Перечень примерных контрольных вопросов для самопроверки
1. Определить предмет экономической конфликтологии.
2. Выявить специфику экономического конфликта
3. Определить соотношение экономических и не экономических конфликтов в
социальных отношениях
4. Выделить специфику соотношения столкновение мнений и столкновение
интересов. Когнитивный конфликт.
5. Когда сформировалась экономическая конфликтология?
6. В чем различие основных подходов к сущности экономических конфликтов?
7. Что понимается под конфликтным поведением в неоклассическом подходе?
8. В чем специфика субъектов участников конфликта в рамках математического
подхода к конфликту?
9. В чем слабость «победителя» в конфликте задействовавшего больше ресурсов в
противостоянии?
10. В чем отличие современных концепций логики конфликта от концепции
«максимизации полезности»?
11. Определите специфику внутрисистемного и межсистемного кризиса?
12. По каким критериям могут быть определены типы экономического кризиса?
13. Конкуренция в распределении каких видов ресурсов обычно становится
источником конфликтов?
14. Какие положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы?
15. Какова роль государства в ограничении и стимулировании конкуренции?
16. В чем проявляется специфика приватизации в России?
17. Каковы основные методы передела собственности в период приватизации в
России?
18. В чем особенность банкротства как инструмента передела собственности?
19. Специфика рейдерства в условиях российской экономики.
20. В чем разница между абсолютным и относительным преимуществом во внешней
торговле?
21. В чем проявляется противоречивость политики протекционизма?
22. Что такое торговые войны?
23. Какие субъекты являются участниками отношений в потребительской сфере?
24. Насколько рационален выбор потребителя?
25. Какие регуляторы существуют в сфере потребительских конфликтов?
26. Что такое потребительский экстремизм.
Глоссарий
Агрессия– Индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.
Антикризисное управление- система управления предприятием. Она имеет
комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Антипатия– устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Арбитр– третья сторона в конфликте.
Аффилиация– самоприсоединение к группе.
Внутренняя установка– субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Границы конфликта– внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников ( субъективные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта ( временные границы).
Динамика конфликта– движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.
Завершение конфликта– устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Институализация конфликта– установление чётких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.
Инцидент– это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обострённого встречного интереса.
Источники конфликтов– стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на повеление людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.
Компромисс– стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определённые взаимные уступки.
Конфликт– отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов и суждений.
Конфликтная ситуация– это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.
Конфликтогены– слова, действия ( или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния.
Конфликтологический менеджмент(конфликтологическое моделирование
и мониторинг) - информационное обеспечение и процесс практической реализации научно обоснованных и выверенных мер по предупреждению и разрешению конфликтов.
Конформизм– приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.
Корпоративные конфликты- это споры, возникающие между акционерным обществом, его акционерами и менеджерами. В основе этих конфликтов лежат как естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, так и борьба инвесторов за контроль над акционерным обществом.
Кризис -состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование государства, организации, предприятия, индивида и т.д., в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком их устраивала.
Лидер– член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности ( формальный лидер).
Медиатор– профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.
Объект конфликта– это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты.
Позиция– то, о чём заявляют субъекты конфликта.
Посредник– третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта,
обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.
Предмет конфликта– то, из-за чего возник конфликт.
Предупреждение конфликта– деятельность, которую субъект конфликта осуществляет в вынужденной и превентивной форме.
Прогнозирование конфликта– вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.
Проекция– осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.
Производственные конфликты- открытое или скрытое столкновение индивидуальных и (или) групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в совместной производственной деятельности.
Противоборство– взаимодействие субъектов социального взаимодействия,
характеризующееся нанесением взаимного ущерба.
Разрешение конфликта– вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.
Рэкет(пер. с англ.) – шантаж, вымогательство, легкий заработок, сомнительный источник дохода. Предприятие и организация, основанные с целью получения дохода жульническим путем. Организованное вымогательство.
Регулирование конфликта– вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.
Роль– нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Соперничество– стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.
Сотрудничество– Стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Социальный конфликт- наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Статус– реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.
Структура конфликта– совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.
Толерантность– терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Трудовой конфликт- конфликт между работодателем и работниками или между работодателем и профсоюзом работников. Обычно трудовые конфликты возникают по поводу заработной платы или условий труда.
Управление конфликтом– целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Установка– готовность, предрасположенность субъекта к определённой ситуации, определённому поведению, действию.
Уступка– стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.
Участники конфликта– это субъекты, непосредственно вовлечённые во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Уход– стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.