30. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. –303с.
31. Сапогова. Е.Е Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 460с.
32. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.:Школьная Пресса, 2000. – 416с.
33. Семенова, В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – С. 80–196.
34. Сивуха, С.В. Дискурс социального конструкционизма: критический анализ дискурсивной психологии // Философия и социальные науки. – 2009. – № 1-2. – С. 77-81.
35. Сивуха, С.В. Психология личности: между теорией и практикой // Психологическая практика: проблемы и перспективы / Под ред. Г.М. Кучинского. – Минск: ЕГУ, 2002. – С. 57-103.
36. Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страус, Дж. Корбин. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 49–96с.
37. Степанов, С.С.Диагностика интеллекта методом рисуночного текста. – М.:ТЦ «Сфера», 2004. - 96 с.
38. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии / А.М. Улановский // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С.27-37.
39. Улановский, А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / А. М. Улановский // Психологический журнал. – 2009. – № 2. – Том 030 - C. 18-28.
40. Фливберг, Б. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики / Б. Фливберг // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С.7-23.
41. Шкляр, Л. Анализ качественных данных в стиле “grounded theory” / Л. Шкляр //В кн.: Другое поле: Социологичекие практики. – Ульяновск: ДРУ, 2000. – 214с.
42. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин. - М.: Владос, 1999.-512 с.
Дополнительная
1. Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс. – СПб.: Алетея, 1999. – 272с.
2. Абельс, Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование / Х. Абельс // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Том 1. – № 1. – С.34-41.
3. Барт, Р. Camera lucida. Комментарии к фотографии / Р. Барт. – М: Ad Marginem, 1997. – 222 с.
4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М.: Прогресс, 1994. – 415-432 с.
5. Белановский, С.А. Метод фокус-групп: учебное пособие / С.А. Белановский. – СПб.: Никколо-Медиа, 2001. – 280 с.
6. Белянин, В.П. Психолингвистика: Учебник. / В.П. Белянин. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2009. – 204-212 с.
7. Биографический метод: История, методология, практика / Под ред. Е.Ю. Мещеркиной, В.В. Семеновой. – М.: Институт социологии РАН, 1994. – 197 с.
8. Брунер, Дж. Жизнь как нарратив / Дж. Брунер // Социальные исследования. –1987. – 54 (1). –С.11-32.
9. Бурдье, П. Биографическая иллюзия /П. Бурдье // Интер. – 2002. – № 1. – С. 75–84.
10.Бурлуцкая, М.Г. Стандартизированное интервью: Проблемы организации / М.Г. Бурлуцкая, Л.Я. Петрова // Социологические исследования. – 1997. – № 10. – С. 131–137.
11.Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С.Бурлакова, В.И.Олешкевич- М.: Институт общегуманитарных исследований,2001. - 352 с.
12.Бусыгина, Н.П. Феноменологическое описание и интерпретация: примеры анализа данных в качественных психологических исследованиях. / Н.П. Бусыгина // Московский психотерапевтический журнал. – 2009 – № 2. – С. 52–75.
13.Бутенко, И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях / И.А. Бутенко // СОЦИС. – 2000. – № 4, С.3-11.
14.Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб.науч.ст./ Под ред. Е.Р. Ярской–Смирновой, П.В.Романова, В.Л. Круткина. – Саратов: Научная книга, 2007. – 334 с.
15.Гарфинкель, Г. Что такое этнометодология? / Г. Гарфинкель // Социологическое обозрение. — 2003. Т. 3. — № 4. — С. 3-25.
16.Гирц, К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры / К. Гирц //Антология исследований культуры. СПб.,1997. – Т. 1. – 171–200 с.
17.Горошко, E.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента / E.И. Горошко. – Харьков: Ра-Каравелла, 2001. – 252 с.
18. Голофаст, В. Многообразие биографических повествований / В. Голофаст // Социологический журнал. – 1995. – № 1. – С. 71–89.
19. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Д.С. Горбатов. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 248 с.
20.Гуревич, К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития / К.М. Гуревич // Вопросы психологии.- 1982.- № 1.- С.9-18.
21.Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М.:Университет, 2004. – 271 с.
22.Деперман, А. Теории и свойства ситуации разговора / А. Деперман, Т. Шпранц-Фогейс // Анализ образовательных ситуаций: Сб. научн. ст. / Под ред. А. М. Корбута, А.А. Полонникова. – Мн.: БГУ, 2008. – С. 209-243.
23. Детская психодиагностика и профориентация /Ред. сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д., 1999. - 340 с.
24. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под общ. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Минск: Университетское, 1997.-237 с.
25. Диагностика готовности к обучению к школе (Психодиагностические методики и инструкции для использования) /Серия «Психологическая диагностика в школе». Вып. 2. -Мозырь, 1995 . - 120 с.
26. Диагностика педагогического взаимодействия: Методическое пособие / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Мн., 1993.
27.Джерджен, К. Социальный конструкционизм: знание и практика / К. Джерджен. – Минск: Пропилеи, 2003. – 245с.
28.Дмитриева, Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии / Е. Дмитриева. – М.:Центр, 1998. – 321с.
29.Журавлев, В. История жизни бомжа / В. Журавлев // В кн.: Судьбы людей. Россия. ХХ век. Под ред. В.Семеновой, Е.Фотеевой. – М.: ИСРАН, 1996. – 34-40с.
30. Елисеев, О.В. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.В.Елисеев. - СПб: Питер. - 2001. - 560с.
31.Журавлев, В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях / В.Ф. Журавлев // Социология: 4М. – 1993-1994. – №3-4. – С.34-43.
32.Здравомыслова, Е. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности / Е. Здравомыслова, А. Темкина // В поисках сексуальности: Сборник статей под ред. Е. Здравомысловой, А.Темкиной. – СПб.: Буланин, 2002. –549-558 с.
33.Зенкин, С. Критика нарративного разума. Заметки о теории / С. Зенкин // «НЛО». – 2003. – №59. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html – Датадоступа: 20.10.2010 г.
34.Зинченко, В.П. Проблема объективного метода в психологии / В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1977. – № 7. – С.109–125.
35.Иванов, М.А. Беседа как метод исследования / М.А. Иванов // Социологические исследования. – 1989. –№ 4. – С.107.
36.Ильин, И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. / И. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – 264с.
37.Исупова, О.Г. Конверсационный анализ: представление метода / О.Г. Исупова // Социология: 4М. - 2002. - № 15. - С. 33-52.
38.Йоргенсен, М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод / М. В. Йоргенсен, Л. Дж. Филипс. – Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 352с.
39. Касавин, И.Т. Анализ повседневности / И.Т. Касавин, С.И. Щавелев. – М.: Канон, 2004. - 432 с.
40. Карпов, Ю.В. Психодиагностика познавательного развития учащихся / Ю.В.Карпов, Н.Ф.Талызина. - М., 1989.
41.Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. - М.: Прогресс, 1999. – 230с.
42.Ковалев, Е. М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях / Е. М. Ковалев, И. Е. Штейнберг. М., 1999. – 293с.
43.Козлова, Н.Н. Опыт социологического чтения “человеческих документов”, или размышления о значимости методологической рефлексии / Н.Н. Козлова // Социс. – 2000. –№ 9. – С.9-23.
44.Корбут, А. М. Институционализация учебных ситуаций в образовательной практике / А. М. Корбут // Анализ образовательных ситуаций: сб. научн. ст. / Белорус. гос. ун-т; под ред. А.А. Полонникова, А.М. Корбута. − Минск, 2008. – С. 37- 91.
45.Корбут, А. М. Ситуационные основания образовательных исследований / А. М. Корбут, А. А. Полонников // Анализ образовательных ситуаций: Сб. научн. ст. / Под ред. А. М. Корбута и А. А. Полонникова. − Мн.: БГУ. − 2003. − 34-35с.
46.Крукович, Е. И. Нарративный анализ / Социология. Энциклопедия / Ред. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др./ Мн. − 2003. − С. 607–610.
47.Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. − М.: Прогресс, 1996. − 294с.
48. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: метод, рекомендации по проведению / Л.В.Куликов. - СПб.: Речь, 2001.
49. Лаак, Ян, тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Ян тер Лаак. - М.: Наука, 1996. - 367 с.
50.Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар // Ступени: Философский журнал. – 1994. − № 2(9). − С.86-98.
51.Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. − М.: Санкт-Петербург, 1998. − 189с.
52.Лобойко, Д.А. Отбор информантов в качественном (этнографическом) исследовании / Д.А Лобойко // Качественные методы исследования в социальных науках. − Самара: Интернет-сообщество "Социологи", 2002. − 207с.
53.Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Т. Лукман, П.Л Бергер. – М.: Медиум, 1995.
54.Макаров, М. Основы теории дискурса / М. Макаров. − М.: Смысл, 2003. − 176с.
55. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К.Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.
56.Маслова, О.М. Качественная и количественная социология, методология и методы / О.М. Маслова // Социология 4М. −1995. − N 5-6,. −С.5-15.
57.Мельникова, О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники / О.Т. Мельникова. − М.: Академия, 2003. – 272 с.
58.Мельникова, О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование: Учеб. пособие для студентов вузов / О.Т. Мельникова. − М.: Аспект Пресс, 2007. – 320 с.
59.Мещеркина, Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий / Е.Ю. Мещеркина // Социс. – 2002. – № 7. – С.61-67.
60.Мещеркина, Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии / Е.Ю. Мещеркина // В кн.: Гендерный калейдоскоп; под ред. М. Малышевой. – Москва: ИСЭПН, 2001. – 169-187с.
61.Мещеркина, Е.Ю. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения / Е.Ю. Мещеркина // В кн.: Введение в гендерные исследования; под ред. И. Жеребкиной. – СПб: Алетейя, 2001. – Часть 1. – 197-237с.
62.Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. - СПб.: Питер, 2000. – 345с.
63.Назарова, И.Б. Непроведение опроса и отказ от интервью / И.Б. Назарова // Социологический журнал. - 1998. - № 1/2. - С. 161-166.
64. Носе, И.Н., Васина, Н.В. Введение в практику психологического исследования / И.Н.Носс, Н.В.Васина. - М.: Изд-во Института психотерапии,2004. - 348 с.
65.Ньюман, Л. Анализ качественных методов / Л. Ньюман // Социологические исследования. – 1998. – №12 – С.101-113.
66.Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму: Пособие для гуманит. вузов / Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалев и др. – М.: Наука, 1994. – 380 с.
67.Павлова, Н.Д. Интент-анализ телеинтервью / Н.Д. Павлова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profteks.ru/library/psylingva/sborniki/Book1998/articles/2_5.htm – Датадоступа: 20. 10.2010.
68.Павлова, Н.Д. Метод интент-анализа в изучении дискурса / Н.Д. Павлова // Проблемы психологии дискурса; под ред. Н.Д.Павловой, И.А. Зачесовой. – М., 2005. – 196с.
69.Павлова, Н.Д. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Н.Д. Павлова, Т.Н. Ушакова. – СПб:Алетейя, 2000. – 320с.
70.Петренко, В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания / В.Ф. Петренко //Вопросы психологии.-1982.- № 5.-С.23-35.
71.Поттер, Дж. Дискурс и субъект / Дж. Поттер, М. Уезерел // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_pottu01.htm – Датадоступа: 20. 10.2010.
72.Поттер, Дж. Дискурс-анализ как метод исследования естественно протекающей речи / Дж. Поттер // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1075 – Датадоступа: 20. 10.2010.
73. Практикум по дифференциальной психодиагностике
профессиональной пригодности: учеб. пособие / под общ. ред. В.А.Бодрова. -М.:ПЕРСЭ,2003.-768с.
74. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2005.-560 с.
75. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. / ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2006. - 672 с.
76.Практикум по диагностике познавательной сферы личности /Сост. А.И. Гаурилиус, О.Ф. Казанович. -Минск, 2000. - 145 с.
77. Психологическая диагностика детей и подростков/ Под ред. К.М. Гуревича, Е.М.Борисовой.- М., 1995.
78.Пузанова, Ж.В. Нарративный анализ: понятие или метафора? / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук // Социология: 4М. – 2003. – № 17. – С.56-82.
79.Рогозин, Д. Анализ коммуникативных сбоев в экспертном интервью / Д. Рогозин, А. Яшина // Социальная реальность. –2007. – № 5, С. 86-93.
80.Розенталь, Г. Реконструкция рассказов о жизни // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. Ун-та в С.-Петербурге. −2003. − С. 322-355.
81. Рожина, Л.Н. Художественное познание человека и развитие личности старшеклассника. М., 1993.
82. Романова, Е.С., Графические методы в психологической диагностике / Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина. - М.: Дидакт, 1992.-256 с.
83.Романов, П. «Делать знакомое неизвестным»: этнографический метод в социологии / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова // Социологический журнал. –1998. – № 1–2. – С. 145–161.
84.Романов, П.В. Процедуры стратегии, подходы “социальной этнографии“ / П.В. Романов // Социологический журнал. – 1996. – № 3/4. – С.138-149.
85.Рустин, М. Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных науках / М. Рустин // Интер. – 2002. – № 1. С.7–24.
86.Руус, Й. Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии / Й. Руус // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ; под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. – СПб., 1997. – С. 7–14.
87.Семаго, Н.Я., Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго - М., 2000.
88.Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
89.Серио, П. Анализ дискурса во Французской школе (Дискурс и интердискурс) / П. Серио // Семиотика: Антология; под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Академический проспект, Екатерин-бург: Деловая книга, 2001. - С.549-562.
90.Сивуха, С.В., Козяк А.А. О реформе статистического вывода в психологии. I. Сомнительная значимость статистической значимости / С.В. Сивуха, А.А. Козяк // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009.
91.Соколовский С.В. Этнографические исследования: идеал и действительность // Этнографическое обозрение, 1993. – N 2, 3. – С.23-29.
92.Собчик, Л.Н. Психодиагностика. Методы и методология / Л.Н.Собчик. - СПб.: Речь. - 2000. - 219с.
93.Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича – М.: Ин-т психологии, 2007. – 247с.
94.Троцук, И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках / И.В. Троцук // Вестник РУДН, серия Социология. – 2004. – №6-7. – С.56-74.
95.Трубина, Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу / Е.Г. Трубина. – Екатеринбург: ур. ун-та, 2002. – 311с.
96.Тягунова, Т. В. «Воспринимаемая нормальность» учебных ситуаций / Т. В. Тягунова // Социологический журнал. — № 1-2. — 2006.
97.Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация / А.М. Улановский // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – C.35-45.
98.Улановский, А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии / А.М. Улановский // Методология и история психологии. – 2008. – №2. – С.129-139.
99.Улановский, А.М. Качественные исследования как подход и как способ анализа данных / А.М. Улановский // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований; под ред И.М.Быховской. – М.: Смысл, 2010. – 640 с.
100.Улановский, А.М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний / А.М. Улановский // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – №2. – C. 27-51.
101.Уотсон, Р. Этнометодологический анализ текстов и чтения / Р. Уотсон // Социологический журнал. – 2006. – № 1-2. – С. 32-42.
102.Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькин. - М., 1995. - 214 с.
103.Фурманов, И.А. Психодиагностика и психокоррекция личности. Мн., 1998.- 240 с.
104.Шмелев, А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объективная и субъективная парадигма анализа данных / А.Г. Шмелев //Вопросы психологии.-1982.- № 5.- С.36-46.
105.Шпарага, О. Феноменология опыта: опыт как «почва и горизонт» познания / О. Шпарага // Логос. – 2001. – № 2.– С.103-122.
106.Штомпка, П. Введение в визуальную антропологию / П. Штомпка // INTER. – 2007. – № 4. – С. 6 - 12.
107.Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шюц . – М.: Общественное мнение, 2003. – 336 с.
108.Шюц, А. Структуры повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. – 1988. – № 2. – С. 129-137.
109.Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М., 2003.-420 с.
110.Юревич, А. В. Методологический либерализм в психологии / А. В. Юревич // Вопросы психологии. – № 5. –2001. – С.9-24с.
111.Юревич, А.В. Психология и методология / А. В. Юревич // Психологический журнал. – № 5. – Т. 21. – 2000. – С.35-47.
112.Янчук, В.А. Методолого-теоретические основания интеграции психологического знания в традиции постмодерна / В.А. Янчук // Белорусский психологический журнал. – 2005. – № 3. – С.3-12.
113.Ярская-Смирнова, Е. Визуальная антропология. Новые взгляды на социальную реальность / Е. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, В. Круткин. – С.: Научная книга, 2007. – 528с.