Социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница

Признаки социального института

Каждый социальный институт характеризуется наличием своих при­знаков, в том числе общих для всех институтов. Назовем некоторые из институциональных признаков. В первую очередь это своды норм поведения, их кодексы, причем как письменные, так и устные. В институте государства таковыми являются конституция, законы, сведенные в уголовный, гражданский и иные кодексы, в институте ре­лигии — это церковные запреты, в институте образования — правила поведения учащихся.

Во-вторых, это действующие установки и образцы поведе­ния. Например, в институте семьи — уважение, любовь, привязанность, в институте государства — законоиослушание, соблюдение субордина­ции, в институте религии — поклонение. В-третьих, общим признаком для всех институтов выступают культурные символы. В инсти­туте государства — это флаг, герб, гимн, в институте бизнеса и торгов­ли — патентный и торговый знак и индекс, в институте семьи — обру­чальное кольцо, в институте религии — иконы, крест, святыни.

В-четвертых, в качестве общего признака институтов целесообраз­но рассматривать утилитарные черты культуры. В институте образования ими могут быть библиотеки, лаборатории, классы, аудито­рии, в институте религии — церковный реквизит, религиозная литерату­ра, здания храмов, в институте семьи — квартира, мебель, посуда. В-пятых, общим признаком институтов можно считать наличие идеологии. В институте государства таковыми являются демократия, тоталита­ризм, в институте религии — православие, мусульманство, протестан­тизм, в институте семьи — коллективизм, индивидуализм, семейное сотрудничество и солидарность.

Институционализация общества

Социальные институты возникают как своеобразный отклик на по­требности общества, отдельных социумов. Они связаны с гарантиями непрерывной социальной жизни, защиты граждан, поддержания со-



Раздел IV Социальные институты

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru циального порядка, сплоченности социальных групп, осуществления коммуникаций между ними, «размещения» людей по определенным социальным позициям. Конечно же, в основе появления социальных институтов — и первичные потребности, связанные с производством продуктов, товаров и услуг, их распределением.

Процесс возникновения и становления социальных институтов получил название институционализации. Как любой другой сложный общественный процесс, институционализация является длительной и постепенной. Для ее осуществления необходимы следу­ющие условия: появление определенных потребное гей, нуждающих­ся для их удовлетворения в совместной деятельности людей; возник­новение в ходе взаимодействия людей по поводу удовлетворения этих потребностей определенных социальных норм и правил; установле­ние системы санкций для соблюдения норм и правил поведения; со­здание учреждений и групп людей, в них запятых, для регулирования совместной деятельности в обществе в связи с удовлетворением rex или иных потребностей его граждан.

Здесь необходимо специально подчеркнуть, что социальный ин­ститут — это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и уч­реждений (чиновников, управляющих, служащих, менеджеров и пр.). Общество поддерживает деятельность институтов путем капитало­вложений и подготовкой кадров. Этим в значительной мере определя­ется успех деятельности социального института. Кроме того, он зави­сит и от четкого определения целей и функций, и от рационального разделения труда между людьми, занятыми в его деятельности, и о г организации и структурирования работы социального института, и от признания его престижа — такова точка зрения известного польского социолога Я. Щепаньского.

Каждый социальный институт связан многообразными отношени­ями (прямыми и обратными, структурными и функциональными, непо­средственными и опосредованными) с другими социальными институ­тами, без которых он не может нормально существовать и развиваться. Так, тесно взаимосвязаны между собой институты собственности и вла­сти, образования и науки, семьи и воспитания, культуры и средств мас­совой информации и др. Например, кризис института образования не­возможно объяснить вне его зависимости от таких социальных институтов, как государство, управление, производство и т.п.

Существует ряд условий, соблюдение которых ведет к успешной дея­тельности социального института. Это: а) наличие специальных норм, предписаний, регулирующих поведение людей; б) интеграция института в социальную систему общества, его различные структуры, что обеспечи-

Глава 18 Понятие и виды социальных институтов



социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru вает этому институту поддержку самого общества; в) возможность осу­ществлять социальный контроль за соблюдением норм поведения; г) на­личие материальных средств и условий для стимулирования деятельно­сти института.

Успешной деятельности социальных институтов способствует процесс их дифференциации и специализации. Собственно, этот процесс является универсальным, и начался он еще при переходе от традиционного общества к индустриальному. Весь процесс модерниза­ции означает усиливающуюся специализацию и дифференциацию со­циальных ипститутов. В пашей стране этому способствовало крушение тоталитаризма, которое привело к отделению экономики от политики и идеологии и создало условия для перехода к рыночным механизмам.

Но дело не только в этом. К большей дифференциации и специа­лизации институтов приводит усложнение социальных процессов и потребностей людей. Так, появление потребностей в дифференциро­ванном развитии образования обусловило создание целого ряда его конкретных институтов: допрофессионального и профессионального образования, школы, высшего образования, послевузовского образо­вания, дополнительного образования и т.д.

Меняется приоритетность социальных институтов в жизни обще­ства. Если в традиционном обществе ведущие позиции занимал ин­ститут религии, то в индустриальном — институты производства, об­разования и науки, в информационном обществе на первое место выйдут, в соответствии с прогнозом, институты образования и науки. Трансформируются также роль и значение семьи как социального ин­ститута по мере перехода от одного этапа общественного развития к другому. Выступая вначале как основной «производственный» инсти­тут, семья в последующем, при переходе к индустриальному общест­ву, меняет свои функциональные роли и перестает быть приоритет­ным институтом в сфере производства.

§ 2. Структура и функции социального института

Структура социального института

Из сказанного выше можно определить структурные элементы соци­альною института. Он включает в себя: а) определенную сферу дея­тельности и общественных отношений; б) учреждения для организации совместной деятельности людей и группу лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли; в) нормы и принципы отношений между официальными лицами,

346 Раздел IV Социальные институты

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru а также между ними и членами общества, включенными в орбиту дсйст -вия данного социального института; г) систему санкций за невыполне­ние ролей, норм и стандартов поведения, д) материальные средства (об­щественные здания, оборудование, финансы и др.). На примере любого социального института нетрудно установить универсальный характер названных выше элементов и их непременное «участие» в его жизнеде­ятельности

Рассмотрим в качестве иллюстрации социальный институт образо­вания. Образование в целом и его подсистемы (общеобразовательная школа, начальная и средняя профессиональная школа, высшая школа и др.) в полной мере отвечают названным признакам социального ин­ститута и могут быть рассмотрены под соответствующим углом зрения1. Каждая из подсистем имеет свою, строго определенную сферу деятель­ности; учреждения для обучения и воспитания (школы, профессиональ­ные училища, колледжи, высшие учебные заведения, органы управле­ния образованием различного уровня); аппарат работников; социальные роли, а также нормы поведения обучающихся и обучающих и взаимоот­ношений между ними; санкции, применяемые за несоблюдение этих ро­лей и норм к представителям всех социальных групп, включенных в об­разовательный процесс; наконец, необходимые материальные ресурсы (здания, библиотеки, лаборатории, мастерские, финансы и др.).

Все элементы структуры социального института связаны между со­бой. Эта связь обеспечивается в результате и за счет функциональной деятельности института. Функции социальных институтов — эго на­правления их деятельности и ее последствия, влияющие на сохранение самих институтов, социальной системы, поддержание в ней порядка

Функции социального института

Среди функций наиболее значимыми являются: 1)интегративная, состоящая в сплочении и укреплении связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом, и реализуемая через усиление контактов и взаимодействий между ними; 2) функция вос­производства общественных отношений, благодаря дейст­вию которой социальный инсштут поддерживает устойчивость тех или иных систем общества, 3)ре1улятивная функция, состоящая в регулировании отношений с помощью норм, правил поведения, санкций, т.е. того, что регламентирует и регулирует поведение людей; 4) коммуникативная функция, направленная на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определен­ной opi анизации их совместной жизни и деятельности.

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru ' См Зборовский ТЕ Образование от XX к XXI веку С 28—34

Глава 18 Понятие и виды социальных институтов



социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru Поскольку социальные институты интегрируют, воспроизводя!, регулируют отношения между людьми и социальными общностями, постольку важнейшая их функция — упорядочить и свести деятель­ность этих общностей к предсказуемым образцам социального поведе­ния. Именно таким путем институты сохраняют «чистоту» социаль­ных общностей, несмотря на постоянную смену их членов.

Названные функции имеют достаточно общий характер и присущи в равной мере каждому институту. Между тем, помимо них, социальные институты могут выполнять конкретные экономические, социальные, политические, культурные, идеологические и иные функции. Одни при­сущи социальным институтам в большей мере, другие — в меньшей По­являются новые специфические функции, не свойственные отдельным институтам. Если речь идет, к примеру, о семье, то это — функция социа­лизации, если об институте науки, то это — создание условий для науч­ного творчества.

Среди функций социальных институтов различают явные и ла­тентные (непреднамеренные, неосознаваемые). Так, если рассмат­ривать функции социального института образования, то к явным мо­жет быть отнесена такая, как усвоение опыта прошлых поколений. Что касается латентных функций, то среди них обращает на себя вни­мание закрепление и достижение через систему образования социаль­ного неравенства.

Именно социологи установили, что, обучаясь в разных учебных заве­дениях — престижных и не очень, обычных и элитарных, учащиеся изна­чально получают не одинаковые стартовые возможности, являющиеся сами по себе источником социального неравенства. В западной системе образования такая ситуация известна достаточно давно. Шансы на соци­альное продвижение выпускников Кембриджского и Оксфордского уни­верситетов в Англии намного предпочтительнее, чем десятков других. В России только в последние годы стали задумываться над этой латент­ной функцией образования — после того, как начал осуществляться пе­реход к рыночной системе хозяйствования, а система образования в ре­зультате собственного реформирования получила возможность понемногу реагировать на происходящие экономические изменения.

Одна из важных проблем институциональной социологии — изу­чение вопросов координации деятельности социальных институтов. Решение этой задачи осложняется тем, что каждый из институтов вы­полняет не одну, а целый ряд взаимосвязанных функций. Вместе с тем одна функция может реализовываться несколькими институтами. Так, скажем, функцию социализации и воспитания выполняют и се­мья, и образование, и производство как социальные институты. Воз-



Раздел IV Социальные институты

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru пикает, следовательно, вопрос о сопряженности взаимодействии этих институтов в реализации названной функции.

Может появиться и иной ракурс проблемы — перераспределение функ­ций между институтами в случае, если один из них плохо реализует свои функции. Продолжая начатый пример с функциями социализации и вос­питания, имеет смысл отметить предпринимаемые в российском общее г-ве шаги в направлении оптимизации деятельности других, «не семейных» институтов в связи с образованием и воспитанием подрастающего поко­ления. Это прежде всего развитие учреждений и организаций дополни­тельного образования: детских и подростковых клубов, домов i ворчества юных, музыкальных, художественных, спортивных и иных школ, секций, кружков и т.д.

Дисфункции социального института

Кроме функций социальных институтов, необходимо говори гь еще и об их дисфункциях, на что впервые обратил внимание Р. Мер гон. Суть дисфункций состоит в нарушении стабильности и равновесия в общест­ве через появление сбоев и 'деструктивных ситуаций в работе социаль­ных институтов. Сейчас в России видны, что называется, невооружен­ным глазом дисфункции политических институтов, проявляющиеся в их неспособности стабилизировать общественную жизнь в стране, вве­сти ее в русло уверенности и оптимизма.

На протяжении последних 10—15 лет люди живут в состоянии тре­вожного ожидания чего-либо из ряда вон выходящего. Народ разуве­рился в отношении потенциала политической власти как в центре, так в регионах и на местах. Рост беззакония, преступности, криминализа­ция многочисленных государственных, в том числе и политических, структур, их коррумпированность и неспособность решать вопросы в интересах большинства населения — все это показатели дисфункцио­нальной деятельности многих социальных институтов в обществе.

Для социологической науки весьма важен анализ ситуации, когда об­щественные потребности не находят своего отражения в деятельности то­го или иного социального института, что и приводит к возникновению дис­функций как своего рода показателя возникшего несоответствия этого института надлежащим потребностям. Это проявляется в неясности целей институциональной деятельности, «размывании» ее функций и в конеч­ном итоге падении среди населения авторитета тех или иных учреждений и организаций данного института. Устранить такое несоответствие не про­сто. Дело в том, что, однажды возникнув, социальный институт и в услови­ях нарастающей дисфункциональности продолжает действовать, работать «на себя», на свои интересы, не всегда совпадающие с общественными.

Глава 18 Понятие и виды социальных институтов



социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru Задача институциональной социологии состоит в том, чтобы вскры­вать и исследовать в рамках тех или иных социальных институтов прежде всего латентные функции и дисфункции, поскольку именно от них в первую очередь зависит эффективность деятельности самих ин­ститутов. Явные функции институтов часто видны и так, что называет­ся, «невооруженным глазом», чего не скажешь о латентных и тем более дисфункциях. Как правило, они начинают проявлять себя в периоды обострения социальных ситуаций в обществе, особенно в предкризис­ное и кризисное время. Как известно, именно такой период переживает сейчас Россия, и с точки зрения интересов науки, в плане развития ин­ституциональной социологии было бы и высшей степени полезно обра­тить внимание на особенности функциональной и дисфункциональной деятельности основных социальных институтов общества.

§ 3. Классификация социальных институтов

В ходе предшествующего анализа неоднократно назывались самые различные социальные институты: образование, наука, семья, госу­дарство, религия и т.д. Естественно, чго анализ многочисленных ин­ститутов нуждается в определенной систематизации на базе тех или иных критериев, чго и составляет научную процедуру их классифика­ции. Сама классификация становится возможной на основе естест­венного и объективно/о процесса — дифференциации социальных ин­ститутов.

Проблема классификации социальных институтов в зарубежной и отечественной литературе

Небезынтересно отметить, что самые современные и лучшие зарубеж­ные учебники по социологии, как правило, не систематизируют соци­альные институты, а в соответствующем разделе о них (он обязатель­но существует в каждом учебнике) просю раскрывается содержание деятельное ги весьма ограниченного набора институтов: семьи, обра­зования, религии, экономики, политики (последние иногда называют­ся «экономическая и политическая системы», как у Н. Смелзера). Это, так сказать, обязательный, «джентльменский» (с точки зрения институциональной социологии) набор.

К нему иногда добавляют здоровье и медицину (как это сделано в широко распространенном в США красивом, ярко иллюстрированном учебнике Дж. Машоуниса). Обращает на себя внимание строгая после­довательность, порядок «подачи» институтов: вначале — семья, образо-



Раздел IV Социальные институты

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru вание, религия (видимо, институты, «ближе расположенные» к челове­ку), и только затем — экономика, труд, политика, власть, государство.

Тем не менее образцы классификаций социальных институтов в за­падной социологии существуют. Один из наиболее распространенных дает английский словарь по социологии. Авторы словаря выделяют пять главных институциональных комплексов: 1) экономические институты, которые служат производству и распределению ценностей и услуг; 2) по­литические институты, которые регулируют их использование и связаны с властью; 3) институты стратификации, детерминирующие распределе­ние позиций и ресурсов; 4) институты родства, связанные с браком, семь­ей и социализацией молодежи; 5) культурные институты, связанные с ре­лигиозной, научной и художественной деятельностью *.

Определенное сходе i во с приведенной выше трактовкой обнаружи­вает классификация социальных институтов, приведенная в одной из отечественных работ: «Существуют различные виды институтов — эко­номические, занимающиеся производством и распределением матери­альных благ, организацией труда, денежным оборотом и т.п.; социаль­ные, организующие добровольные объединения, жизнь коллективов, словом, институты, регулирующие повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу; политические, связанные с выполне­нием функций власти; культурные и воспитательные, утверждающие, развивающие преемственность культуры общества и передающие ее следующим поколениям; религиозные, организующие отношение лю­дей к религии, если люди верят в существование Бога»2.

Однако подобный подход к классификации социальных институтов не единственный. В отечественной литературе можно обнаружить и другие трактовки. Так, в словаре «Современная западная социология» предлагаются иные критерии и соответственно виды социальных инсти­тутов. Точнее сказать, критерии остаются почти теми же — это сфера действия и функции социальных институтов, а вот виды — существенно отличаются. Например, выделяют реляционные институты, «определя­ющие ролевую структуру общества по самым различным критериям — от пола и возраста до вида занятий и способностей». Вторая группа ин­ститутов — «регулятивные, определяющие допустимые рамки независи­мых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механиз­мы социального контроля)». Третью группу составляют культурные ин­ституты, «связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.». К чет­вертой группе относятся интегративные институты, «связанные с

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru 1 См. The Penguin Dictionaiу of Sociology P 124

2 Осипов Г В Социоло1ия и социализм С 141

Глава 18 Понятие и виды социальных институтов



социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов соци­альной общности как целого»1. Оригинальность приведенной класси­фикации, помимо отмеченных выше моментов, состоит в стремлении связать социальные институты с определенной ролевой структурой, ха­рактерной для каждой из названных выше групп.

К сожалению, данная классификация не иллюстрируется конкретны­ми примерами и поэтому выглядит несколько абстрактно. Попробуем са­ми восполнить этот пробел. К реляционным институтам можно было бы отнести институты труда, образования, поскольку они связаны с включе­нием в них людей, выполняющих определенные виды деятельности и со­ответствующие социальные роли. Среди регулятивных институтов назо­вем институты суда, прокуратуры, тюрьмы. Культурные институты вряд ли требуют каких-либо иллюстративных пояснений, поскольку среди них уже названы институты религии, искусства, идеологии. Что касается интегративных институтов, то здесь прежде всего следовало бы назвать государство, выполняющее в первую очередь объединяющую роль.

Продолжая классифицировать социальные институты, можно вы­делить среди них традиционные и новые. Первые характеризу­ются аскриптивностью и партикуляризмом, т.е. основываются на жест­ко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях (род, большесемейная община). Деятельность тра­диционных институтов тесно связана с системой моральных предписа­ний. Отличительной чертой институтов нового и новейшего времени является их относительно большая независимость от этой системы. Ас-криптивные (предписанные, заданные) критерии, характерные для тра­диционных институтов, все больше уступают место «достиженческим» в новых институтах. Заданность положения, типичная для институтов традиционного общества, исчезает. Новые социальные институты пред­полагают значительный динамизм и мобильность в смене социальных позиций и статусов.

Формальные и неформальные институты

Выше уже отмечалось, что вся жизнедеятельность людей так или ина­че институциализирована. Однако сама инстигуциализация может иметь формальный или неформальный характер, соответственно ин­ституты могут быть либо формальными, либо неформальны-м и. Эта их классификация крайне важна для повседневной деятельности людей, поскольку способы ее регулирования, а зачастую и регламентации зависят в первую очередь от того, в рамках каких институтов она осуще-

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru Совремснная западная социология Словарь С 117



Раздел IV Социальные институты

социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru ствляется. Когда речь заходит, к примеру, о производственной, политиче­ской, образовательной деятельности, то здесь все ясно. Соответствующие институты имеют явно выраженный формальный характер.

Формальные институты базируют свою деятельность (государство, армия, школа и др.) на строго установленных предписаниях (право, ус­тав, должностные инструкции). Они осуществляют управленческие и контрольные функции на основе четко установленных санкций, связан­ных с поощрением и наказанием (административным и уголовным). За­конодательные акты и нормативные документы определяют и регламен­тируют практически всю деятельность формальных социальных институтов.

Неформальные социальные институты (политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объедине­ния по интересам и т.д.) не имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также ре­гулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав). Возникновение неформальных институтов — это следствие социального творчества и волеизъявления граждан. Санкции, используемые в них, имеют неформальный харак­тер (моральное одобрение либо осуждение); социальный контроль ус­танавливается с помощью норм, закрепленных в общественном мне­нии, традициях, обычаях.

В обществе часто возникают потребности упорядочения, регулиро­вания и регламентации форм поведения, напрямую не относящиеся к компетенции формальных социальных институтов. Одним из таких, чрезвычайно распространенных в нашей стране, особенно в прошлом (причем весьма недалеком), институтов является очередь. Почему воз­ник этот неформальный социальный институт? Потому что в условиях явной нехватки продуктов и товаров существовала потребность в спра­ведливом порядке их приобретения по принципу «кто раньше успел». В этом неформальном социальном институте не действуют специаль­ные учреждения, нет профессионально подготовленных кадров для поддержания нормального функционирования очереди, нет формали­зованных правил, норм и процедур, которые подлежали бы кодифика­ции (оформлению в виде свода законов и норм). Однако существуют так называемые неписаные нормы поведения (стоящие сзади не долж­ны получать «без очереди», нельзя пускать перед собой знакомых, на которых очередь не занималась, и т.д.). Возникает даже функциональ­ное распределение ролей: записывающие очередь (распорядители), следящие, чтобы не вклинивались посторонние (борцы за справедли­вость), помогающие поддерживать порядок и т.д.

Глава 18 Понятие и виды социальных институтов



социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru Следует отметить, что в жизни многих поколений людей в бывшем Советском Союзе очередь играла громадную роль. Этот неформальный социальный институт выступал не просто элементом повседневного об­раза жизни, без которого одно время даже нельзя было существовать (хлеб можно было купить только в очереди). Он являлся основным ис­точником информации, дезинформации (слухи шли прежде всего от­сюда), сферой общения, возможностью познакомиться. С очереди «на­чинались» даже некоторые семьи. В ней обсуждались и решались многие жизненно важные проблемы. Конечно, такой неформальный со­циальный институт мог получить широкое распространение только в социально неразвитом обществе. По мере насыщения рынка продукта­ми и товарами очередь в своем гипертрофированном виде исчезает, ос­таваясь лишь элементарной формой поддержания обычного порядка.

Итак, было показано, что существует немало классификаций соци­альных институтов. В дальнейшем изложение материала будет основы­ваться на видовой классификации социальных институтов по сферам и функциональному содержанию их деятельности. Почему выбран имен­но такой критерий классификации? Потому, что он соответствует на­шей логике социологического познания. В этой связи нужно вспомнить «лестницу» социологического знания, которая предлагалась в главе 6. В качест ве одной из ступеней познания — второй по счету — рассмат­ривалось познание общества через анализ его сфер: материальной (эко­номической), политической, социальной, духовной. А от этой ступени шло дальнейшее движение познания — к социальным общностям, за­тем — к социальным институтам. Поэтому в дальнейшем будут рассма­триваться институты в экономической, политической, социальной, ду­ховной сферах жизни общества. Институциональному анализу каждой из этих сфер и посвящаются последующие четыре главы.

Вопросыи задания

1. Чю такое инонациональный подход к анализу социальных явлений' В чем его сут ь?

2 Почему поня гие социальною инс any ia занимав] одно из центральных мест в со-

ЦИОЧО1ИИ?

3. Как рашпвались представления о социальном институте в истории и современ­
ной !анаднои социоло! ической мысли?

4. Как трактуется социальный инс гиту! в отечественной социологии?

5 В чем заключается предмет инстигуциошпьной социологии?

6 Охарактеризуйте основные признаки социального инстшуга

7 Каковы условия возникновения и становления социальных институтов? Что по­
нимают иод инеттуционализацией общества?

8 В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов?

9 Охарактеризуйте структуру социального института



Раздел IV. Социальные институты



социальная стратификация и социальная мобильность 7 страница - student2.ru

10. Какие подходы к классификации социальных институтов реализованы в запад­
ной и отечественной социологии?

11. В чем, с вашей точки зрения, заключаются основные функции и дисфункции со­
циальных институтов?

Наши рекомендации