Николай Константинович Михайловский (1842—1904) — выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист
Наиболее крупные работы и статьи Михайловского — “Что такое прогресс?” (1869),
Социология для Михайловского представлялась наукой, исследующей желательное в общественной жизни и то, насколько оно возможно, т.е. исследующая общественные отношения с позиции сознательно выбранного общественного идеала.
Индивидуальностью Михайловский обозначает любое онтологическое целое, «вступающее в отношения внешнему миру, как обособленная единица» на любых фазах эволюции материи, но особенно интересуется «живой» и общественной формами движения материи. Он считал, что здесь особенно ярко проявляются две тенденции: первая усложнение организмов и систем их деятельности, рост различия, дифференциации и взаимной борьбы за существование, и вторая увеличение относительной самостоятельности индивидуальностей от других, более комплексных, сложных организаций, эволюционной и функциональной частью которых они являются, процессы «борьбы за индивидуальность» и, в итоге, рост их однородности и солидарности.
Главная форма «общественной индивидуальности» (ещё раз хочется подчеркнуть, что это не означает индивидуальность как идейное единство общества, а только один из типов индивидуальности, присущих обществу), по Михайловскому, является личность (более мелких «социальных атомов» уже нет в обществе). Наряду с неделимой «человеческой индивидуальностью» в социуме есть и более сложные, делимые «общественные индивидуальности» различные социальные группы. Все виды «общественной индивидуальности» борются между собой. За долгую историю человечества сложилось два чётких состояния этой борьбы («простая» и «сложная кооперация»). При «сложной кооперации» есть одна общая закономерность возрастание неудовлетворения потребностей, когда люди начинают испытывать враждебность общества. В этой ситуации существует два вида протестующего поведения «вольница» - активная форма протеста, и «подвижники» - люди, которые стремятся уйти от общества, заняться переоценкой, заглушить свои потребности. Оба вида протеста часто переходят друг в друга, так как в их основе лежит общий механизм подражания, как особого состояния группового сознания. При подавлении человеческой индивидуальности практически до нуля в этих условиях неизбежно появление героя, увлекающего обезличенную массу любым актом. Герой шаблонизирует поведение толпы. Толпа характеризуется особым коллективно-психологическим состоянием сознание и подсознания. Масса представляет собой монотонную, однообразную субстанцию, которая стремится к подражанию яркой индивидуальности героя.
Наконец, надо сказать, о том, как старался Михайловский дать такое определение общественному прогрессу, чтобы эта (или эти) формула (или формулы в совокупности) могла служить своеобразным философским камнем для построения «золотого века». «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми». Прогресс это «борьба за индивидуальность». Прогресс «последовательная смена форм кооперации», или смена трёх этапов «борьбы за индивидуальность» в человеческой истории объективно-антропоцентрического (исходная «простая кооперация»), эксцентрического («сложная кооперация») и субъективно-антропоцентрического (вторая разновидность «простой кооперации»). К сожалению, та доля утопизма, которая прослеживается в работах Михайловского, пока подтверждается на практике справедливое «золотое» общество свободных и равных бывает либо в прошлом, либо в будущем.
24 Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).
Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию.
Существуют следующиевиды миграции по:
характеру — трудовая и по политическим мотивам:
продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;
территории — внутренняя и международная:
статусу — легальная и нелегальная.
26 Ч.Ч.Валиханов– первый замечательный казахский учёный и выдающийся просветитель – демократ. Он дал массу блестящих работ по географии и этнографии, истории и фольклористике, религиоведению и востоковедению, философии и социологии и т.д.
Считая невежество одной из главных причин политической пассивности народа, а также важнейшей причиной его бедственного положения, Валиханов полагал, что не революция, к которой народ не подготовлен, а просвещение, истинные знания могут служить тем оружием, широкое распространение которого неизбежно должно повлечь за собой освобождение народа.
Ч.Валиханов дал достаточно глубокое обоснование своей концепции предметной области политики и права, концепции, которая значительно отличалась от всех существовавших до неё и появившихся после неё. Согласно Ч.Валиханову политика – это ВЛАСТЬ и способы её устройства. Власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое, и призвано претворять в жизнь государственную политику.
Не менее остро ставил Ч.Валиханов и проблему предметной области права. По логике его рассуждений, право представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общения с другими людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретно сложившейся ситуации. Он был противником распространения юридических кодексов одних народов на кодексы других без учёта особенностей их жизненных обстоятельств. Он безукоризненно знал передовые политические и правовые теории стран Запада и России и сумел убедительно доказать, что политико-правовая система азиатских стран состоит в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизованном мире принципами демократических форм организации политической и правовой жизни общества.
Духовенство, проникающее в Казахстан, отмечал просветитель, сознательно сеет и поддерживает невежество народа в своих корыстных целях, зная очень хорошо, что невежественный и суеверный народ легче поддаётся ограблению, чем народ просвящённый. Крайнее возмущение Ч.Валиханова вызывало то обстоятельство, что мусульманское духовенство, будучи само совершенно невежественным, сосредотачивало в своих руках всё дело народного образования.