Основные методы социологических исследований

Опрос

Опрос представляет собой вопросно-анкетный метод сбора социальных данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Разновидности опроса:

1) Анкетирование - опосредованный, письменный опрос

2) Интервью - непосредственный, устный опрос

3) Экспертный - опрос компетентных лиц

4) Социометрический - выявление социально - психологических проявлений межличностных отношений

Варианты опроса: личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный); индивидуальный или групповой; свободный или формализованный, фокусированный (направленный); устный или письменный; сплошной или выборочный; по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Основные элементы опроса: социолог, конструирующий инструментарий; анкетер или интервьюер; анкета или план интервью; ситуация опроса; респондент; социальная реальность.

Основные фазы опроса: 1) адаптация, обращение, начало опроса; 2) сбор основной информации; 3) завершение опроса.

Поведение респондента при опросе: восприятие информации, содержание инструментария; переработка информации, понимание, воспроизведение; ответы на вопросы, выбор ответа; фиксация ответа.

Классификация вопросов

1) По содержанию - о событиях, фактах, о мнениях, мотивах, оценках

2) По форме - прямые, косвенные

3) По структуре - открытые закрытые

4) По функциям - ловушки, фильтрующие, контрольные, основные, контактные

Разновидности вопросов:1) вопросы дихотомия (да, нет, затрудняюсь); 2) открытый вопрос; 3) закрытый вопрос с набором альтернативных ответов; 4) закрытый вопрос с произвольным выбором ответов; 5) закрытый вопрос с набором альтернативных шкальных ответов (62, 63, 64, 65, Удовл., Скорее удовл., Скорее не удовл., Совсем не удовл., затрудняюсь ответить); 6) закрытый вопрос табличного типа; 7) вопрос фильтр - задача: уточнение адресата, от которого ожидается информация (есть ли вопросы к руководству, задаете ли Вы их, удовлетворены ли ответом, если не задаете то почему?) 8) Контрольный вопрос – задача: проверить правильность ответов на основные вопросы между контрольными вопросами добавить 3 - 5 промежуточных; Довольны ли своей работой? Хотите перейти на другую работу? 9) вопрос - ловушка - задача - проверка искренности, правдивости ответа респондента; 10) тест на информированность. Укажите, какие из названных суждений истинны, какие нет; 11) тест - незаконченное предложение. Когда мне предлагают голосовать за ..., то ....

Композиция анкеты:

1. Титульный лист

2. Вводная часть

3. Основная, содержательная часть

4. Социально - демографическая часть (пол, возраст, национальность, образование, жилусловия, род деятельности)

Интервью

Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.

Неформализованное интервью - это свободный диалог по определенной теме, с открытыми вопросами и нестандартизованной фиксацией ответов

Полуформализованное - задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные

Формализованное. Вопросы задаются по ранее подготовленному вопроснику с использованием карточек, не допускающих изменений в порядке постановки вопросов

Свободное интервью - не имеет плана и вопросов.

Глубинное интервью - цель объяснить причины фактов, явлений

Фокусированное интервью - изучает мнение о конкретном факте, ситуации

Интервью может проводиться на рабочем месте, по месту жительства, на специальном месте опроса.

Стимулируют процесс интервью - выражение согласия, кивок, улыбка, пауза, повтор вопроса, частичное несогласие, уточнение, указание на противоречие в ответах, просьба дополнить информацию.

Наблюдение

Методами исследования так же могут быть наблюдения - как регистрация исследователем событий и условий, имеющих место. Они могут быть формализованные и неформализованные, систематические и несистематические, открытые и скрытые, наблюдения должны быть дополнены контролем другими методами, повторными наблюдениями.

Методом изучения мнения может быть эксперимент - натурный - лабораторный, полевой, мысленный - модельный.

Применяется так же метод анализа документов - традиционный и формализованный.

Традиционный - это масса операций по интерпретации документа, его толкования, проникновения вглубь явлений, выявление связей и противоречий, явлений и фактов.

Формализованный, количественный метод называется контент-анализ. Это изучение большого количества документов, данных, отчетностей, протоколов, прессы, договоров.

Контент-анализ применяется:

- при требовании высокой степени точности и объективности анализа,

- при наличии обширного по объему несистематизированного материала,

- при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах,

- когда интерес представляет язык информации, его характеристика.

Контрольные вопросы

1. Что такое общественное мнение?

2. Понятие социологического исследования.

3. Сущность программы исследования и методика её составления.

4. Выборка и её виды, классификация, репрезентативность.

5. Методы исследования: опрос, интервью, наблюдение, эксперимент.

6. Практическое и теоретическое значение социологических исследований.

Контрольная работа

Вариант 1

1. Общественное мнение и социологические исследования.

2. Интервью как метод получения информации.

Вариант 2

1. Исследования, их виды: пилотажное, полевое, описательное, панельное, повторное и др.

2. Разновидности вопросов для опроса.

Вариант 3

1. Выборка и ее виды.

2. Методы сбора первичной информации: опрос, интервью, наблюдение, контент-анализ и др.

Наши рекомендации