Институт как социальная организация
Социология рассматривает институты не только как взаимосвязанную систему ролей, но также в терминах формальной и неформальной организации. В зарубежной и отечественной литературе установилась прочная традиция понимать социальный институт помимо всего прочего еще и как социальную организацию47.
Социальная организация— это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.
Слово «организация» пришло к нам из французского языка, куда, в свою очередь, попало из латинского: organize — придаю стройный вид, устраиваю. Социальная организация — это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная организация — структура, предназначенная для координации деятельности двух индивидов и более путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов (М. Нью-порт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден).
Социальный институт — совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. Школы, гимназии, лицеи, колледжи, университеты и регулирующие их деятельность районные и городские департаменты образования, министерство образования, комиссии и комитеты по образованию и т.п. связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию — образование. Они создают единый социальный институт. Совокупность других учреждений — заводов, банков, бирж, рынков объединенных экономической функцией, составляет институт производства.
Каждый элемент, входящий в один институт и представленный учреждением, можно, в свою очередь, также считать институтом. Так, к институтам относят рынок, биржу, школу, церковь и т.д. В этом случае они могут называться и социальными институтами, и социальными организациями.
Разумеется, любое учреждение, или —лучше — социальная организация, имеют четко налаженные контроль, планирование, учет, штат сотрудников,
47 Комаров М.С. Введение в социологию. М, 1994. С. 194.
здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в социальных классах, ни в демографических или профессиональных группах.
Под социальной организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она четко упорядочена, скоординирована, отлажена. У организации есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно под организацией мы понимаем учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины и т.п. Примерами социальной организации служат также семья, политическая партия, преступная группа, правительство, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, совет учредителей...
Часто организацию уподобляют работающему механизму, который функционирует по однажды заведенному ритму и в котором все шестеренки точно пригнаны друг к другу. Такая модель организации получила название механической системы. Основным элементом таких систем являются шестеренки, которые могут различаться размерами и действуют в соответствии с четким разделением труда. При этом одна шестеренка вынуждает вращаться всю систему.
Организации свойственны иерархия — вертикальное расположение членов организации по рангам и управление — механизм, упорядочивающий их взаимодействие. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной, или целевой.
Целевая структура— система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя: 1) распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами); 2) субординацию должностей (вертикальная специализация) — объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях; 3) систему коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий) снизу вверх (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультации и обмен мнениями равных по рангу). Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник в организации, зафиксированы в его должностной инструкции.
Организационные структуры имеют давнюю историю. Первыми появились структуры еще до новой эры.
Организационную пирамиду с самого своего образования имела церковь (такой управленческий термин, как «иерархия», пришел к нам из церкви). В православной церковной иерархии (рис. 40) существуют три ступени —епископство, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные — кбелому. Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства. Священнослужители одной ступени равны между собой по благодати. Например, патриарх равен епископу и является лишь первым среди равных.
Иерархия— и в обществе, и в организации — представляет собой систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним. Лица, облеченные наибольшими официальными полномочиями, занимают верхние ступени иерархии. В государ-
стве — это президент, король, император, в организации — директор, главный управляющий, председатель правления.
Каждый исполнитель имеет не только четко предписанный круг должностных обязанностей, но и название своей должности, например «бригадир», «секретарь-референт», «инженер», «токарь 6-го разряда», «начальникотдела кадров». Если рассматривать общество в качестве организации, то и здесь существуют свои названия должностей.
Рис. 40. Православная церковная иерархия
В социологии институт понимают как формальную организацию, т.е. структурированную систему ролей, которая руководствуется в своей деятельности уставом, сводом правил и приказов, издаваемых высшими органами власти (правительством, директором, ректором). Основой структуры института как формальной организации выступают организационная карта с расписанными за каждым отделом функциями и штатное расписание48. Формальная организация— выстроенная от низших к высшим линия, порядок, иерархия статусов.
Таким образом, социальная организация — это совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация — это и целевая группа, т.е. объединение людей, стремящихся к реализации конкретных целей упорядоченным образом.
Общество немыслимо без социальной организации — банков, предприятий, университетов, магазинов", транспортной системы и т.д. У социальной организации есть свои название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников, головной офис, униформа и даже служебная машина для руководителя.
48 Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 131.
Главное, что привлекает к социальной организации внимание социологов, — наличие в ней социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействия, куда обязательно надо включить виды, типы и формы власти, лидерство, престиж, служебную карьеру, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т.п. Крупная социальная организация напоминает общество, ибо в организации мы найдем все то, что существует в обществе. Разница лишь в масштабе: общественная иерархия состоит из больших социальных групп — классов, страт, сословий, каст, а организационная — из малых, а именно: высшей администрации, линейных руководителей, штабных руководителей, супервай-зеров (низших управленческих чинов) и так называемых индивидуальных контрибьютеров — служащих и рабочих, не имеющих никого в подчинении.
Можно убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно означает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий, а также вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детских садов, школ, больниц и т.п.
По мнению Дж. Бизанц и М. Бизанц, структура института как социальной организации включает следующие составные части: персонал, инструменты или оборудование, нормы и инструкции, описывающие то, как ими пользоваться49.
Так, медицина, существующая ради лечения больных и заботы о здоровье людей, в качестве института включает специально подготовленный персонал — врачей, медицинских сестер, администрацию медицинского учреждения и т.д. Само учреждение располагает соответствующими оборудованием и техникой, спецодеждой, символикой, литературой, а персонал использует особый профессиональный сленг. Кроме того, среди медиков сложилась особая субкультура со своими обычаями, традициями и нормами. Студенты-медики обучаются в вузе не только специфическим знаниям и навыкам, но также особому этическому кодексу поведения: они дают клятву Гиппократа служить людям, нуждающимся в их помощи.
У каждого социального института со временем появляются свои символы: для государства это флаг или герб, для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема выпускника, для предприятия — торговая марка. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш также могут выступать в роли символов.