Объект и предмет социологии 7 страница
Практикум по социологии М., 1992.
Рабочая книга социолога. М., 1983. С. 111 — 141.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 42-80.
Глава 8
Методика и техника сбора социологической информации
§1 Изучение документов. § 2 Социологическое наблюдение § 3 Опрос.
§ 4. Классификация вопросов. § 5 Изучение бюджетов времени
§ 6 Качественные методы в социологии
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.
§ 1. Изучение документов
Сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения до-
Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации
кумепталыюй информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.
Она делится но своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.
В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.
По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.
При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?
При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название кон тент-анализ а.
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Контент-анализ
Вначале приведем пример одной из первых тюпыток такого анализа. Речь идет о проведении статистически точных измерений содержания материалов массовой информации в исследовании Дж. Спида «Дают ли сейчас газеты новости'?» (1893). Спид анализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и за 1893 гг. Сравнивая содержание материалов этих двух лет, он решил выяснить, какие изменения произошли в прессе за прошедший период. Исследователь классифицировал содержание материалов по темам (литература, политика, религия, сплетни и скандалы и т д.) и измерил длину газетных колонок (в дюймах), отводимую для освещения этих тем. Сравнив данные по годам, он пришел к следующему заключению. В 1893 г. ряд газе! стал публиковать гораздо больше материалов, посвященных различным скандальным историям, сплетням и слухам. Объем же материалов по проблемам литературы, политики, религии и т.д. значительно сократился. Таким путем Спид выявил причину увеличения тиража одной из крупнейших газег «Нью-Йорк тайме», связав ее с определенной тематической переориентацией публикуемых материалов1.
Как осуществляется контент-анализ? Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Для этого выделяется два типа единиц — единицы анализа и единицы счета. Первые — это понятия (слово, термин, словосочетание); темы, выраженные в частях тек-сга; имена людей, названия, общественные события, факты, случаи и т.д. После тою как социолог определил для себя единицу анализа, он выявляет единицу счета, т.е. частоту упоминания в тексте единицы анализа.
Так, если социолог ставит своей задачей изучение участия молодежи в политической жизни, то он может взять годовую подписку «Комсомольской правды», местной молодежной газеты, отобрать в ней номера с публикациями по данной проблеме, затем их проклассифицировать (в соответствии с программой изучения проблемы). Единицей счета выступает количество номеров за год, количество статей, удельный вес публикаций по этой теме к общему объему всей выборки Что это даст социологу? Знание того, как печать раскрывает поставленную проблему, каков характер ее воздействия на молодежь (в данном аспекте), каковы наиболее значимые проблемы в их практическом звучании. На основании проведенного контент-анализа происходит более глубокое осмысление изучаемого вопроса и знание документальной информации на этот счет. Социологическая информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, :
1 См Методы сбора информации в социодошческих исследованиях М, 1990 Кн 2 С 68-69
Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации
получаемые другими методами (опросом, наблюдением), и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.
§ 2. Социологическое наблюдение
Первичную социологическую информацию можно получить с помощью такого метода, как наблюдение. Он означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации.
Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т д. По первому основанию наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. Он может даже работать как член трудового коллектива.
Примером использования метода включенного наблюдения с полным участием наблюдателя в жизни исследуемой группы может служить работа известного американского социолога У. Уайта «Общество на углу улицы». Он поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой группы, целиком разделяя их образ жизни1. В отечественной социологии аналогичным примером может служить работа В. Ольшанского, который, собирая материал, в течение нескольких месяцев работал сборщиком электроаппаратуры на одном из московских заводов^.
Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со стороны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. И то, и другое наблюдение может производиться как явно, открыто, так и неявно, инкогнито. В связи с последним порой возникают определенные проблемы мо-
1 См White WF Street Corner Society Chicago, 1981
2 См Ольшанский В Б Личность и социальные ценности // Социология в СССР
М, 1966 Т 1 С 472
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
рального порядка. В частности, такое наблюдение может квалифицироваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. Все зависит от того, каким целям оно подчинено и как ведет себя социолог. Здесь особенно важно не предавать увиденное или услышанное огласке.
В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.
По месту проведения различают такие виды наблюдения, как нолевое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе — в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоот -ношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.
Каковы плюсы и минусы метода наблюдения? Его достоинства состоят в том, что наблюдение осуществляется одновременно с разви ги-ем событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп. Однако есть и свои сложности: не все явления и процессы доступны для наблюдения; поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным; наблюдение социальных процессов ограничено во времени; существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. С учетом сказанного нельзя преувеличивать возможности метода социологического наблюдения, лучше использовать его вместе с другими способами получения первичной социологической информации.
§ 3. Опрос
Одним из основных в социологии является метод опросаК У многих людей представление о социологии основано на использовании именно этого
1 Подробнее см.. Ноэль Н Массовые опросы. М , 1978; Рукавишников В О , Паниот-то В И, Чурилов Н Н Опросы населения М., 1984, Бутеико И A. Ahkcj ный опрос как общение социолога с респондентами. М , 1989, Девятко И Ф. Методы t оциологическо-го исследования Еюиеринбург, 1998
Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации
метода. Между тем он не является изобретением социологов. Гораздо раньше им пользовались и медики, и педагоги, и юристы. До сих пор сохранилось «классическое» деление урока на опрос и объяснение нового материала. Однако социология дала методу опроса новое дыхание, вторую жизнь. И сделала это настолько убедительно, что сейчас ни у кого не остается сомнения в подлинной «социологичности» описываемого метода.
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов па поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой.
Опрос — это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.
Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и у с т н ы й (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Оно бывает групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой в 15— 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвраща-емость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником. У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера. Но и потери анкет в таких случаях неизбежны.
Анкета
Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выяв-
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
ление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая — вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вводная часть — это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.
Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета преследует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «контактные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
В третьей части анкеты — так называемой паспортичке (изредка она помещается в самом начале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается в вводной части).
Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека — 40—45 минут, для учащегося — на 10 минут меньше. Если требуется больше времени, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми уже не хочется думать. Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаши), спокойные условия (без присутствия лишних людей). Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, особенно при групповом опросе. Здесь анкетер должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начиная с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности. Задача анкетера — быть дружелюбным, вежливым, разговорчивым (в меру), беспристрастным, располагать к себе. В случае отказа респондента заполнить анкету постараться убедить его, но, если не помогает, больше «не давить».
Интервью
Теперь об устном опросе — интервью. Это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целена-
Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации
правленной беседы интервьюера и респондента. Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
Интервью — специфический метод исследования, характерный для социального познания. М. Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают». Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем: 1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; 2) этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы; 3) опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма. Используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.
Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или на дому — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере.
По технике проведения интервью подразделяются на формализованные (стандартизированные) и свободные (не-стандартизированные). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Ответы нужно или стенографировать, или записывать (с разрешения респондента) на магнитофон. К стандартизированному интервью часто прибегают, когда человеку физически сложно заполнить анкету (он стоит у станка или на конвейере). Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь преобладает раскованная
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
беседа в русле поставленной проблемы. Если не требуется обстновки доверительности, такое интервью удобнее проводить вдвоем: один беседует, другой записывает ответы. Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь сохраняется полная естественность общения, что предопределяет свободное высказывание респондента по большинству вопросов.
Следует отметить еще один вид интервью — фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а загем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.
Отсюда следует еще одна классификация интервью — групповое и индивидуальное — в зависимости от того, кто выступает респондентом. Молено одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.
Проведение интервью требует хорошей подготовки. Не всякий человек может быть интервьюером. Здесь требуются и личностные качества (общительность, дружелюбие, приветливость, коммуникабельность, уравновешенность), и достаточно высокая общая культура, умение быстро переключаться на новые вопросы, находить выход из сложных ситуаций общения.
Немаловажную роль в процессе интервьюирования играют компетентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенностей социальной среды респондентов (образовательный и культурный уровень, интересы, особенности труда и быта, специфика речевого общения и т.д.).
Процесс интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствует, что респондент полностью «вошел» в беседу, он может ее усложнить. Не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы уточнить или пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом...»), и вопросы на понимание («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых — до 1 — 1,5 часа, учащихся — 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в ча-
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
•
Открытые вопросы позволяют респонденту высказать предельно подробно свое мнение, здесь велика вероятность получить его интересные и подчас неожиданные суждения и оценки. Но часто бывают и «отписки», вызванные нежеланием отвечать на вопрос. Главная трудность открытых вопросов — сложность формализации и обработки ответов.
В отличие от открытых закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из перечня возможных, и неальтернативными (вопросы-меню), позволяющими выбрать одновременно несколько ответов. Пример вопроса-меню:
Как вы считаете, что такое жизненный успех? (Можно отметить несколько пунктов.)
1. Высокое служебное положение, карьера.
2. Богатство, финансовое благосостояние.
3. Удачный брак, хорошая семья.
4. Хорошее здоровье.
5. Близкие друзья.
6. Любовь.
7. Реализация своих способностей.
8. Духовное общение (с книгами, искусством).
Достоинство таких вопросов — в их однозначной интерпретации и быстрой обработке. Однако нельзя забывать, что таким путем социолог как бы «навязывает» одно из своих мнений опрашиваемому. Вы-У ход из ситуации может быть найден с помощью полузакрытых вопросов, в которых перечень возможных вариантов ответов дополняется в конце позициями типа «Что еще вы могли бы отметить?», «Если у вас есть особое мнение, допишите».
По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы -лову ш к и. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: «В какой мере вы удовлетворены своей работой?» — то контрольный может быть сформулирован иначе: «Хотели бы вы сменить свою работу?».
Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов, от тех, кто этого не может. Так, если мы изучаем свободное время студентов и хотим выяснить, какими видами спорта они занимаются, вначале нуж-
Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации
но сформулировать вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли вы спортом?» — и только потом спросить, какими его видами. Если респондент ответит на первый вопрос отрицательно, ему не нужно тратить время на вопросы о конкретных занятиях, удовлетворенности ими и т.д.
Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Возьмем то же исследование свободного времени студентов, в ходе которого ставилась задача выявить их читательские интересы и предпочтения. Социологи предложили респондентам перечень знакомых им книг и их авторов и включили книгу вымышленного писателя. Некоторые опрошенные ответили, что читали эту книгу, и она им понравилась. Здесь очевидна недобросовестность респондента, которая должна быть учтена социологом при анализе.
По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.
По форме различают прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли вы вашей работой?»), и к о с в е н н ы е, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, «Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них вы считаете наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д. По форме выделяют также прожективные вопросы, в которых ситуация как бы предполагается, задается (например, «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?»).
При составлении анкеты необходимо учитывагь следующие правила:
• в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежать
ся другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой
связи между ними;
• реальная ситуация контролируется прожективной, например:
«Если бы вам пришлось выбирать профессию, избрали бы вы свою
нынешнюю?»;
• косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, открытые —
на закрытый;
• контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными
задачами исследования;
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
• вопросы надо формулировать так, чтобы было желание давать в
ответ на них полную и объективную информацию;
• в вопросе-меню необходимо соблюдать пропорцию в подборе по
ложительных и отрицательных суждений;
• язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к
разговорной речи обследуемых;
• в анкете не должно быть двусмысленных вопросов, абстрактных
и многозначных терминов, вопросы должны быть понятны респон
денту;