Темы контрольных работ. Контрольные вопросы и задания

СОЦИОЛОГИЯ

Контрольные вопросы и задания

Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего и рубежного контроля и промежуточной аттестации.

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Социологическая теория О. Конта.

2. Социологическая теория Г. Спенсера.

3. Натуралистическая школа в социологии.

4. Психологическая школа социологии.

5. Формальная социология.

6. Социологическая школа Э. Дюркгейма.

7. Понимающая социология М. Вебера.

8. Социология К. Маркса.

9. Русская социология 19 в.

10. Интегральная социология П. Сорокина.

11. Основные парадигмы современной зарубежной социологии.

12. Структурно – функциональный анализ. Т. Парсонс, Р. Мертон.

13. Основные этапы развития социологии в СССР.

14. Объект, предмет, функции и задачи социологии.

15. Социальная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами жизни общества.

16. Типология общества.

17. Социальные общности людей и их классификация.

18. Социальная структура общества: общая характеристика.

19. Культура в системе социальных отношений, ее структура и функции.

20. Общая характеристика субкультуры и контркультуры.

21. Социальная дифференциация общества и ее формы.

22. Социальная стратификация общества.

23. Социально-классовая структура индустриального общества и ее эволюция.

24. Социально-профессиональная структура индустриального общества и ее эволюция.

25. Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция.

26. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

27. Урбанизация индустриального общества и ее социальные последствия.

28. Миграция населения, ее формы и социальные последствия.

29. Этнические общности в индустриальном обществе, их типы и социальные различия.

30. Социальная мобильность общества: общая характеристика.

31. Социальное движение: общая характеристика.

32. Социальные конфликты, их типы, этапы развития, последствия и способы разрешения.

33. Сущность, этапы, функции общественного мнения.

34. Социальные типы личности.

35. Социализация личности: сущность, этапы и стадии.

36. Основные противоречия социализации личности.

37. Социальное действие личности: общая характеристика.

38. Социальное поведение личности; его основные факторы.

39. Девиантное поведение личности. Концепции девиантного поведения.

ТРЕНИНГ ТЕСТЫ:

Выбрать один правильный вариант ответа для каждого вопроса:

1. Кто из социологов выделил такие типы общества, как «общественно-экономическая формация»? а) П.Сорокин б) Г.Спенсер в) В.Ленин г) К.Маркс

2. Какой социолог для понимания социальных процессов применял метод «идеальных типов»? а) П.Сорокин б) Ф.Тённис в) М.Вебер г) Н.Данилевский

Кто из русских социологов предложил культурно-историческую типологию обществ? а) Н.Михайловский б) Н.Данилевский в) М.Ковалевский г) В.Плеханов

3. Кто из социологов в качестве методологического принципа анализа общества предложил «социологизм»? а) Р.Мертон б) Г.Спенсер в) Т.Парсонс г) Э. Дюркгейм

4. Кто из социологов использовал понятия «община» и «общество» при объяснении исторической эволюции общества? а) М.Вебер б) П.Сорокин в) К.Маркс г) Ф.Тённис

5. Кто из перечисленных социологов не относится к сторонникам функционалистского подхода в анализе социальных процессов? а) Т.Парсонс б) Р.Мертон в) Р.Дарендорф г) Э.Дюркгейм

6. Кого из русских социологов относят к направлению «субъективной социологии»? а) В.Плеханова и В.Ленина б) П.Лаврова и Н.Михайловского в) Струве и Туган-Барановского г) М.Ковалевского

7. Выборкой в социологическом исследовании называется а) выделение из генеральной совокупности респондентов выборочной совокупности б) подбор методов сбора социальной информации в зависимости от целей исследования в) отбор из собранной информации наиболее важных фактов г) отбор конкретных рекомендаций по итогам исследования

8. Метод наблюдения наиболее эффективен для сбора информации а) о мнениях и установках людей б) о мотивах и ценностных ориентациях людей в) о поведении и взаимодействиях людей г) о потребностях и способностях людей

9. Социология – это наука а) об обществе, обо всех сторонах жизни общества б) о взаимосвязи различных сфер жизни общества в) о личности и ее положении в обществе г) о социальных процессах и закономерностях общества

10. Общество – это а) конкретно-историческая система общественных отношений б) совокупность всех людей, живущих в одно время и на одной территории в) объединение людей, связанных между собой общим происхождением, языком, традициями г) единая политическая система (государство)

11.Социальные отношения – это а) вся совокупность отношений в обществе б) экономические, политические и духовные отношения, взятые в единстве в) отношения между классами г) отношения между личностью, общностями людей и обществом в целом

12. Социальной структурой общества называется а) деление общества на высшие, средние и низшие слои б) социальный состав общества в) учреждения и организации, занятые в социальной сфере г) сеть устойчивых, упорядоченных социальных отношений

13. К социально-демографической общности людей относится а) нация б) семья в) студенчество г) сословие

14. К социально-классовым общностям относится а) шахтеры б) рабочие в) горожане г) русские

15. К социально-этническим общностям относятся а) молодежь б) дворяне в) родственники г) русские

16. Номинальными социальными общностями являются а) общности, выделяемые лишь по каким-либо социально значимым признакам б) общности, существующие лишь теоретически, как идеальные типы в) общности, которые благодаря внутреннему взаимодействию образуют обособленные социальные системы г) порядковые обозначения общностей в социальной иерархии

17. Различия между классами и сословиями заключаются а) между ними не никаких различий, просто существует разное обозначение одного и того же б) классы состоят из сословий в) сословия состоят из классов г) классы связаны с экономической, а сословия – с политической стратификацией

18. Социальная стратификация – это а) выделение различных слоев общества по признаку индивидуального неравенства между людьми б) выделение различных слоев общества по признаку социального неравенства в) способ функциональных связей и зависимостей в обществе г) выделение в обществе различных социальных общностей по полу, возрасту, национальности и т.д.

19. Социальная культура – это а) уровень развития условий жизни населения; б) отсутствие в обществе и во взаимоотношениях социальных групп конфликтов и напряженности; в) система социальных норм, ценностей и институтов; г) литература, искусство, наука и образование.

20. Социальный институт – это а) устойчивые способы социальных взаимодействий; б) учебные заведения по специальности «Социология»; в) организации, представляющие различные социальные группы; г) социальные роли в системе образования.

21. Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется а) наблюдение б) интервью в) опрос г) изучение документов

22. В анкете к «закрытым» вопросам относятся те, где а) респондент может самостоятельно формулирует варианты ответа б) не раскрывается цель опроса в) респондент должен сделать выбор из предложенных вариантов ответа г) респонденту предлагается риторический вопрос

23. К документам как источникам социальной информации в процессе социологического исследования относятся: а) любая зафиксированная на каком-либо носителе текстовая или образная информация; б) официальная информация; в) личные документы человека или документы организации; г) бумажная информация, удостоверенная личным подписью

Темы контрольных работ

На титульном листе указывается – название института, кафедры, дисциплины, тема работы, Ф.И.О. студента, шифр зачетной книжки, специальность, курс, группа, Ф.И.О. преподавателя, год выполнения работы.

Контрольная работа включает в себя следующие разделы:

1. План

2. Введение

3. Основная часть

4. Заключение

5. Список литературы.

6. Электронный носитель

При написании основной части контрольной работы внизу страницы приводится обычная сноска на использованную литературу и источники в такой форме:

Пантюхин П.Я. Компьютерная графика : Допущено МО РФ в качестве учебного пособия. В 2-х ч.; Ч.1. - М. : ФОРУМ, ИНФРА-М, 2008. - 88 с. - (Профессиональное образование). - с.80. Студенты должны указать в конце работы список использованной литературы.

Предусмотрены аудиторные письменные работы в рамках контролируемой самостоятельной работы студентов по темам:

Тема1.

Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные направления (ветви) западноевропейской и российской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей).

Тема2.

Каково соотношение понятий «государство» и «общество» (например, «Российское государство XVII века» и «Российское общество XVII века»).

Тема 3.

1.Изобразите графически межпоколенную мобильность на примере своей родословной. График подтвердите конкретными фактами.

2.Изобразите графически социальную мобильность на примере своей биографии. Подтвердите конкретными фактами.

Тема 4.

Покажите на конкретных примерах, с какими экономическими, политическими и духовными нормами Вы имели дело последние несколько дней. Приведите не менее 5 примеров по каждому типу норм. Далее таким же образом приведите по 5 конкретных примеров экономических, политических и духовных ценностей, экономических, политических и духовных институтов.

Тема 5.

Обозначим понятия «экономическая культура», «политическая культура», «духовная культура» и «социальная культура» при помощи логических кругов. Покажите, каким образом, соединив эти четыре круга, можно показать их взаимосвязь и строение культуры общества в целом.

Тема 6.

Найдите в специализированных и популярных журналах и газетах статистические данные о стратификации российского общества, населения Вашего региона и города по таким признакам, как доходы, собственность на средства производства и т.д. Данные покажите в наглядной форме (диаграммы, схемы и т.д.).

Тема 7.

Изобразите схематически процесс трансформации пирамидальной стратификации общества в ромбовидную, и наоборот, ромбовидной – в пирамидальную. Для этого нарисуйте на левой стороне листа пирамиду, а на правой стороне – ромб, а между ними несколько промежуточных «кадров». Ниже таким же образом изобразите процесс трансформации ромбовидной стратификации в пирамидальную.

Тема 8.

Какое выражение, на Ваш взгляд, правильное – «средний класс» или «средний слой»? Обоснуйте свой ответ.

Тема 9.

Российское крестьянство после реформы 1861 года – это сословие, единый класс или общность переходного от сословия к классу типа?

Тема10.

На научной конференции обсуждается вопрос о различиях между нациями. Выступают представители различных наук – историки, этнологи, культурологи, религиоведы, демографы, психологи, экономисты и другие. Каждый из них с точки зрения предмета своей науки раскрывает этот вопрос. Составьте тезисы выступления социолога по данному вопросу. На какие различия между нациями он, в отличие от представителей других наук, будет акцентировать внимание слушателей?

Вопросы для подготовки к зачету по социологии

1. Объект, предмет, функции и задачи социологии.

2. Социальная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами жизни общества.

3. Социологическая теория О. Конта.

4. Социологическая теория Г. Спенсера.

5. Натуралистическая школа в социологии.

6. Психологическая школа социологии.

7. Формальная социология.

8. Социологическая школа Э. Дюркгейма.

9. Понимающая социология М. Вебера.

10. Социология К. Маркса.

11. Русская социология 19 в.

12. Интегральная социология П. Сорокина.

13. Основные парадигмы современной зарубежной социологии.

14. Структурно – функциональный анализ. Т. Парсонс, Р. Мертон.

15. Методы исследования в социологии: анкетирование, опрос, изучение малых групп.

16. Контент-анализ и SWOT-анализ

17. Типология общества.

18. Социальные общности людей и их классификация.

19. Социальная структура общества: общая характеристика.

20. Культура в системе социальных отношений, ее структура и функции.

21. Общая характеристика субкультуры и контркультуры.

22. Социальная дифференциация общества и ее формы.

23. Социальная стратификация общества.

24. Социально-классовая структура индустриального общества и ее эволюция.

25. Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция.

26. Основные социальные институты и их развитие.

27. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

28. Урбанизация индустриального общества и ее социальные последствия.

29. Миграция населения, ее формы и социальные последствия.

30. Этнические общности в индустриальном обществе, их типы и социальные различия.

31. Социальная мобильность общества: общая характеристика.

32. Социальное движение: общая характеристика. Виды социальных движений.

33. Социальные конфликты, их типы, этапы развития, последствия и способы разрешения.

34. Сущность, этапы, функции общественного мнения.

35. Социальные типы личности.

36. Социализация личности: сущность, этапы и стадии. Основные противоречия социализации личности.

37. Социальное поведение личности; его основные факторы.

38. Девиантное поведение личности. Концепции девиантного поведения.

39. Религия как социологический институт.

40. Социология культуры. Механизм развития. Новые проявления современной культуры.

Наши рекомендации