Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта
История социологии
методические указания
ДЛЯ студентов факультета социально-политических наук (специальность «СОЦИОЛОГИЯ»)
Ярославль 2005
$Составитель: доцент кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова С.А.Кудрина.
История социологии: Метод. указ. / Сост. С.А.Кудрина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2005. 28 с.
Предлагается развернутый конспективный план изложения материала, список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям, приложения, а также темы для докладов с перечнями источников и контрольные вопросы.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Социология».
Печатается по решению научно-методического Совета Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.
Рецензент: кафедра философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова..
© С.А.Кудрина, 2005
© Ярославский государственный
университет, 2005
Методические указания по каждой теме включают (1) развернутый конспективный план изложения материала; (2) список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям или для самостоятельного изучения материала; (3) темы для докладов; (4) список литературы для подготовки к докладам
Предлагаемые методические указания должны способствовать формированию у студентов целостного системного представления о возникновении и динамике социологических воззрений. Изучение истории социологии должно содействовать развитию способностей к профессиональному диалогу, осознанию собственной позиции и формированию способности к ее теоретическому выражению, а также пониманию особенностей национальной социологической традиции и ее места в мировой социологии.
Дана подробная многофакторная классификация социологических теорий. Материалом для подготовки к семинарам послужит содержащаяся в методической разработке информация о рождении социологии как науки, о ее становлении. Серьезное внимание уделяется структурно-функциональному анализу общества, в рамках которого развивались теории социальной стратификации, социальной мобильности, социального поведения, социального контроля, институционализации и др.
Данные методические указания призваны нацелить студентов на понимание социологии как неотъемлемой составляющей самопознания человечества, на осмысление главных социологических проблем в историко-социологическом ракурсе. Для этого идеи и концепции представляются в их генезисе и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой социологической науки. Методические указания должны также способствовать рассмотрению в их становлении классических типов социологического анализа и рассуждения, сохранивших свое значение для современности, и выявлению единства мирового историко-социологического процесса и одновременно разнообразия его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Для студентов важно понять, что социология не являет собой набор мертвых абстрактных схем, а предстает как воплощение живого интереса человека к его бытию в социальном измерении, как вполне закономерное желание постичь законы функционирования и развития общества, как “творческий диалог” социологов всех эпох. Контрольные вопросы позволят студентам попытаться стать участниками этого увлекательного диалога.
Методические указания содержат приложения, позволяющие систематизировать материал.
Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта.
Возникновение социологии в рамках французского позитивизма: поиск объективных законов социального развития. Огюст Конт (1798 – 1857). Введение в употребление термина «социология». Классификация наук: от низшего к высшему, от общего к специфическому. Место социологии в контовской классификации наук. Зарождение органицизма. «Социальная физика»: социальная статика и социальная динамика. Роль социальных инстинктов в обеспечении стабильности социального целого. Социальные «инстинкты»: военный, производительный, изобретательский. Закон двойной эволюции: зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук. Закон трех стадий: религиозная, метафизическая, позитивная. Положение об эмпирических методах в социологии: метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения «различных последовательных состояний человечества».
& Литература:
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.
2. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
3. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.
4. Голосенко А.И. Оглядываясь на Огюста Конта. Социс, 1999. № 1.
5. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.
6. История социологии. Минск, 1997.
7. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.
9. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.
10. Конт О. Дух позитивной философии// Западно-европейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
11. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.
12. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.
13. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003. С. 6-7.
14. Перцев А.В., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником. Екатеринбург, 2001.
15. Социальная статика как теория общественного строя// Социология Конта в изложении Риголажа. Спб., 1898.
16. Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему. – Социс. 1999. № 3.
17. Хайек Ф.А. фон. Контрреволюция науки: Этюды о злоупотреблениях разумом (Пер.с англ.). М., 2003.
Контрольные вопросы к теме:
1. Как определял О.Конт предмет социологии?
2. Каково место социологии в контовской классификации наук?
3. Что обозначает понятие «органицизм»?
4. Что такое «позитивная социальная теория»?
5. Почему социология появилась именно в рамках позитивизма?
6. Каковы, с точки зрения Конта, факторы сохранения социального целого?
7. Как Конт характеризует и оценивает выделенные им последовательные стадии социальной и интеллектуальной эволюции?
$Тема доклада: