Как преодолеваются большие расстояния
На местности для этого люди сокращают маршрут — прямиком через газоны устремляются к автобусной остановке. Или лезут через забор, преодолевают заросли, переплывают океаны, роют тоннели и т.п. А как сокращают общественное расстояние? В зависимости от его разновидности подобное происходит разными способами.
Один из них и, к сожалению, самый распространенный — нарушить правила, законы, нравственные принципы. Ведь все они —дополнительные препятствия на нашем пути. Но препятствия невидимые, хотя часто и не менее страшные. Голос совести не позволяет пойти на паперть просить милостыню, предать друга или совершить еще какую-либо гнусность для того, чтобы поправить свои материальные дела, просто выжить или продвинуться по службе. Приходится идти в обход — дожидаться своей очереди, устраиваться на непрестижную и малооплачиваемую работу. Иными словами, увеличивать общественное расстояние до желанной цели.
Большие расстояния преодолеваются с помощью технических средств, в том числе конной и паровой тяги, автомобилей, авиалайнеров, телеграфа и телефона, электронной связи и интернета. Средством передвижения может
См.: Бурдье П. Социология политики / Пер. сфр. Н.А. Шматко; Сост., общ. ред. и предисл. НА.Шматка М., 1993. С. 53-97.
стать сам человек, пешком перебирающийся с места на место. Путешественники и паломники — специфические категории людей, преодолевающие большие расстояния с особой целью — познать новое, приобщиться к святым местам. Расстояние и дистанции преодолевают разведчики, путейцы-обходчики, туристы, охранники, ходоки. Институт ходачества, существовавший в царской России, — уникальное явление и составная часть колонизации, переселения больших масс крестьян в Сибирь.
Ходоки и ходачество
Ходоки — институт доверенных лиц, посланных сельским обществом с целью подробного и полного анализа социально-экономических условий вселения. Особое место проблемам ходачества уделено в исследовании дореволюционного социолого-экономиста А.А. Исаева о миграции русских крестьян в Сибирь в конце XIX в. Ему удалось глубже других в русской литературе изучить данный институт, показать его реальные масштабы и дать исчерпывающее теоретическое объяснение. Как удалось выяснить русскому ученому, в число ходоков отбирались наиболее опытные, грамотные и толковые крестьяне, заслужившие правильным образом жизни, рачительным и умелым ведением хозяйства неформальный авторитет большинства членов поземельной общины. Они могли являться лидерами общественного мнения либо наиболее компетентными членами сообщества. От ходоков зависело очень многое. В конечном итоге их рассказ мог побудить крестьян отправиться в далекое путешествие или остаться на месте. Потому ходоков можно определить еще и как экспертов, проводящих оценку земли и социальной обстановки в незнакомой местности.
Ходоками сельское общество обыкновенно избирает самых надежных людей, разумных, честных и трезвых. Большей частью это люди средних лет от 35 до 50; но иногда выбирают людей моложе, особенно из солдат, если они довольно хорошо грамотны... И ходок, возвратившись домой, вовсе не обязан представить пространный доклад о том, где он был и что видел: подробная реляция может быть заменена очень немногими словами. Стоит ходоку сказать: «Вот, побывал на новом месте, иду туда, забираю свое семейство», — стоит сказать это, и за ним готовы двинуться все его односельчане... Прошедши участок, он быстро и безошибочно определит, довольно ли на нем воды, есть ли строевой и дровяной лес, какова почва и т.п. Но, сверх того, ходок может ответить на такой вопрос, который никогда не получит ответа со стороны межевых чинов, даже при наилучшем развитии межевой части в Сибири: ходок в состоянии сказать, насколько данный участок соответствует условиям жизни переселенцев на родине и не будет ли слишком резок переход их со старого пепелища на новую оседлость. Ходок решит это на основании многочисленных и часто мельчайших признаков, неуловимых для самого лучшего теоретика, но близко известных крестьянину из опыта, накопленного в течение многих поколений4.
Обычно ходоки не ограничивались ролью информаторов. Добравшись до Сибири, они вступали в отношения с местным населением, старались завязать с ним деловое и неформальное сотрудничество, оформить документы на отвод земли под будущее переселение, провести подготовительные работы. Здесьтре-
4 Исаев А.А. Переселения в русском народном хозяйстве. СПб., 1891. С. 44-45.
бовался более широкий круг качеств, в том числе менеджерских и предпринимательских. От деловых качеств ходоков часто зависел конечный успех. В 1880-х гг. многие ходоки из-за недостатка средств не достигали своей цели. Им не удавалось найти нужный участок земли, который удовлетворял бы запросы желающих переселиться. Спустя 10 лет специалисты отмечали возросшие опытность и квалификацию ходоков, большинство из которых успешно справлялось со своим делом: ходоки обращались не к старожилам, которые по причине враждебного отношения к переселенцам могли дать неверную информацию, а к новоселам, успевшим осмотреться в округе и способным сообщить ценные сведения о близлежащих землях. Новое поколение ходоков умело налаживало взаимоотношения с чиновниками, занимавшимися переселенческими делами в Тюмени и Томске, получая от них указания, которые помогали сократить время и уменьшить расходы на поиск новых земель. Численность ходоков за 10 лет первой волны миграции в Сибирь исчислялось несколькими тысячами, поскольку только в 1889 г. через Тюмень прошел 521 ходок из 17 губерний5.
Существенный вклад в изучение хо-дачества внес А.А. Кауфман, подробно исследовавший (уже после А.А. Исаева), переселение крестьян в Сибирь. Преувеличенное ожидание крестьянства и их почти полное неведение о том, где расположена «страна Сибирь», каков в ней климат, качество земли и условия переселения, полагает он, породили массовое движение— ходачество. «Как известно, ходачество представляет собой явление, выработанное самой народной жизнью. Достаточно сказать, что, например, из переселившихся за время 1880—1894 гг. 4559 семей, опрошенных лично автором настоящей книги в казенных поселках Томской губернии, 870 семей, или почти одна пятая, прибегали к предварительной посылке ходоков или к производству предварительных разведок через кого-либо из членов семьи (так называемое семейное ходачество)»6. Хотя часть администрации признавала ходоков элементом весьма подозрительным и опасным, правительство поощряло подобный способ информирования, понимая, что крестьянин скорее поверит своему же крестьянину о том, что ждет его в далекой стране, нежели помещику, чиновнику или журналисту, в словах которых всегда присутствовал корыстный классовый интерес.
Ходокам предоставлялись льготы по передвижению, установленные для переселенцев, и право закреплять за собой на два года осмотренные участки. Различали: а) посылку ходоков от обществ и товариществ и б) «семейное ходачество», которое разрешалось законами от 15 апреля и 7 декабря 1896 г. Стать ходоком было непросто. Вначале семье или товариществу надо было послать запрос с объяснением мотивов и состоятельности, а затем ждать разрешения соответствующего комитета. Правительство не было заинтересовано в переселении малоимущих крестьян, поэтому установило ценз на уровне 200—300 руб. В результате с каждым годом в степные районы страны и в Сибирь переселялись все более зажиточные слои крестьянства: «средняя пере-
Исаев А.А. Указ. соч. С. 45
Кауфман А.А. Переселения и колонизация. СПб., 1905. С. 62.
селенческая семья приносит в степные местности от i00 до 200 руб., в лесные местности, куда идет менее состоятельный контингент переселенцев, — 85 руб., и, таким образом, средняя состоятельность современных переселенцев заметно выше». Численность ходоков в течение 1890-х гг. колебалась от 22 до 27% всего переселенческого движения7.
Около четверти всех приходивших в Сибирь ходоков не возвращались на родину, а оставались в Сибири и выписывали к себе семью. Из общего числа возвратившихся на родину зачислили за собой землю и получили приемные приговоры в старожильских селениях 20—32% ходоков. От 68 до 80% ходоков возвратились на родину с отрицательным результатом, не зачислив земли и отказавшись от мысли о переселении в Сибирь.
Рис. 13. Около четверти всех приходивших в Сибирь ходоков не возвращались в родные места, а оставались в Сибири и выписывали к себе семью
В действительности процент безрезультатного ходачества был еще выше, потому что значительная часть ходоков, зачисливших за собой землю, вернувшись на родину и обдумав дело, отказалась от переселения. В 1898— 1901 гг. они составили 36% всех случаев успешно вернувшихся ходоков. Таким образом, сотни тысяч ходоков совершили путешествие понапрасну. В среднем один ходок тратил на путешествие в Сибирь 3,5 месяца и около 23 руб. 50 коп. В целом не нашедшим земли ходокам поездка в Сибирь обошлась в 1 млн руб., «уплывших бесследно из мужицких карманов, и без того, как известно, нетолстых»8. Однако если учесть, что для оставшихся на месте крестьян добытая ходоками информация, даже отрицательная, принесла огромную пользу, предупредив их от напрасных трат, то считать ходаческое движение напрасным вряд ли следует: «если ходок отказывается от переселения, этим предотвращается, в громадном большинстве случаев, обратное переселение, связанное с совершенным разорением неудачно переселившей-
7 Кауфман А.А. Указ. соч. С. 66-68. s Там же. С. 68.
ся семьи; если он приискал землю — его семья будет переселяться прямо на уже зачисленный участок, и таким образом устранятся гораздо большие затраты и времени, и средств, которые были бы неизбежны, если бы семья переселялась без предварительного ходачества и если бы ей приходилось ждать где-нибудь на переселенческом пункте или в уездном городе, пока глава семьи будет осматривать и выбирать участки. Вообще... при нашей массовой народной психологии... никакой другой способ не может рассеять тех фантастических представлений, которые'манят переселенца в неведомую даль»9. Переселенческая статистика за 1896—1900 гг. сообщает: «групповые» ходоки составляли от 3,6 до 6,5%, семейное ходачество — 96,4%. При этом групповое ходачество связано с гораздо меньшими потерями времени и средств, нежели посылка ходока от каждой семьи. Среди групповых ходоков преоб-ладаютлюди, заслуживающие большего доверия; групповой ходок, располагая большими средствами и менее стесненный временем, может объехать гораздо больший район и тщательнее исследовать условия переселения, нежели ходок от отдельной семьи, нередко вовсе не обладающий необходимой опытностью и сообразительностью.