Как преодолеваются большие расстояния

На местности для этого люди сокращают маршрут — прямиком через га­зоны устремляются к автобусной остановке. Или лезут через забор, преодо­левают заросли, переплывают океаны, роют тоннели и т.п. А как сокращают общественное расстояние? В зависимости от его разновидности подобное происходит разными способами.

Один из них и, к сожалению, самый распространенный — нарушить пра­вила, законы, нравственные принципы. Ведь все они —дополнительные пре­пятствия на нашем пути. Но препятствия невидимые, хотя часто и не менее страшные. Голос совести не позволяет пойти на паперть просить милосты­ню, предать друга или совершить еще какую-либо гнусность для того, что­бы поправить свои материальные дела, просто выжить или продвинуться по службе. Приходится идти в обход — дожидаться своей очереди, устраивать­ся на непрестижную и малооплачиваемую работу. Иными словами, увели­чивать общественное расстояние до желанной цели.

Большие расстояния преодолеваются с помощью технических средств, в том числе конной и паровой тяги, автомобилей, авиалайнеров, телеграфа и телефона, электронной связи и интернета. Средством передвижения может

См.: Бурдье П. Социология политики / Пер. сфр. Н.А. Шматко; Сост., общ. ред. и предисл. НА.Шмат­ка М., 1993. С. 53-97.

стать сам человек, пешком перебирающийся с места на место. Путешествен­ники и паломники — специфические категории людей, преодолевающие большие расстояния с особой целью — познать новое, приобщиться к свя­тым местам. Расстояние и дистанции преодолевают разведчики, путейцы-об­ходчики, туристы, охранники, ходоки. Институт ходачества, существовав­ший в царской России, — уникальное явление и составная часть колониза­ции, переселения больших масс крестьян в Сибирь.

Ходоки и ходачество

Ходоки — институт доверенных лиц, посланных сельским обществом с це­лью подробного и полного анализа социально-экономических условий вселе­ния. Особое место проблемам ходачества уделено в исследовании дореволюци­онного социолого-экономиста А.А. Исаева о миграции русских крестьян в Си­бирь в конце XIX в. Ему удалось глубже других в русской литературе изучить данный институт, показать его реальные масштабы и дать исчерпывающее тео­ретическое объяснение. Как удалось выяснить русскому ученому, в число хо­доков отбирались наиболее опытные, грамотные и толковые крестьяне, заслу­жившие правильным образом жизни, рачительным и умелым ведением хозяй­ства неформальный авторитет большинства членов поземельной общины. Они могли являться лидерами общественного мнения либо наиболее компетентны­ми членами сообщества. От ходоков зависело очень многое. В конечном итоге их рассказ мог побудить крестьян отправиться в далекое путешествие или ос­таться на месте. Потому ходоков можно определить еще и как экспертов, про­водящих оценку земли и социальной обстановки в незнакомой местности.

Ходоками сельское общество обыкновенно избирает самых надежных людей, разумных, честных и трезвых. Большей частью это люди сред­них лет от 35 до 50; но иногда выбирают людей моложе, особенно из сол­дат, если они довольно хорошо грамотны... И ходок, возвратившись домой, вовсе не обязан представить пространный доклад о том, где он был и что видел: подробная реляция может быть заменена очень немно­гими словами. Стоит ходоку сказать: «Вот, побывал на новом месте, иду туда, забираю свое семейство», — стоит сказать это, и за ним готовы дви­нуться все его односельчане... Прошедши участок, он быстро и безоши­бочно определит, довольно ли на нем воды, есть ли строевой и дровя­ной лес, какова почва и т.п. Но, сверх того, ходок может ответить на такой вопрос, который никогда не получит ответа со стороны межевых чинов, даже при наилучшем развитии межевой части в Сибири: ходок в состоянии сказать, насколько данный участок соответствует услови­ям жизни переселенцев на родине и не будет ли слишком резок пере­ход их со старого пепелища на новую оседлость. Ходок решит это на основании многочисленных и часто мельчайших признаков, неулови­мых для самого лучшего теоретика, но близко известных крестьянину из опыта, накопленного в течение многих поколений4.

Обычно ходоки не ограничивались ролью информаторов. Добравшись до Сибири, они вступали в отношения с местным населением, старались завязать с ним деловое и неформальное сотрудничество, оформить документы на отвод земли под будущее переселение, провести подготовительные работы. Здесьтре-

4 Исаев А.А. Переселения в русском народном хозяйстве. СПб., 1891. С. 44-45.

как преодолеваются большие расстояния - student2.ru

бовался более широкий круг качеств, в том числе менеджерских и предпринима­тельских. От деловых качеств ходоков часто зависел конечный успех. В 1880-х гг. многие ходоки из-за недостатка средств не достигали своей цели. Им не удава­лось найти нужный участок земли, который удовлетворял бы запросы желаю­щих переселиться. Спустя 10 лет специалисты отмечали возросшие опытность и квалификацию ходоков, большинство из которых успешно справлялось со своим делом: ходоки обращались не к старожилам, которые по причине враж­дебного отношения к переселенцам могли дать неверную информацию, а к новоселам, успевшим осмотреться в округе и способным сообщить ценные све­дения о близлежащих землях. Новое поколение ходоков умело налаживало вза­имоотношения с чиновниками, занимавшимися переселенческими делами в Тюмени и Томске, получая от них указания, которые помогали сократить вре­мя и уменьшить расходы на поиск новых земель. Численность ходоков за 10 лет первой волны миграции в Сибирь исчис­лялось несколькими тысячами, посколь­ку только в 1889 г. через Тюмень прошел 521 ходок из 17 губерний5.

Существенный вклад в изучение хо-дачества внес А.А. Кауфман, подробно исследовавший (уже после А.А. Исаева), переселение крестьян в Сибирь. Преувеличенное ожидание крестьянства и их почти полное неведение о том, где расположена «страна Сибирь», каков в ней климат, качество земли и условия переселения, полагает он, породили массо­вое движение— ходачество. «Как известно, ходачество представляет собой яв­ление, выработанное самой народной жизнью. Достаточно сказать, что, напри­мер, из переселившихся за время 1880—1894 гг. 4559 семей, опрошенных лич­но автором настоящей книги в казенных поселках Томской губернии, 870 семей, или почти одна пятая, прибегали к предварительной посылке ходоков или к производству предварительных разведок через кого-либо из членов се­мьи (так называемое семейное ходачество)»6. Хотя часть администрации при­знавала ходоков элементом весьма подозрительным и опасным, правительство поощряло подобный способ информирования, понимая, что крестьянин ско­рее поверит своему же крестьянину о том, что ждет его в далекой стране, не­жели помещику, чиновнику или журналисту, в словах которых всегда присут­ствовал корыстный классовый интерес.

Ходокам предоставлялись льготы по передвижению, установленные для переселенцев, и право закреплять за собой на два года осмотренные участ­ки. Различали: а) посылку ходоков от обществ и товариществ и б) «семейное ходачество», которое разрешалось законами от 15 апреля и 7 декабря 1896 г. Стать ходоком было непросто. Вначале семье или товариществу надо было послать запрос с объяснением мотивов и состоятельности, а затем ждать раз­решения соответствующего комитета. Правительство не было заинтересовано в переселении малоимущих крестьян, поэтому установило ценз на уровне 200—300 руб. В результате с каждым годом в степные районы страны и в Си­бирь переселялись все более зажиточные слои крестьянства: «средняя пере-

Исаев А.А. Указ. соч. С. 45

Кауфман А.А. Переселения и колонизация. СПб., 1905. С. 62.

селенческая семья приносит в степные местности от i00 до 200 руб., в лес­ные местности, куда идет менее состоятельный контингент переселенцев, — 85 руб., и, таким образом, средняя состоятельность современных переселен­цев заметно выше». Численность ходоков в течение 1890-х гг. колебалась от 22 до 27% всего переселенческого движения7.

Около четверти всех приходивших в Сибирь ходоков не возвращались на родину, а оставались в Сибири и выписывали к себе семью. Из общего числа возвратившихся на родину зачислили за собой землю и получили приемные приговоры в старожильских селениях 20—32% ходоков. От 68 до 80% ходо­ков возвратились на родину с отрицательным результатом, не зачислив зем­ли и отказавшись от мысли о переселении в Сибирь.

как преодолеваются большие расстояния - student2.ru

Рис. 13. Около четверти всех приходивших в Сибирь ходоков не возвращались в родные места, а оставались в Сибири и выписывали к себе семью

В действительности процент безрезультатного ходачества был еще выше, потому что значительная часть ходоков, зачисливших за собой землю, вер­нувшись на родину и обдумав дело, отказалась от переселения. В 1898— 1901 гг. они составили 36% всех случаев успешно вернувшихся ходоков. Та­ким образом, сотни тысяч ходоков совершили путешествие понапрасну. В среднем один ходок тратил на путешествие в Сибирь 3,5 месяца и около 23 руб. 50 коп. В целом не нашедшим земли ходокам поездка в Сибирь обо­шлась в 1 млн руб., «уплывших бесследно из мужицких карманов, и без того, как известно, нетолстых»8. Однако если учесть, что для оставшихся на месте крестьян добытая ходоками информация, даже отрицательная, принесла ог­ромную пользу, предупредив их от напрасных трат, то считать ходаческое движение напрасным вряд ли следует: «если ходок отказывается от пересе­ления, этим предотвращается, в громадном большинстве случаев, обратное переселение, связанное с совершенным разорением неудачно переселившей-

7 Кауфман А.А. Указ. соч. С. 66-68. s Там же. С. 68.

ся семьи; если он приискал землю — его семья будет переселяться прямо на уже зачисленный участок, и таким образом устранятся гораздо большие за­траты и времени, и средств, которые были бы неизбежны, если бы семья пе­реселялась без предварительного ходачества и если бы ей приходилось ждать где-нибудь на переселенческом пункте или в уездном городе, пока глава се­мьи будет осматривать и выбирать участки. Вообще... при нашей массовой народной психологии... никакой другой способ не может рассеять тех фан­тастических представлений, которые'манят переселенца в неведомую даль»9. Переселенческая статистика за 1896—1900 гг. сообщает: «групповые» хо­доки составляли от 3,6 до 6,5%, семейное ходачество — 96,4%. При этом груп­повое ходачество связано с гораздо меньшими потерями времени и средств, нежели посылка ходока от каждой семьи. Среди групповых ходоков преоб-ладаютлюди, заслуживающие большего доверия; групповой ходок, распола­гая большими средствами и менее стесненный временем, может объехать го­раздо больший район и тщательнее исследовать условия переселения, неже­ли ходок от отдельной семьи, нередко вовсе не обладающий необходимой опытностью и сообразительностью.

Наши рекомендации