Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социология культуры»

1. Первоосновой культуры является:

а) наследственность;

б) социализация;

в) язык.

2. Взаимодействие, взаимовлияние различных культур исследовали:

а) М. Вебер, Н. Данилевский;

б) Э. Дюркгейм, О. Шпенглер;

в) А. Тойнби. Н. Данилевский, О. Шпенглер.

3. Что такое контркультура:

а) культурный образец, который выделяет некоторые сегменты общества;

б) культурный образец, который выделяет элиту общества;

в) культурный образец, который противостоит образцам, принятым в обществе.

Тема 6. Социализация личности

Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы “социального поведения” (Ф. Бегесс, Д. Хаманс, П. Блау).

Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиянина. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.

Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В. Шелдон, Ч. Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (или культурные) теории, понятие аномии у Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Проблема коррупции в российском обществе.

Самопроверка:

1. Понятие социализации?

2. Основные этапы и формы социализации?

3. О чем статусно - ролевая концепция личности? Какое место она занимает в социологии?

4. Статусы и роли личности?

5. Основные типы личности?

6. Теории ученых, занимавшихся развитием и формированием личности?

7. Что такое девиантность? Основные примеры девиантного поведения человека?

8. Основные факторы в обществе, влияющие на формирование и деградацию личности?

Семинарское задание № 6:

1. Привести примеры ресоциализации и десоциализации личности.

2. Охарактеризовать теории З.Фрейда и К.Г.Юнга по структуре личности. Выявить различия и схожесть.

3. Конспект на тему «Социализация». Основные факторы и элементы социализации.

4. Дать характеристику личным статусам, определить социальную роль для каждого занимаемого статуса. Обосновать ответ.

5. Какие факторы извне и изнутри влияют на формирование девиантного поведения?

6. Назвать особенности российского менталитета.

7. Основные проблемы в обществе, ведущие к преступному поведению и криминалу.

Литература


1. Фролов С. Социология. - М.: Логос, 2005. Гл. 4. 9
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. Гардарика, 1998.
3. Ананьев Б.Ф. Проблемы современного человекознания. - М., 1986.
4. Кон И.С. Социология личности. - М., 1999.
5. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., 2000.
6. Дьюи Дж. Человеческая природа. Энциклопедия социальной науки. -М.,1990.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
8. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1896.
9. Спенсер Г. Основы социологии: В 2 т. - СПб., 1898.

Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социализация»

1. Положение человека в обществе называется:

а) социальная роль;

б) идентификация;

в) социальный статус;

г) позиция.

2. Какое изображение предмета дает социальная роль:

а) формальное;

б) динамическое;

в) статическое;

г) среднее статистическое.

3. Состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования:

а) уровень притязаний;

б) потребности;

в) ценности;

г) мотивация.

4. Потребности по классификации А. Маслоу. Экзистенциальные потребности – это:

а) физические потребности;

б) физиологические потребности;

в) духовные потребности;

г) первичные потребности в защите.

5. Что обеспечивают устоявшиеся ценностные ориентации человека:

а) внутреннюю сплоченность;

б) цельность сознания и действий;

в) эмоционально окрашенное состояние индивида;

г) быстрое решение поставленных задач.

6. Автором теории социального действия и социального взаимодействия индивидов является:

а) Т. Парсонс;

б) А. Маслоу;

в) М. Вебер;

г) Дж. Хоманс.

7. Отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей называется:

а) уровень притязаний;

б) интерес;

в) стимул;

г) поведение субъекта.

8. Автором теории социального взаимодействия – Концепции управления впечатлениями- считается:

а) К. Маркс;

б) Э. Гофман;

в) Д. Мид;

г) Г. Блумер.

9. Единичный представитель человеческого рода называется:

а) личность;

б) индивид;

в) человек;

г) самость.

10. Какие из ниже перечисленных факторов играют наиболее важную роль в процессе социализации:

а) окружающая среда;

б) социальная коммуникация;

в) наследственный фактор;

г) процесс полового созревания.

11. Как называется процесс передачи информации, идей, эмоций посредством знаков, символов и т.д.:

а) воспитание;

б) социальная коммуникация;

в) социальное программирование;

г) социальная стратификация.

12.Как называется общая тенденция испытывать напряжение,

скованность и неловкость в общественных ситуациях:

а) подавленность;

б) застенчивость;

в) демонстрация;

г) стыдливость.

13. Кто является автором теории «Зеркального Я»

а) Э. Гофман;

б) Ч. Х. Кули;

в) З. Фрейд

г) Г. Спенсер.

Наши рекомендации