Первые исследования авторитаризма
• После этого Адорно переезжает к Максу Хоркхаймеру в Калифорнийский университет Лос-Анджелеса в Беркли. Начинается период их самого тесного сотрудничества.
• Они приняли аргумент экономиста Фридриха Поллока о том, что в советской России сложился государственный капитализм, очень похожий на бюрократическую структуру интервенционистского государства, предложенную и реализуемую в США Франклином Рузвельтом в его знаменитом "New Deal" (Новом подходе). Они доказывали, что любым подобным структурам внутренне присущ авторитаризм.
Реификация
Если на ранней стадии Хоркхаймер и Адорно рассматривали реификацию (овеществление) в качестве главного идеологического препятствия, стоящего перед критическим сознанием, а критический разум считали главным способом его преодоления, то впоследствии, после мрачных событий, породивших Освенцим и Хиросиму, главным предметом их внимания стало пассивное подчинение власти.
Они стали оценивать уже сам разум как форму доминации, господства. Их отношение к собственным интеллектуальным усилиям состояло в том, что это не столько предвосхищение социальной революции, но просто борьба за выживание критического сознания.
Борьба с левыми
• В конце 50-х годов его университетская деятельность во Франкфуртском университете имени Гете постоянно вовлекает его в конфликты, будоражащие политическую и культурную жизнь ФРГ. Здесь и перепалка с позитивизмом, и полемика с Карлом Поппером, и спор о реформе системы высшего образования ФРГ.
• 1968 год застает его в схватках с движением студенческого протеста. Ему часто ставили в упрек, что в "Критической теории" он персонально заключает соглашение с существующим истеблишментом.
• Со своей стороны, Адорно без колебаний отвергает активизм фракции немецкой новой левой. Он убежден в необходимости структурной трансформации социальных отношений, но остается абсолютно убежденным в том, что подлинный революционный праксис должен быть ненасильственным праксисом.
• Его внезапная смерть во время каникул от сердечного приступа оставила незавершенными две работы, которым он придавал большое значение: "Эстетическую теорию" и монографию о Бетховене.
4. Диалектика просвещения
• Важнейшим неомарксистским произведением интеллектуальной романистики, очертившим магический круг идей и образов, интуиций и ассоциаций, за пределы которого уже не выходила ни сама франкфуртская школа, ни социологическая публицистика и литература, оказавшаяся в орбите ее влияния в 60-е гг., можно считать «Диалектику просвещения» Хоркхаймера и Адорно.
• Книга была написана ими в 1944 г. в США и опубликована в 1947 г. в Амстердаме.
• Идеи Хоркхаймера и Адорно были ассимилированы Г. Маркузе, чьи работы и доклады имели большой резонанс в Западной Германии во второй половине 60-х гг. Наконец, некоторые из них перекочевали уже на рубеже 60-х — 70-х гг. в идеологию контркультуры.
«Закат Европы» – «Диалектика просвещения»
• В каком-то отношении «Диалектика просвещения» сопоставима со шпенглеровским «Закатом Европы», опубликованным сразу же после первой мировой войны, хотя и написанным несколько раньше.
• Подобно Шпенглеру, почувствовавшему закат европейской («фаустовской») культуры накануне первой мировой войны, авторы «Диалектики просвещения» вновь подняли вопрос о «конце» этой культуры на исходе второй мировой войны. Теперь она называлась культурой «буржуазного просвещения». Причем теперь идея «конца» была сфокусирована не столько на проблеме культуры Запада, сколько на вопросе об индивидуальности — этой носительнице всех прежних форм культуры и цивилизации.
• Под сомнение ставилась сама возможность существования индивида в наш век, век сверхмощных государств и тотальной «заорганизованности» людей, век глобальных войн и лагерей массового уничтожения, век индустриального «производства сознания» и целенаправленно организуемых «массовых психозов».
Гибель индивидуальности
• В этой картине нашего века, на фоне которой в «Диалектике просвещения» утверждалось окончательное поражение культуры и гибель индивидуальности, поражает полное отсутствие светлых тонов.
• Все утопает во мраке ночи, наступившей, по выражению Адорно, «после заката Европы». Это неслучайное впечатление: аналогичное переживание владело авторами «Диалектики просвещения», и они хотели передать его читателям.
• Хоркхаймер и Адорно принадлежали к поколению западноевропейской буржуазной интеллигенции, воспринявшей ницшеанскую «смерть Бога» как утрату всех положительных идеалов — абсолютов. Поэтому с гораздо большей «непосредственной достоверностью» ими переживалось то, чего они не хотели, чем то, что они хотели, утверждали.
Черным по черному
• В итоге место позитивного Абсолюта занял в их сознании негативный Абсолют. Его символом стал Освенцим — высшее, предельное, абсолютно достоверное воплощение всего отрицаемого ими в XX столетии.
• В свете этого негативного Абсолюта оценивали авторы «Диалектики просвещения» все то, что они считали ее исторически неизбежным результатом — современную западную культуру и принцип индивидуальности, составляющий, по мысли Хоркхаймера и Адорно, ее самое глубокое основание.
• Поскольку же свет негативного Абсолюта — это отрицательный свет, точнее, отрицание всякого света, картина, возникшая в потрясенном сознании этих мыслителей, не могла нести в себе никакого светлого начала.
Фашизойдность ХХ века
• Согласно убеждению идеологов франкфуртской школы, человечество вместо того, чтобы вступить в истинно «человеческое» состояние, погрузилось в новый вид варварства.
• Олицетворением такого варварства для франкфуртских теоретиков являлся не только фашизм, но и вся позднекапиталистическая эпоха, его породившая.
• Эта эпоха, по мнению Хоркхаймера и Адорно, изначально характеризовалась «фашизоидностью», т. е. внутренним тяготением к перспективе фашизма. Данный период рисовался ими как период полного торжества насильственных и тоталитарных тенденций и, соответственно, полного и окончательного поражения индивида и апеллирующей к нему культуры.
• С начала позднекапиталистической эпохи (в «Диалектике просвещения» она точно не датируется, но, по-видимому, совпадает с началом XX в.) и до ее конца, который теряется в туманной дали, индивиду и его культуре, если верить Хоркхаймеру и Адорно, суждено «парадоксальное» существование: существование в момент ликвидации, на границе бытия и небытия.
Индустрия культуры
В отдельной главе этой работы - “Индустрия культуры: Просвещение как массовый обман” - авторы специально рассматривали место и роль средств массовой коммуникации в современном им обществе.
Центральное понятие «Диалектики просвещения» - «индустрия культуры». Оно стало использоваться во множестве исследований.
• Под индустрией культуры Т. Адорно и М. Хоркхаймер понимали производство культуры, превратившееся в уничижающий человека аналог поточно-конвейерного производства.
• Индустрия культуры рассматривалась ими как повседневная дегенерация духовной жизни большинства до низкопробного «всеобщего уровня».
• Данное обстоятельство принимало для авторов особое значение, поскольку в нем они увидели необходимое условие осуществления тоталитарной духовной власти как принципа организации и управления, предстающего как в непосредственно политических формах, так и в рыночном выражении.