Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социология культуры»
1. Первоосновой культуры является:
а) наследственность;
б) социализация;
в) язык.
2. Взаимодействие, взаимовлияние различных культур исследовали:
а) М. Вебер, Н. Данилевский;
б) Э. Дюркгейм, О. Шпенглер;
в) А. Тойнби. Н. Данилевский, О. Шпенглер.
3. Что такое контркультура:
а) культурный образец, который выделяет некоторые сегменты общества;
б) культурный образец, который выделяет элиту общества;
в) культурный образец, который противостоит образцам, принятым в обществе.
Тема 6. Социализация личности
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы “социального поведения” (Ф. Бегесс, Д. Хаманс, П. Блау).
Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Менталитет россиянина. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.
Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В. Шелдон, Ч. Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (или культурные) теории, понятие аномии у Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Проблема коррупции в российском обществе.
Самопроверка:
1. Понятие социализации?
2. Основные этапы и формы социализации?
3. О чем статусно - ролевая концепция личности? Какое место она занимает в социологии?
4. Статусы и роли личности?
5. Основные типы личности?
6. Теории ученых, занимавшихся развитием и формированием личности?
7. Что такое девиантность? Основные примеры девиантного поведения человека?
8. Основные факторы в обществе, влияющие на формирование и деградацию личности?
Семинарское задание № 6:
1. Привести примеры ресоциализации и десоциализации личности.
2. Охарактеризовать теории З.Фрейда и К.Г.Юнга по структуре личности. Выявить различия и схожесть.
3. Конспект на тему «Социализация». Основные факторы и элементы социализации.
4. Дать характеристику личным статусам, определить социальную роль для каждого занимаемого статуса. Обосновать ответ.
5. Какие факторы извне и изнутри влияют на формирование девиантного поведения?
6. Назвать особенности российского менталитета.
7. Основные проблемы в обществе, ведущие к преступному поведению и криминалу.
Литература
1. Фролов С. Социология. - М.: Логос, 2005. Гл. 4. 9
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. Гардарика, 1998.
3. Ананьев Б.Ф. Проблемы современного человекознания. - М., 1986.
4. Кон И.С. Социология личности. - М., 1999.
5. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., 2000.
6. Дьюи Дж. Человеческая природа. Энциклопедия социальной науки. -М.,1990.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
8. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1896.
9. Спенсер Г. Основы социологии: В 2 т. - СПб., 1898.
Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социализация»
1. Положение человека в обществе называется:
а) социальная роль;
б) идентификация;
в) социальный статус;
г) позиция.
2. Какое изображение предмета дает социальная роль:
а) формальное;
б) динамическое;
в) статическое;
г) среднее статистическое.
3. Состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования:
а) уровень притязаний;
б) потребности;
в) ценности;
г) мотивация.
4. Потребности по классификации А. Маслоу. Экзистенциальные потребности – это:
а) физические потребности;
б) физиологические потребности;
в) духовные потребности;
г) первичные потребности в защите.
5. Что обеспечивают устоявшиеся ценностные ориентации человека:
а) внутреннюю сплоченность;
б) цельность сознания и действий;
в) эмоционально окрашенное состояние индивида;
г) быстрое решение поставленных задач.
6. Автором теории социального действия и социального взаимодействия индивидов является:
а) Т. Парсонс;
б) А. Маслоу;
в) М. Вебер;
г) Дж. Хоманс.
7. Отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей называется:
а) уровень притязаний;
б) интерес;
в) стимул;
г) поведение субъекта.
8. Автором теории социального взаимодействия – Концепции управления впечатлениями- считается:
а) К. Маркс;
б) Э. Гофман;
в) Д. Мид;
г) Г. Блумер.
9. Единичный представитель человеческого рода называется:
а) личность;
б) индивид;
в) человек;
г) самость.
10. Какие из ниже перечисленных факторов играют наиболее важную роль в процессе социализации:
а) окружающая среда;
б) социальная коммуникация;
в) наследственный фактор;
г) процесс полового созревания.
11. Как называется процесс передачи информации, идей, эмоций посредством знаков, символов и т.д.:
а) воспитание;
б) социальная коммуникация;
в) социальное программирование;
г) социальная стратификация.
12.Как называется общая тенденция испытывать напряжение,
скованность и неловкость в общественных ситуациях:
а) подавленность;
б) застенчивость;
в) демонстрация;
г) стыдливость.
13. Кто является автором теории «Зеркального Я»
а) Э. Гофман;
б) Ч. Х. Кули;
в) З. Фрейд
г) Г. Спенсер.