Методические указания к изучению курса
Тема 1. Пенитенциарная социология:
появление дисциплины, область исследований
Вопросы для изучения:
1. Проблема появления и становления «Пенитенциарной социологии»
2. Область исследований «Пенитенциарной социологии»
3. Соотношение «пенитенциарной социологии» с другими смежными науками
а) Взаимосвязь с социологией и социологическими дисциплинами
б) Взаимосвязь с криминологическими и пенитенциарными дисциплинами
в) Прочие пенитенциарные дисциплины, соприкасающиеся с предметом «пенитенциарной социологии».
Пояснения:
В первом вопросе, нужно разобраться с историей появления дисциплины «Пенитенциарная социология» в России. Познакомиться с проблемой отсутствия учебных пособий и соответствующих книг по дисциплине. Выяснить в чем различие между пенитенциарной социологии и пенитенциарной психологии.
Во втором вопросе, необходимо выяснить предметную область пенитенциарной социологии; рассмотреть ее особые исследовательские направления; выяснить разницу между социологией и психологией.
В третьем вопросе, требуется изучить взаимосвязь дисциплины со смежными предметами: криминологией, пенологией, криминопенологией, социологией преступности. Найти у них сходное и различное в исследовательских подходах и постановке проблематики. Выяснить взаимосвязь пенитенциарной социологии с общей социологией.
Литература:
Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – 536 с. С. 433-467.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2006. – 512 с.
Проблема появления и становления «Пенитенциарной социологии» как исследовательской и учебной дисциплины.
Пенитенциарная социология как учебная дисциплина появилась недавно. Появление названия (термина) «пенитенциарная социология» вызвано работами Юрия Алексеевича Алферова. Первая его книга (учебное пособие), содержащая в оглавлении словосочетание «Пенитенциарная социология», была опубликована в 1994 году. (Алферов Ю.А. «Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных». М.: Домодедово, 1994). В течение 1994-1996 годов каждый год им публиковалось по 2-3 учебных пособия, обозначенных как «Пенитенциарная социология». Поэтому Е.В. Черносвитов в своей книге «Пенитенциарная медицина» называет Ю.А. Алферова основоположником данной дисциплины. Также он отмечает, что под влиянием курса лекций прочитанных Ю.А. Алферовым в 1998 году в США, там возник Институт пенитенциарной социологии, который носит сейчас его имя.
Однако, к сожалению, во всех многочисленных работах Ю.А. Алферова, озаглавленных как «пенитенциарная социология», социологический аспект практически не представлен. Основной акцент делается на изучение личности осужденных, чем, собственно, занимается другая наука – «Пенитенциарная психология». В то же время, вопросы внутригруппового взаимодействия (что является общим предметом исследования для социологии и психологии) в них рассматриваются даже в меньшей степени, чем в других книгах по пенитенциарной психологии. Здесь нужно отметить, что исправительная (пенитенциарная) психология как подраздел юридической психологии сформировалась в России уже давно и изучает личность и взаимоотношения осужденных. В работах же Ю.А. Алферова используется методика исследований пенитенциарной психологии, тогда как сама социальная составляющая оказывается упущенной. Соответственно, по его методике исследования сводятся к методике изучения личности осужденных, при этом совершенно упускаются из внимания тенденции развития групп и общества.
Даже если судить только по названию, то пенитенциарная социология должна определенно отличаться от пенитенциарной психологии (чего, к сожалению, мы не наблюдаем в учебниках Ю.А. Алферова). И чтобы разобраться, что же все-таки должна изучать пенитенциарная социология, и в чем должно быть ее отличие от пенитенциарной психологии, нужно, прежде всего, исходить из того, чем психология (как наука) отличается от социологии. Конечно, в некоторых разделах эти две науки тесно переплетаются. В частности, вопросы межличностных взаимоотношений внутри групп рассматриваются как той, так и другой отраслью науки. Однако в остальном они имеют свой особый предмет исследования, свои подходы к изучению затрагиваемых явлений и свои исследовательские методики. Внимание психологии сконцентрировано на внутреннем мире человека, на его мотивах, поступках и поведении. Социология в соответствии со своим названием изучает общество. В предмет социологии входит изучение социальных групп, организаций, движений, функционирования социальных институтов, взаимоотношений между людьми, процессов, возникающих и протекающих в обществе, а также развитие в нем культуры и культурных явлений.
Таким образом, учебные пособия Ю.А. Алферова, несмотря на их название, нужно отнести к пенитенциарной психологии, тогда как по учебной дисциплине «Пенитенциарная социология» в настоящее время практически отсутствуют учебные пособия.