Гае и как проживают этносы
Вследствие различных причин народы перемещаются по территории земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.
Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком и полностью мигрировал впоследствии, уже сформировавшись в единую общность, и которая стала его второй родиной, т.е. исторической родине, или куда мигрировала только его часть. Рассмотрим два последних случая.
Болгарский этнос сформировался в результате миграции, или откочевы-вания со своей исторической родины. Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они назывались булгары и составляли тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., откуда их вытеснило другое тюркоязычное племя —хазары.
Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из которых достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в VI в. Тюркоязычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славянотюркское государство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славянский язык, стал формироваться славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.
Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) — Волжско-Кам-ская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни. Они сыграли заметную роль в формировании современных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов. В X— XIV вв. они создали мощное государство самое сильное в Среднем и Нижнем Поволжье. Булгария торговала с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами, даже соперничала с Киевской Русью, но, как и она, была покорена монголо-татарами. Еще в X в. молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления своего положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии.
Выгодное географическое положение на пересечении водных и сухопутных торговых путей, обилие плодородных черноземных почв, экспорт пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий ремесел обеспечили процветание Булгарского государства. Булгария была известна своим рынком невольников, которых привозили из русских земель и северного Поволжья. Оживленная торговля способствовала развитию городов, которые были не только административными и торговыми центрами, но и мощными крепостями.
Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. В Булгарии появились собственные ученые — юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Осознавая себя форпостом ислама, Булгария способствовала его проникновению в соседние земли. В 986 г. булгарские проповедники предлагали великому князю Владимиру Святославичу принять ислам. Принявшая христианство Древняя Русь постоянно нападала на Булгарское государство.
Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 г., когда русскими дружинами было взято несколько камских городов. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. Появление монголо-татар-
ских орд заставило примириться давних соперников. После поражения русских дружин в 1223 г. на р. Калке булгары успешно отражали набеги монго-ло-татар, но в 1240 г. Булгария подверглась разорению кочевников.
В 1243 г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда, в которую как одна из провинций вошла Булгария. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогли возродить экономику Булгарии. Именно благодаря Булгарии ислам в XIV в. стал государственной религией Золотой Орды, которая позже распространилась на соседние народы — мордву, вотяков,
башкир. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве страны. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна. Их металлические изделия, украшения и керамика распространились по всей средневековой Европе и Азии.
В XIV—XVвв. по мере ослабления Золотой Орды усиливалось военное давление Московской Руси. Русские заняли булгарский престол, а Булгария подчинилась Москве. Самостоятельность сохранили только северные территории, на основе которых сформировались новое государство — Казанское ханство и новый этнос — казанские татары.
Такова историческая судьба некогда единого этноса, одна часть которого превратилась в проводника и защитника православия (именно в европейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая — в проводника ислама на территории славянского государства Руси. На примере болгарского этноса можно проследить и другую особенность расселения этносов вообще — рассеяние его по территориям других государств. Из общей численности болгар 8,45 млн в современной Болгарии проживает 7,8 млн, на Украине — 234 тыс., в Молдавии — 88 тыс., в России — 32,8 тыс. Они образуют диаспоры.
Диаспора(от греч. diaspora — рассеяние) — пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.
Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Н и одному народу не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVIIв. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 млн до 40 млн. Русские общины существовали раньше и существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии.
Еврейский этнос— это, пожалуй, самый распыленный народ. Его диаспоры разбросаны по всему миру. По этому признаку его можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Некоторые еврейские диаспоры образовались добровольно, но большинство диаспор или по крайней мере самые известные сформировались путем насильственной миграции. Евреи почти 2000 лет прожили за
пределами своей этнической родины Палестины, откуда их после восстания вТв н э выселил римский император Тит Веспэсиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.
Вытеснения выселения, погромы и преследования на протяжении нескольких тысяч лет вынудили еврейский этнос расселиться по всему миру. Как правило евреи на новой родине становились высококвалифицированными ремесленниками (в основном сапожниками, портными и ювелирами), торговцами и банкирами (самый известный пример - семья Ротшильдов, имеющая в своей родословной несколько десятков поколений), политическими лидерами (евреев было много в большевистском правительстве), знаменитыми учеными, музыкантами, поэтами, иными словами, занимали в социальной иерархии высшие ступени.
Риг 56 Чршь некогда единого булгарского этноса превратилась в проводника ислама на территории Руси, а другая - в проводника и защитника православия
Диаспора —это часто начало формирования национального меньшинства.
Национальное меньшинство- отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной, главной части этноса или за пределами одноименного государства Национальные меньшинства также именуют этническими.
Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноименное этническое большинство, т.е. основная часть этого этноса.
В России меньшинствами являются, например, греки (есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т.д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР русские
стали этническим меньшинством во всех республиках бывшего СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для этого случая был специально изобретен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, т.е. такой этнической группой, название которой совпадает с названием государства. А где, на ваш взгляд, русские являются титульным этносом?
Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление чернокожего населения страны, находившегося в численном меньшинстве.
Поскольку Америка на протяжении всего XX в. притягивала десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля белых стала сокращаться, а доля небелых интенсивно расти. Американские этнологи начали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Например, из 7,3 млн жителей Нью-Йорка в 1991 г., 28,7% составляли чернокожие, 24,4% — испаноговорящие, 7,0% азиато-американцы, 0,4% — коренные американцы и 39,5% — другие, в том числе неиспаноговорящие белые. В Лос-Анджелесе из 3,5 млн человек 14% были чернокожие, 39,9% — испаноговорящие, 9,8% — выходцы из Азии, 0,5% — коренные американцы и 35,8% — неиспаноговорящие белые (Statistical Abstract 1991. P. 34—35).
Теперь уже многие белые (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоциации (клубы, партии).
Одновременно с этим усложнялись взаимоотношения между старыми и новыми меньшинствами. Численность афро-американцев стабилизировалась, а число латино- и азиато-американцев постоянно увеличивалось. Между тремя типами меньшинств — выходцев из Африки, Латинской Америки и Азии — начали возникать конфликты. Они спорили за дефицитные блага: рынки сбыта наркотиков, покупателей для своих магазинчиков, права и привилегии, раздаваемые официальными властями. В ходе массовых беспорядков в 1992 г. в Лос-Анджелесе выяснилось, что агрессивно настроенные чернокожие воевали на три фронта: против белых, корейцев и испано-говорящих «латинос». Опрос, проведенный сразу после беспорядков, показал, что афро-американцы выступают против миграции иностранцев в США даже активнее, чем белые. Малоквалифицированные мигранты из Азии и Латинской Америки конкурировали за рабочие места прежде всего с чернокожими, а не с белыми. В ходе беспорядков 1992 г., устроенных афро-американцами, больше всех пострадали иммигранты из Кореи, магазинчики которых находились в центре Лос-Анджелеса (средний класс давно выехал из центров американских городов в пригороды), и мелкие бизнесмены из Латинской Америки.
За сотни лет рабства и борьбы с ним американские чернокожие настолько усвоили ценности культуры белых, что восприняли ее как свою собственную и активно стали защищать. В интервью, взятом у чернокожих после событий 1992 г., обвиняли корейцев и «латинос» в том, что те не приветливы, не добродушны и не патриотичны, как белые американцы, живущие по соседству. Угнетаемые усвоили культуру угнетателей и ныне обучают ей других угнетаемых. Национальное меньшинство по своим ценностям стало не-
отличимым от национального большинства, и если в будущем белые в Америке окажутся в численном меньшинстве, функцию распространения идеалов белой культуры за них выполнят, скорее всего, афро-американцы.
Национальное большинство по-разному относится к национальным меньшинствам. Издавна белые относились к неграм как к тупым и ленивым рабам. Стереотип закрепился, потребовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы старый стереотип выветрился. К азиато-американцам сразу относились иначе. Свойственные азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветствовались американцами. Их называли «образцовые национальные меньшинства». Но они жили весьма изолированно, что нравилось далеко не всем американцам. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основавший свое предприятие или магазин, брал на работу прежде всего родственников, что выходило даже дешевле. Американцы, привыкшие к иным стандартам, требовали, чтобы бизнесмены нанимали работников независимо от национальности. И были правы, поскольку в демократическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.
Разные меньшинства — это еще и разные культуры, представителями которых они выступают. Азия — очаг древней и очень высокой культуры. В этом отношении с ней не могут поспорить даже европейцы. Иное дело Африка, где большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Америка находится как бы посредине, и успехи у латино-американцев средние. Успехи афро-американцев объясняются главным образом тем, что их культура интегрирована в американскую уже более 200 лет. Но в то же время чернокожие усвоили и новый для них, нуклеарный тип семьи. Естественно, что в конкурентной борьбе они уступают семейному предпринимательству азиа-то-американцев.
Интересен и другой факт: сплетни, бойкот, рэкет, оскорбления и физическое насилие выступают элементами социального и этнического выравнивания. Чаще всего к ним прибегают, конечно, не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но эмигранты в США всегда начинали с нуля. Им труднее приходилось бороться за выживание. В 1930-е гг. захлестнувшая Америку волна мафии была итальянской. Учиняя поборы с мелких лавочников и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальянские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали другим, что в Америке шансы на успех должны быть равными независимо от срока въезда в страну. Во второй половине XX в. итальянскую мафию сменили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшинства, обделенные экономическими ресурсами, статусами и привилегиями, боролись за выживание и успех.
Не всегда просто выяснить вопрос, кто является меньшинством, а кто большинством. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноименного с эти этносом. Например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,5 млн, однако в самом
Татарстане их проживает менее 2 млн, т.е. большая часть татар живет за пределами одноименного государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар.
Термин «меньшинство» не значит, что эти группы содержат меньше членов, чем группы большинства. С точки зрения доходов, авторитета и власти женщины в США и черные в Южной Африке являются меньшинствами, хотя численно составляют группы большинства. В 1992 г. этнические албанцы — мусульмане, были политическим меньшинством, хотя являлись подавляющим численным большинством (90% населения) в Косово, в районе бывшей Югославии (ныне Сербия и Монтенегро), граничащем с Албанией.
Курды являются меньшинством в Турции, Иране, Ираке и Сирии. Подобная ситуация возникла и с азербайджанцами. Они составляли меньшинство в бывшем СССР и до сих пор являются им в Иране. Первая мировая война разделила на части курдов. Курды — самый многочисленный в мире народ, не имеющий собственного государства.
Этнические группы живут в различных нациях-государствах по причине миграции. В результате массовых миграций начала XX в. множество немцев, поляков и итальянцев переехало в Бразилию, Канаду и США. Благодаря миграции китайцы, сенегальцы, ливанцы и евреи распространились по всему миру.